«Низкие зарплаты, самостоятельность и настоящая дружба»: интервью о стартапах

Когда мы слышим о работе в стартапах, думаем об инновациях, технологиях и непрерывном прогрессе. Но действительность далека от идеальных картинок. Алина Агаркова 6 лет проработала в маркетинговых командах стартапов России, Литвы и США. Мы поговорили с ней о сходствах и различиях процессов в разных компаниях, а также получили рекомендации по поиску работы.

«Низкие зарплаты, самостоятельность и настоящая дружба»: интервью о стартапах

Уточни, пожалуйста, что ты имеешь в виду под стартапом? Часто имеет место путаница в понятиях.

Под стартапом я понимаю компанию, которая организовалась совсем недавно и состоит из небольшого количества людей. Также стартапом можно назвать компанию, которая еще не вышла на самоокупаемость. Еще одна важная отличительная черта — отсутствует жесткая иерархия и решения принимаются довольно быстро. Самая распространенная направленность — информационные технологии.

Какой направленности были стартапы, в которых ты работала?

Русский стартап, в котором я работала, был айтишным, но в индустрии путешествий. Литовская компания изготавливала деревянный декор. Американский стартап занимался уходовой косметикой. Еще один русский стартап, в котором мне удалось поработать, делал журнал о русских за рубежом.

В чем заключались отличия между американским, литовским и русским стартапами?

Первая компания, в котором мне удалось поработать, был литовским. Основная особенность его работы — искусственная атмосфера. Дело в том, что мало у кого из Литвы бывает возможность уехать в США, поработать в местном стартапе, а потом вернуться и уже создать что-то свое. Поэтому местные предприниматели черпают идеи о том, как все устроено только из медийных источников. Наигранность выражалась в том, что нужно было всегда быть позитивным. Транслировать хорошее настроение не только клиентам, но и коллегам. Часто все выставлялось намного лучше, чем было на самом деле. По факту в процессах творилась неразбериха, платили мало, но нужно было улыбаться и верить, что мы станем условным Apple.

«Низкие зарплаты, самостоятельность и настоящая дружба»: интервью о стартапах

Русские стартапы отличались тем, что сотрудники hr-отдела часто работали как аниматоры. Они постоянно что-то организовывали: тренинги, семинары, дорогие вечеринки. Лишь бы ребята, которые там работали, чувствовали себя круто. Но тут, конечно, сыграло роль, что стартап состоял в основном из айтишников, поэтому так много мер предпринималось для их удержания. Еще одно отличие русского стартапа — огромное количество мата и криков в рабочих отношениях. Считалось абсолютно нормальным применить к своему подчиненному полный арсенал нецензурных выражений. Для меня это было дикостью. В русских стартапах абсолютно нормально было заканчивать работу в 4 утра, поспать в офисе, сходить в душ (они есть прямо на территории компании) и дальше работать. То, что ты будешь перерабатывать, было принято как аксиома и не обсуждалось.

В американском стартапе нужно было постоянно поддерживать идею того, что мы крутые. Хотя по факту мы были никому не известными малышами. Очень важное отличие американского стартапа — сильный контроль. Нужно было обязательно отмечать время начала работы и ее завершения. Начальники хотели даже проверять, что именно делают сотрудники. Ты точно работаешь или просто стучишь по клавишам? Зарплата тоже была низкой и платили чуть ли не по минутам. Это разрушило все мои стереотипы. Я думала, что в США — на родине стартапов, уж точно все профессионально и инновативно. Еще один момент — очень жесткий договор о неразглашении информации. Этой компании уже не существует, а я все еще не могу рассказывать про некоторые моменты. Самые крупные суммы денег в этой компании вкладывались в патенты. И очень часто эти траты были необоснованными.

Было что-то, что объединяло все эти стартапы?

Первая объединяющая черта — низкие зарплаты для всех сотрудников. Все это старались компенсировать фальшивой мотивацией. Мы же стартап, мы же такие классные, такие инновационные! Еще немного и все будут отлично зарабатывать. Но по факту ничего не менялось. Это было главной причиной, почему я уходила. Ведь работать приходилось очень и очень много. В стартапах ты часто можешь столкнуться с потребительским отношением. В уже сложившихся компаниях сотрудников ценят больше. В стартапах тебя полноценно выжимают, а потом никто даже не сожалеет, когда ты уходишь.

Вторая особенность стартапов — все делают всё, независимо от специальности. Если ты хочешь и можешь, то ты это делаешь. Часто люди просто гуглили информацию, пробовали методом тыка. Таким образом, огромное количество ресурсов тратилось в никуда. Конкретный план развития компании часто отсутствовал. Никто из сотрудников понятия не имел, куда мы движемся. Или, например, руководство сделало план и через две недели изменило весь концепт. При этом перемены были очень хаотичными. Еще не успели проверить, как работает одна стратегия, уже надо пробовать новую. Мне кажется именно это не позволило некоторым стартапам, в которых я работала, полноценно развиться.

Насколько отличался уровень зарплат в стартапах от крепко стоящих на ногах компаний?

У меня не очень много практики не в стартапах, поэтому тяжело сравнивать. Но если говорить о моем опыте, то отличается значительно. Например, в русском стартапе я получала около 18 тыс. фунтов в год. Сейчас за тот же объем работ в компании, которой на сегодняшний момент 23 года, я получаю 30 тыс фунтов в год.

Какие отношения складываются между сотрудниками? Можно ли найти настоящих друзей?

В стартапах между сотрудниками всегда очень хорошие отношения. Здесь в порядке вещей, что ты уходишь с работы вместе с коллегой. Потом вы идете в бар, еще куда-нибудь. Со временем создается ощущение, что работа никогда не заканчивается. Но я действительно познакомилась со многими интересными людьми. И именно здесь я нашла по-настоящему близких друзей.

«Низкие зарплаты, самостоятельность и настоящая дружба»: интервью о стартапах

Как легче всего устроиться в стартап? Играет ли роль нетворкинг? Может быть, LinkedIn?

В стартап легче всего попасть через знакомства, в том числе и виртуальные. Расскажу для иллюстрации как я нашла работу в последнем стартапе. Знакомый знакомого поделился постом, что ищет маркетинг-менеджера. Я увидела вакансию и сразу написала письмо. На следующий день, в субботу утром, у меня уже было интервью. Очень часто все именно так и происходит. Кроме того, если вы уже поработали в одном стартапе, то скорее всего, обросли знакомствами. Ваши приятели, возможно, занимаются уже чем-то другим, им нужны люди. Бесконечный круговорот знакомств и взаимовыгодного сотрудничества.

Линкедин, как мне кажется, для стартапов не очень работает. Видите вакансию в социальных сетях? Быстро откликайтесь и, возможно, именно вам повезет.

Какие главные плюсы ты видишь в работе в стартапах?

Стартап — это лучшее место для того, чтобы попробовать себя абсолютно во всем. Если вы любите принимать решения, то вам точно понравятся стартапы. Здесь их придется принимать очень часто. Бывает так, что нужно согласовать задачу с ответственным лицом, но у него просто нет на это времени. И вся ответственность ложится на ваши плечи. В стартапах вы можете попробовать себя на абсолютно разных позициях.

Еще один важный плюс — знакомишься с огромным количеством классных людей. Мне кажется, самые прогрессивные и интересные люди работают именно в стартапах. И они всегда открыты и готовы дружить. Многие люди потом продолжают развиваться и эти знакомства помогают тебе уже в профессиональной деятельности. Вы можете взять кого-то на работу или вас предложат выгодную должность. Мои знакомые сейчас работают в больших корпорациях, и если я вдруг решу туда податься, то у меня точно будут хорошие рекомендации.

Кем легче всего устроиться в стартапы? Существуют ли такие должности?

Думаю, в стартап легче всего попасть айтишникам. Им, в принципе, везде рады. В остальном все очень зависит от отрасли, в которой вы собираетесь работать. Например, в медиа легче всего занять должность операционного менеджера. Мне сложно говорить, потому что я всегда в основном работала в маркетинге и управлении проектами. Дизайнеры всегда нужны, но это неблагодарная работа. Делать нужно много, а платят мало.

Что посоветуешь тем, кто хочет устроиться в стартап?

Я бы посоветовала тусоваться на тематических форумах, общаться и заводить знакомства. Добавляйте ребят, которые работают в стартапах, в свои контакты в социальных сетях. Возможно, даже тех, кто работает в крупных компаниях. Следите за ними, за их постами. Так вы сможете быстро увидеть и откликнуться на интересную работу. Сейчас многие делятся своими вакансиями в своей и чужих компаниях.

Как выбрать хороший стартап, что посоветуешь?

Его не так просто выбрать, потому что 90% из них закрываются. Как попасть в 10% — тот еще вопрос. Я бы посоветовала идти в компанию к людям, которые имеют за плечами реальный опыт работы. Конечно, круто пойти за идеей, но если ее основатели прежде ничего не делали в этой сфере, им будет очень сложно дойти до уровня самоокупаемости. Кроме того, нужно понимать, что в стартапах очень многое зависит от финансирования. Деньги, в прямом смысле, продлевают жизнь стартапа. Но я бы еще посоветовала, не думать о том, станет ли ваш стартап крутой корпорацией. Лучше мыслите так: у меня точно есть 2 года в этой компании, и я могу получить здесь бесценный опыт, который сделает меня отличным специалистом.

66
8 комментариев

Комментарий недоступен

6
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Что посоветуешь тем, кто хочет устроиться в стартап? -Я бы посоветовала тусоваться на тематических форумах, общаться и заводить знакомства. Добавляйте ребят, которые работают в стартапах, в свои контакты в социальных сетях. Следите за ними, за их постами. Так вы сможете быстро увидеть и откликнуться на интересную работу. Сейчас многие делятся своими вакансиями в своей и чужих компаниях.

Советы от БОГА!

3
Ответить

Очень тупая статья

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Мне понравилась статья.

1
Ответить

Я бы не высказывался по поводу стиля статьи и личного мнения автора. Мне кажется именно для этого и собрались тут - чтобы делиться мнениями.
Статья, как по мне, хорошо показывает особенности стартапов.
В стартапе хорошо, когда все участники команды именно ВЕРЯТ в успех и работают ради этого успеха. Просто нанятые сотрудники или атсуорс не должен исполнять ключевые роли. Как мне кажется стартап - это в первую очередь команда.
Хорошо сказано про размытие личной ответственности на общее, про скорость изменений и принятий решений.
И совсем не лишним было сказано про построение социальных связей. Все именно так. Долина не просто так образовалась. Одна из ключевых особенностей - люди там быстро знакомятся и обмениваются идеями.

1
Ответить