Бизнес-аналитик внутренних технологий

Кто это и зачем он нужен компании?

Бизнес-аналитик внутренних технологий

Много статей написано о работе бизнес-аналитиков: кто это, какова их роль в IT-компании и чем они занимаются. Простыми словами, это человек, который:

● взаимодействует с заказчиком;

● выявляет текущие проблемы и потребности бизнеса;

● собирает и анализирует требования к системе;

● следит за актуальностью требований.

Эти статьи рассказывают про эту роль в контексте работы на проектах внедрения или над конкретным продуктом. Компания Directum не ограничивается на этом и направлена не только на работу с внешними клиентами, но и с внутренними. Так появился бизнес-аналитик внутренних технологий, обладающий определенным набором задач, навыков и личных качеств. Именно об этом будет мой рассказ. Прочитав эту статью, Руководители компаний получат информацию, которая в дальнейшем поможет ее развитию, а люди, которые только начинают погружаться в роль бизнес-аналитика, откроют для себя «новые горизонты» и смогут определить свою точку старта. Ну, или в конечном счете, вы просто узнаете что-то новое о профессиях в IT-компаниях.

Бизнес-аналитик внутренних технологий

Аналитики в компании Directum

Меня зовут Чураков Евгений, я бизнес-аналитик внутренних технологий Directum. В нашей компании есть следующие виды аналитиков:

● бизнес-аналитик на проектах внедрения – взаимодействует и проводит анализ бизнеса внешнего клиента;

● продуктовый бизнес-аналитик – проводит исследования и занимается развитием базового продукта;

● системный аналитик – проектирует требования к системе, строит модели сущностей, их свойств и связей;

● аналитик данных – работает над совершенствованием интеллектуальных возможностей продуктов;

● аналитик пресейла – помогает менеджерам по продажам выявить реальные потребности клиента и подготовить конкурентоспособное коммерческое предложение;

● бизнес аналитик внутренних технологий – работает над развитием продукта, который использует компания.

В этом перечне, последний, есть далеко не на каждом предприятии. Предлагаю разобраться, что интересного и волшебного таит в себе этот вид аналитиков. Погрузимся в мир внутренних технологий.

Бизнес-аналитик внутренних технологий. Кто это?

Это человек, который:

● является связующим звеном между заказчиком и командой разработки;

● способствует доставке качественного полезного продукта для бизнеса.

Сотрудник развивает саму компанию и не работает на внешнего клиента. Основной заказчик — руководящий менеджмент компании, а сотрудники и владельцы процессов — заинтересованные лица.

Бизнес-аналитик внутренних технологий занимается:

● развитием компании за счет автоматизации (ухода от ручного выполнения задач) процессов;

● оптимизацией процессов – пересмотр последовательности этапов и их исполнителей с целью снижения затрат;

● минимизацией постоянных издержек, возникающих в процессах компании, например, сокращение времени на выполнение своих функций сотрудниками.

Сходства с другими бизнес-аналитиками в компании

Выделим основные функции бизнес-аналитика:

1. Проведение исследования и анализа. Выявляем особенности, специфику области работы, а также текущие проблемы.

2. Разработка и управление требованиями. Включает сбор и анализ пожеланий, полученных от внутреннего Заказчика, владельца процесса и заинтересованных лиц. Документирование и согласование результатов, контроль их актуальности.

3. Описание и моделирование бизнес-процессов компании, включающее выявление основных сущностей и взаимосвязей между ними.

4. Внедрение разработанного и адаптированного под компанию функционала. включающее демонстрацию результатов и обучение пользователей.

Как пример, хочу привести решение, в котором основной потребностью было подключить внешних пользователей к системе и обеспечить их работу. Для начала, я проводил анализ и погружался в специфику работы. Разобравшись во всех нюансах, провел интервью заказчика, в результате которого стало понятно, что конкретно необходимо сделать (какие есть требования) и самое главное – зачем. По итогам я смоделировал процессы подключения и отключения внешних пользователей, каждый из которых включал в себя некоторый набор обязательных этапов.

Задокументированные результаты согласовывались с заказчиком, после чего отправились к команде разработки. В процессе требования менялись: некоторые становились неактуальными, часть видоизменялась, а также добавлялись новые. В результате мы получили готовое решение, которое закрыло основные потребности заказчика и провели ему демонстрацию итогов.

Это только малая часть всего, что делает сотрудник внутренних технологий. Рассмотрим, что добавляет индивидуальности и незаменимости этого бизнес-аналитика.

Бизнес-аналитик внутренних технологий

Отличие от других бизнес-аналитиков в компании

Разработка и актуализация общефирменной документации и справки на продукт.

У компании есть свои стандарты, регламенты, инструкции и бизнес-процессы, согласно которым она работает. Вся документация разрабатывается бизнес-аналитиком внутренних технологий в соответствии с правилами и утверждается руководящим менеджментом.

Продолжим историю с внешними пользователями. Чтобы сотрудники понимали и знали, как работать в системе, как подключать, отключать внешних пользователей был разработан определенный набор документов, описывающих весь процесс работы от начала до конца. Технологии работы были разосланы всем участникам процесса, с которыми им необходимо было ознакомиться.

Тестирование новой функциональности и исправленных дефектов

Продукт должен быть качественным и работоспособным не только для внешнего клиента, но для самой компании. Сотрудник внутренних технологий проводит тестирование функциональности, в том числе с привлечением пользователей, которые будут работать с ней.

Продолжая историю, скажу, что у внешних пользователей должен был остаться минимальный набор функциональности и доступов, чтобы избежать утечки данных и сохранить конфиденциальность информации. Перед выпуском проводилось ручная проверка на тестовых базах, в результате которой могли выявляться дефекты, требующие исправления. И этой работой занимался я, так как отдельно выделенных тестировщиков под эти задачи у нас нет.

Проведение опытных эксплуатаций новых функций, разрабатываемых для клиентского продукта.

Наши продукты, перед выходом на рынок, проходят внутреннее тестирование. Для обеспечения качества будущей поставки решения внешнему клиенту, каждая крупная доработка проходит опытную эксплуатацию в нашей организации на реальных пользователях, что позволяет выявить точки улучшения.

Бизнес-аналитик внутренних технологий:

● анализирует возможность применения новой функции во внутренних процессах;

● собирает обратную связь с пользователей и передает команде разработчиков.

Для клиентов разрабатывается возможность, которая позволяет легко создавать и корректировать свои процессы без привлечения разработчиков, называемая «No-code». Чтобы обеспечить реальную работу, мне приходилось переводить процессы компании на этот механизм. В результате работы получился набор пожеланий, который направился команде разработки, чтобы обеспечить удобство и качество для клиента.

Проведение внутренних аудитов СМК (Системы Менеджмента Качества)

Directum – сертифицированная компания и соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 — 2015. Для этого ежегодно проводятся внутренние аудиты СМК. Аудит – регулярная, независимая, внутренняя проверка процессов компании на соответствие критериям качества и эффективности. Эта проверка позволяет выявить потенциальные точки улучшения.

Бизнес-аналитик внутренних технологий выступает здесь в качестве аудитора процессов:

● составляет план аудита;

● определяет критерии проверки;

● проводит анализ процессов;

● определяет несоответствия и находит возможные улучшения;

● помогает определить корректирующие действия и контролирует их исполнение.

На моем опыте был проведен аудит процесса пресейла (предпродажи) наших систем клиенту. За несколько месяцев он был полностью выстроен и начал работать. Чтобы оценить его эффективность собирались статистические данные, проводилось сравнение в формате «до – после», организовывались встречи с участниками процесса для сбора обратной связи. В результате я получил набор действий, которые необходимо произвести для оптимальной и качественной работы сотрудников.

Обработка и анализ пожеланий пользователей

Компания Directum, как и клиенты, совершенствует свои процессы. Основные инициаторы изменений – сотрудники. Они оформляют свои пожелания к системе, с которыми работает сотрудник внутренних технологий:

● проводит первичный анализ;

● выявляет основную потребность пользователя, его «хотелку»;

● оценивает эффект и рентабельность изменений, по результатам которой принимает решение о взятии в работу или отказе в доработке;

● предлагает вариант реализации.

Разберем на примере. Пользователь оформляет обращение с пожеланием сделать кнопку «купить пончик», нажав на которую товар должен отправиться в корзину. Получив эту информацию проводим разговор с пользователем, выявляем реальную потребность (точно нужна кнопка? зачем нужна кнопка? точно так ее нужно назвать?) , полезность, эффективность и возможную рентабельность. По результатам принимаем решение «стоит ли шкурка выделки?» и доносим до пользователя итоговый результат.

Консультация пользователей по работе в системе

Изменение процессов и технологий, как и изменение требований – нормально. Появляется новая функциональность, новые элементы. Пользователи обращаются за консультацией по технологиям, работе системы и правильности выполнения действий в ней, сообщают о возникающих ошибках. Задача бизнес-аналитика внутренних технологий в кратчайшие сроки решить проблему пользователя и предоставить ответы.

Очень часто мне пишут сотрудники, которые только пришли в компанию и не знакомы с нашей системой. Приведу один из примеров. Пишет мне сотрудник с вопросом: «почему у меня процесс утверждения документа пошел не по тому маршруту?». Моя задача проверить, все ли он правильно указал и дать ответ на вопрос. Если какой-либо из параметров заполнен некорректно, я сообщаю об этом пользователю, после чего он производит корректировку.

Бизнес-аналитик внутренних технологий

Плюсы и минусы работы. К чему нужно быть готовым?

В моем понимании, в деятельности бизнес-аналитика внутренних технологий есть два главных плюса:

1. Разнообразие и отсутствие монотонности в задачах. Способствуют этому различного рода функции.

2. Максимальное погружение в каждый процесс и предметную область. Без знания всей системы и нюансов работы выполнить одну из задач сложно.

Вы становитесь творцом истории роста себя, как специалиста, а компании, как работодателя.

Для меня минусов в работе нет. Если вы проактивны, не прокрастинируете на рабочем месте, то вы их тоже не увидите. Рабочий день, как и везде 8 часов. Правильно расставленные приоритеты задач – залог успеха.

Переходя на эту должность, нужно быть готовым:

● тесно общаться с руководством и каждым сотрудником компании;

● погрузиться в каждый процесс и запомнить все нюансы работы в системе;

● планировать свой рабочий день и корректировать его относительно приоритетов;

● изменить свой взгляд на работу с «О, Господи, что это?» на «Ох, что-то новое и вкусное!»;

● изучить все внутренние технологии компании;

● совершенствовать свои навыки по каждому направлению задач.

Личные качества, которые вам могут помочь в работе по направлению бизнес-анализа внутренних технологий:

1. Коммуникация. Вам предстоит очень много общаться с заказчиками и заинтересованными лицами.

2. Внимательность к деталям. В работе необходимо придерживаться принципа «семь раз отмерь, один раз отрежь». Это поможет вам не упустить ничего из виду и принять правильное решение.

3. Уверенность в себе и в результатах. При проведении презентаций нужно уметь отстаивать свою точку зрения, чтобы убедить заказчиков, что именно так будет лучше и правильнее.

4. Убеждение. Умение аргументированно объяснять сотрудникам «почему именно так, а не по-другому» поможет вам избежать нежелательных споров и недопониманий.

5. Разносторонность. Этот навык поможет вам оценить и быть готовым к разным ситуациям и исходам событий.

6. Решительность. Без нее невозможно своевременно выбирать правильный вариант, основанный на логических соображениях и анализе.

7. Обучаемость. Без нее вам будет достаточно трудно запомнить всю информацию, ведь в компании очень много процессов и предметных областей, в которые необходимо быть максимально погруженным.

Подведем итоги

Бизнес-аналитик внутренних технологий – не такой же сотрудник, который работает на проектах внедрения, над новым продуктом или совершенствованием существующего. Перед вами открывается множество возможностей для самореализации, карьерного и личностного роста. Для людей, которые только начинают изучать сферу бизнес-анализа в IT индустрии эта роль – хороший старт для работы.

Я рассказал вам о своих задачах, а теперь расскажите и вы:

1. Работали ли вы когда-нибудь бизнес-аналитиком внутренних служб? Какие функции выполняли? С какими трудностями сталкивались?

2. Готовы ли вы сами стать таким сотрудником?

3. Если у вас нет таких специалистов, то нужен ли вам такой многофункциональный сотрудник?

Бизнес-аналитик внутренних технологий
1212
1 комментарий

Я была "Менеджером СМК" в небольшой компании (150 чел): - описание бизнес-процессов компании, подготовка к внешним аудитам, внутренняя автоматизация, обучение сотрудников, оценка удовлетворенности клиентов...
Было интересно! особенно в период реструктуризации, открытия новых филиалов, новых направлений деятельности.
Ты всегда в курсе всех дел компании, знаешь всех сотрудников и клиентов.
Но когда ситуация "стабилизировалась" вдруг стало скучно. Ты занимаешься микро улучшениями, переставляешь знакомые буковки своих же документов, на оценках результативности как будто переливаешь из пустого в порожнее.
Ближе к пенсии, думаю, можно было бы вернуться.
А пока на внешних проектах намного интереснее) Хочешь-не хочешь надо погружаться в новую специфику, изучать новые инструменты, дружить с обновляющимися армиями тараканов заказчиков)

1
Ответить