{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как оценить стартап до прибыли. Метод скоринга

Метод скоринга (Scorecard Valuation Method) – метод оценки стартапа до получения дохода, основанный на сравнении целевого стартапа с другими финансируемыми стартапами, измеряя среднюю ценность и вычисляя добавочный коэффициент на основе таких факторов как регион, рынок, команда (так же известный как метод Билла Пейна).1 шаг метода

1 Шаг

Необходимо определить до-инвестиционную ценность стартапа до момента как он начнет получать прибыль, для определения этой стоимости используется статистика инвестиций в стартапы на аналогичных стадиях в рынке исследуемого стартапа. После сбора данной статистики вычисляется медианная ценность стартапа.

Способ 1:

Сам Билл Пейн опубликовал рабочий лист методологии оценки Scorecard, в котором он опросил 13 групп ангелов-инвесторов в 2010 году, показав диапазон предварительной оценки в пределах $1M-$2M.

Далее Билл использует значение $1.5M в качестве медианной предварительной оценки.

Способ 2:

В этом способе мы не вычисляем среднюю стоимость между инвестициями в конкретных компаниях, а берем среднюю величину инвестиций между разными циклами разработки стартапов по всему рынку.

Для примера возьмём отчет Angel Capital Association за 3 квартал 22-ого года - нас интересует только стадии pre-seed и seed.

Среднее значение первой стадии – $10.2M, среднее значение второй – $28M, среднее значение между ними – $19M – это и есть нужное нам значение.

Стоимость стартапа до начала получения им прибыли может зависеть от географии расположения компании, количества конкурентов на рынке в регионе, и, разумеется, от стадии самого стартапа.

2 Шаг

На данном этапе нужно сравнить целевую компанию с аналогичными компаниями на тех же стадиях и в тех же регионах, опираясь на данные факторы:

1. Сила команды управления, менеджмента – 0-30%

2. Диапазон возможностей – 0-25%

3. Продукт/технология – 0-15%

4. Конкурентная среда – 0-10%

5. Маркетинг, каналы продаж, партнерства – 0-10%

6. Потребность в дополнительных инвестициях – 0-5%

7. Другие – 0-5%

На первом месте по важности факторов идет сила и опыт команды стартапа, по причине ее влияния на остальные факторы и возможности скрыть их недостатки и усилить достоинства. Как сказал сам Билл Пэйн на этот счет – «В построении бизнеса, качество команды имеет первостепенное значение для успеха. Отличная команда исправит ранние недостатки продукта, а обратное невозможно»

(Данное распределение важности факторов является субъективным видением автора метода, поэтому при необходимых знаниях о рынке и достаточном опыте, вы можете изменить их ранжирование)

Разберем работу метода на примере:

Представим, что у нас есть сильная команда, присвоим ей 150% на фоне рынка, слабый продукт, например, 75% от рынка и средние значения в остальных факторах, получим таблицу:

Сейчас наш добавочный коэффициент (1.11) умножаем на оценочную медианную стоимость и получаем:
- для первого примера: 1.11*1.5=$1.67M.
- для второго примера: 1.11*19=$21.09M.

Так мы и получаем финальную до-инвестиционную стоимость стартапа по методу Scorecard Valuation.

В конце считаю нужным отменить минусы данного метода:

1. Не подходит для революционных стартапов с абсолютно новым видением рынка, так как о конкурентах почти ничего не известно (справедливости ради, такие старты в принципе прогнозировать сложно).

2. По словам самого Билла Пэйна, метод является крайне субъективным - его результат будет сильно зависеть от человека, который этот метод использует.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда