Как «продать» вакансию ИТ-специалисту: советы HR-эксперта с 20-летним опытом
Что поможет убедить лучших кандидатов на IT-вакансии сказать вам «да» — рекомендации рекрутерам и нанимающим менеджерам.
Время прочтения ~7 минут.
Несмотря на нестабильность рынка, число открытых вакансий в российских IT-компаниях выше, чем количество соискателей. Высококвалифицированные специалисты очень востребованы и настолько же требовательны. Как же привлечь внимание желанного айтишника?
Что раздражает соискателей в объявлениях
Описание вакансии — это первый аргумент рекрутера. Составляя текст, важно избегать раздражающих, неэффективных формулировок.
- В топе факторов, приводящих к отказу от вакансии, — низкая информативность объявления. Читатель не понимает, зачем ему тратить время на общение, если эйчар не указал зарплатную вилку, обязанности, подробные условия работы, и всю эту информацию нужно добывать самому.
- Второй в списке стоит самопрезентация компании по шаблону. Пара красноречивых абзацев про «динамично развивающуюся, молодую и перспективную организацию», и вы потеряете целевого кандидата навсегда. Чтобы донести уровень авторитетности компании на рынке, часто достаточно указания ее области деятельности и ссылки на сайт.
На вопрос: «Какие фразы в описании вакансии вас раздражают?» — мы получаем такие ответы:
Забавно, но, если попросить ChatGPT сгенерировать красивую миссию бренда, чат-бот выдаст набор слов, который можно встретить у ~ 80% компаний.
Принципы вакансии, на которую откликнутся
Правильная IT-вакансия — это информативный текст с выгодным предложением. Чтобы создать такое объявление, следуйте 4 принципам.
1. Создайте живое описание компании
Откажитесь от абстрактных и неинформативных формулировок. Составьте портрет компании в паре предложений живым языком с деталями. Что можно указать: корпорация вы или стартап, в чем суть вашего проекта, над каким продуктом вы работаете, чем и кому он помогает.
2. Персонализируйте сообщение
Предложение должно быть не только привлекательным, но и персонализированным. На этапе составления вакансии нужно узнать специфику отдела и компании, согласовать портрет личности кандидата, его качества, ценности, интересы.
Универсальная вакансия, составленная как будто под несколько позиций сразу, — подход, обреченный на провал или очень некачественный результат. Потребности, запросы, интересы IT-специалистов с разным опытом различаются. Для разработчика-мидла будут важны подробности по стеку и архитектуре, задачам и результатам, ожидаемым от него как от высокопрофессионального исполнителя. У сеньора может быть другой фокус — например на бизнес-целях проектов, команде и клиентах.
3. Сократите: краткость = забота
Объявление не лонгрид, и его чтение не должно занимать у соискателя больше минуты — этого должно быть достаточно, чтобы просканировать текст и заинтересоваться предложением.
Покажите, что вы цените время ваших кандидатов и потому потрудились разложить по полочкам только факты, существенные для принятия решения (в вашу пользу).
4. Исключите очевидное, добавьте исключительное
Лучше убрать из требований те, что обязательны для всех IT-специалистов по умолчанию или ясны из названия позиции: например, работа с базами данных или знание PHP. Правильнее прописать уникальные задачи и навыки, конкретные рабочие инструменты, нестандартные преимущества и возможности позиции. Возможно, их будет не много, зато вы сразу обратите внимание соискателя на уникальность предложения, и эти пункты не затеряются в полотне общих, привычных фраз.
Чем привлечь желаемых IT-кандидатов?
Лучшими айтишниками хотят завладеть лучшие компании. Только денежной мотивации недостаточно, чтобы привлечь талантливого разработчика. Офисные плюшки — в том числе технологичный опенспейс с личным макбуком, фитнес, фрукты — скорее гигиенический минимум, чем конкурентное преимущество.
Что работает:
1. Живая корпоративная культура и адекватные люди
IT-специалистам, в том числе интровертам, важна команда единомышленников, экологичная атмосфера, компетентные топ-менеджеры и настроенные процессы.
2. Значимость и перспективность проекта
Настроенный на развитие айтишник обязательно будет оценивать продукт и технологии. Просто писать код ему не интересно.
Важно, чтобы разработчику была близка бизнес-идея, задачи, чтобы он мог влиять на конечный результат. Амбициозность проекта — значимый стимул для опытного IT-специалиста.
3. Компания-работодатель имеет УТП
В начале статьи мы писали, что эйчарам в IT нужно «продавать» вакансии по всем правилам маркетинга. Одно из таких — сформулированное УТП — уникальное торговое предложение. Подумайте, что уникального вы можете предложить кандидату в сравнении с конкурентами. Например, предоставить не 28, а 30 дней отпуска, или дать возможность оформления в иностранное юрлицо.
4. Качественная подготовка эйчара к собеседованию
5. Атмосфера свободы в компании
Айтишники совсем не благосклонны к компаниям с бюрократией и оценкой работы по офисным часам. Строгий график, иерархия — это красные флаги для соискателей. Удаленка или гибрид с гибким началом дня — уже мастхэв любой IT-вакансии.
6. HR на стороне кандидата
6.1. Используйте тот канал связи, который привычен соискателю. Айтишники, в отличие от менеджеров по продажам или директоров, не любят звонки, а вот телеграм, почта, профессиональные соцсети — более релевантные варианты.
6.2. Говорите с соискателем на одном языке. «Привет» или «добрый день» гораздо больше используется в переписках с кандидатами из мира IT, чем «доброго времени суток».
7. Честность на каждом этапе коммуникации
Все-таки рекрутер — это не продажник. Не нужно приукрашивать действительность. Если у кандидата больше возражений, чем интереса, лучше завершить диалог.