Как оценить стартап до прибыли. Метод скоринга
Метод скоринга (Scorecard Valuation Method) – метод оценки стартапа до получения дохода, основанный на сравнении целевого стартапа с другими финансируемыми стартапами, измеряя среднюю ценность и вычисляя добавочный коэффициент на основе таких факторов как регион, рынок, команда (так же известный как метод Билла Пейна).1 шаг метода
1 Шаг
Необходимо определить до-инвестиционную ценность стартапа до момента как он начнет получать прибыль, для определения этой стоимости используется статистика инвестиций в стартапы на аналогичных стадиях в рынке исследуемого стартапа. После сбора данной статистики вычисляется медианная ценность стартапа.
Способ 1:
Сам Билл Пейн опубликовал рабочий лист методологии оценки Scorecard, в котором он опросил 13 групп ангелов-инвесторов в 2010 году, показав диапазон предварительной оценки в пределах $1M-$2M.
Далее Билл использует значение $1.5M в качестве медианной предварительной оценки.
Способ 2:
В этом способе мы не вычисляем среднюю стоимость между инвестициями в конкретных компаниях, а берем среднюю величину инвестиций между разными циклами разработки стартапов по всему рынку.
Для примера возьмём отчет Angel Capital Association за 3 квартал 22-ого года - нас интересует только стадии pre-seed и seed.
Среднее значение первой стадии – $10.2M, среднее значение второй – $28M, среднее значение между ними – $19M – это и есть нужное нам значение.
Стоимость стартапа до начала получения им прибыли может зависеть от географии расположения компании, количества конкурентов на рынке в регионе, и, разумеется, от стадии самого стартапа.
2 Шаг
На данном этапе нужно сравнить целевую компанию с аналогичными компаниями на тех же стадиях и в тех же регионах, опираясь на данные факторы:
1. Сила команды управления, менеджмента – 0-30%
2. Диапазон возможностей – 0-25%
3. Продукт/технология – 0-15%
4. Конкурентная среда – 0-10%
5. Маркетинг, каналы продаж, партнерства – 0-10%
6. Потребность в дополнительных инвестициях – 0-5%
7. Другие – 0-5%
На первом месте по важности факторов идет сила и опыт команды стартапа, по причине ее влияния на остальные факторы и возможности скрыть их недостатки и усилить достоинства. Как сказал сам Билл Пэйн на этот счет – «В построении бизнеса, качество команды имеет первостепенное значение для успеха. Отличная команда исправит ранние недостатки продукта, а обратное невозможно»
(Данное распределение важности факторов является субъективным видением автора метода, поэтому при необходимых знаниях о рынке и достаточном опыте, вы можете изменить их ранжирование)
Разберем работу метода на примере:
Представим, что у нас есть сильная команда, присвоим ей 150% на фоне рынка, слабый продукт, например, 75% от рынка и средние значения в остальных факторах, получим таблицу:
Сейчас наш добавочный коэффициент (1.11) умножаем на оценочную медианную стоимость и получаем:
- для первого примера: 1.11*1.5=$1.67M.
- для второго примера: 1.11*19=$21.09M.
Так мы и получаем финальную до-инвестиционную стоимость стартапа по методу Scorecard Valuation.
В конце считаю нужным отменить минусы данного метода:
1. Не подходит для революционных стартапов с абсолютно новым видением рынка, так как о конкурентах почти ничего не известно (справедливости ради, такие старты в принципе прогнозировать сложно).
2. По словам самого Билла Пэйна, метод является крайне субъективным - его результат будет сильно зависеть от человека, который этот метод использует.