Как общаться с IT кандидатами из разных стран?

Как общаться с IT кандидатами из разных стран?

Всем привет! Сейчас многие фаундеры релоцировали свой бизнес за рубеж и расширяют команду, поэтому выбор верной стратегии взаимодействия с кандидатами из разных стран очень важен. Поэтому решила поделиться накопленным опытом по данной теме в статье и рассказать, как лучше нанимать IT специалистов на международном рынке.

Вкратце напомню о себе: уже пять лет я руковожу своим международным IT рекрутинговым агентством Lucky Hunter Lucky Hunter, суммарно в IT рекрутинге работаю больше 11 лет, в том числе с международными командами и проектами.

Надеюсь, мои советы окажутся для кого-то полезными.

Коммуникация с кандидатами и GDPR

Telegram — наше все для общения с русскоговорящими кандидатами, а вот специалистов из США или Западной Европы такой резкий переход в мессенджеры скорее напрягает. Что делать? Начинать общение в LinkedIn. Если же в профиле кандидата на LinkedIn вы нашли почту специалиста, не спешите на нее писать. Лучше уточнить почту, поскольку без разрешения кандидата писать не принято, — это будет явным нарушением политики персональных данных (GDPR).

Стандарты GDPR разнятся от региона к региону, поэтому лучше заранее ознакомьтесь с правилами, регулирующими взаимодействие в стране, где вы выполняете подбор персонала. Как правило, срок хранения персональных данных во многих странах составляет плюс-минус 2-3 месяца: после этого вы обязаны удалить контакты кандидатов.

Построение коммуникации

Возможно, для кого-то пункт будет слишком очевидным, но все равно напомню: в рекрутинге очень многое зависит от построения продуктивных и доброжелательных отношений.

Поэтому постарайтесь, чтобы начало общения с кандидатом было приятным для обеих сторон, и диалог продолжится более результативно для всех сторон.

Различия есть и здесь: например, русскоговорящие кандидаты предпочитают сразу переходить к делу, не отвлекаясь на “расшаркивания” и получая конкретные ответы на конкретные вопросы, в то время как в IT специалисты из Западной Европы предпочитают, чтобы диалог начинался с нейтральных тем. “Растопить лед” можно уточнением, правильно ли рекрутер произносит имя конкретного кандидата, или просто вопросом про настроение. Take it slow!

Составление писем

Избегаем фамильярности и придерживаемся официально-делового стиля переписки.

Персонализированные письма — это отлично, но должна быть золотая середина (не стоит забрасывать потенциального кандидата мемами с котиками).

Пример удачного письма: обозначить, что опыт кандидата подходит для вакансии, в паре предложений раскрыть основные моменты по позиции (требуемый стек, используемые технологии и т.д.) и компании, и уточнить, готов ли специалист продолжить общение.

Кстати, на увеличение response rate влияет также и время, в которое вы пишете кандидатам: например, в Европе большинство IT специалистов заканчивают работу в 17-18, поэтому вы можете попробовать связаться с потенциальным кандидатом после пяти вечера.

Инструменты

Идентичные инструменты для поиска кандидатов нельзя использовать для разных регионов, — они просто не дадут вам нужного выхлопа. Так, если для поиска русскоговорящих кандидатов большинство IT рекрутинговых агентств используют рекрутинговые сервисы вроде AmazingHiring, чаты и каналы Telegram, то для западноевропейских регионов, Великобритании, Канады и США лучше посмотреть в сторону Angellist и Glassdoor, а поиском кандидатов заняться в LinkedIn и Recruiter.

Ожидания кандидатов

Финансовые предпочтения IT специалистов отличаются от региона к региону: например, средняя вилка для senior разработчика в Испании составит около 80 000 евро в год в Португалии или Испании, но будет выше в Великобритании — 115-120 000 фунтов в год.

Финансы — еще не все ожидания кандидатов. Есть различия и в другом: так, европейские IT специалисты большее внимание уделяют work-life балансу, и для них это может быть одним из решающих факторов при принятии решения о сотрудничестве с компанией. Также удаленка остается одним из ключевых предпочтений кандидатов сегодня. С этим могут быть некоторые проблемы, т.к. многие компании в Европе сейчас наоборот возвращаются в офисы после перехода в онлайн формат в ковид. Что делать? Если есть возможность, предложить хотя бы гибридный формат (офис + удаленка) и обозначить это в вакансии.

Резюме

Как правило, норма — one page CV (резюме на одну страницу). Обычно на страницу совершенно спокойно можно уместить опыт работы, хард и софт скиллы, обучение и другие моменты, которые кандидат считает важным отметить.

Кстати, иногда можно столкнуться с не совсем актуальными данными в резюме русскоговорящих IT специалистов и Восточной Европы: это связано с тем, что рынок здесь все еще остается рынком кандидата, поэтому IT специалисты зачастую не делают акцент на составлении идеального резюме — на каждого опытного кандидата и так достаточно высокая конкуренция.

А вот в Западной Европе, наоборот, рынок преимущественно принадлежит работодателю, поэтому грамотно составленное резюме для кандидатов — один из проверенных способов привлечь потенциального работодателя.

Оформление трудовых отношений

Везде своя специфика налогообложения, поэтому кандидаты в разных регионах предпочитают по-разному оформлять трудовые отношения. Так, в Польше или Румынии, ввиду прогрессивного налогового обложения, большинство разработчиков выбирают В2В сотрудничество: компания перечисляет зарплату специалисту гросс (без вычета налога), а налог сотрудник оплачивает уже сам.

Подбирая кандидатов из разных стран, обязательно уточняйте у них предпочтения по оформлению, — иногда работодатель не готов оформлять сотрудничество по В2В контракту, поэтому такие нюансы необходимо выяснять на старте, чтобы между потенциальным кандидатом и работодателем не возникало в дальнейшем недопониманий.

Согласование зарплаты

Если русскоговорящие кандидаты любят конкретику и спрашивают о вилках в самом начале общения, в Западной Европе и США обсуждение финансовых тем в письмах считается плохой тенденцией, и предпочтительно проговаривать данные вопросы уже на звонке. Иногда кандидаты из этих регионов и вовсе не готовы обсуждать зарплатные ожидания на старте общения: им комфортнее сначала сориентироваться, насколько в целом вакансия им близка. Здесь лучше не давить на кандидатов, а обсудить salary expectations позже, — как вариант, после первого технического интервью.

Предоставление фидбека при отказе

Обычно отказы направляются в письменном виде: при общении с кандидатами из восточноевропейского региона, рекрутеры часто пишут их в мессенджерах, в которых ведут коммуникацию с кандидатом (например, в Telegram, который является одним из наиболее популярных каналов). При работе с IT специалистами из Западной Европы или США, как правило, информация об отказе и фидбек направляется на емейл.

Не ограничивайтесь формальным отказом.

Уточните, есть ли у кандидата вопросы, можете ли вы чем-то еще помочь: если кандидат просит созвониться и обсудить фидбек более подробно, не отказывайте, — это тоже показывает ваше уважение к кандидату и потраченному им времени на прохождение отбора, а также оставляет хорошее впечатление о взаимодействии с вами.

Как быть, если отказ происходит по резюме? Например, когда кандидат откликается на вашу вакансию через какой-либо джоб борд. В этом случае, как правило, достаточно стандартного отказа на сайте: обычно джоб борды предлагают шаблоны сопроводительного письма, которое кандидат получает вместе с уведомлением об отказе, — вы можете выбрать один из таких шаблонов или составить свой собственный.

Всем работодателям быстрого и эффективного закрытия вакансий, а кандидатам — приятных офферов! :)

22
1 комментарий

Полезная статья

1
Ответить