Обучать или нет? Как понять, какую пользу обучение приносит компании

Статья будет полезна тем, кто проводит обучение в компании и хочет доказать его, а заодно и свою ценность для бизнеса. Рассказываем, как системно собирать и анализировать статистику обучения. Делимся опытом работы с БАТ Россия, Работа.ру, Yclients и другими компаниями.

Обучать или нет? Как понять, какую пользу обучение приносит компании

Teachbase — экосистема образовательных решений. Мы помогаем компаниям делать удобное, технологичное, эффективное обучение. Главный продукт компании — платформа для обучения сотрудников, партнеров, клиентов, студентов и не только. На платформе есть конструктор курсов и тестов, инструменты автоматизации. Все для оценки эффективности обучения — проведения опросов и работы со статистикой.

Что такое эффективность обучения

Реальный диалог в компании. Отдел обучения отчитывается перед бизнесом о проделанной работе:

Обучать или нет? Как понять, какую пользу обучение приносит компании

А дальше — непонимание, влияет ли обучение на работу и нужно ли оно вообще.

Чтобы понять, какую пользу обучение приносит компании и окупает ли затраты, оценивают его эффективность. Оценка и анализ помогают увидеть, как обучение отразилось на работе сотрудников и бизнес-показателях:

Обучать или нет? Как понять, какую пользу обучение приносит компании

За какими показателями следить

Показатели, по которым оценивают обучение, называют метриками эффективности обучения. Обычно это цифра: количество баллов за тест, процент удовлетворенности курсом, количество сэкономленных часов или денег.

Учебные показатели. Успеваемость, посещаемость, вовлеченность (активность). Еще стоит смотреть на реакцию сотрудников на учебный материал и процесс.

Рабочие показатели. Рост продаж или скорости, снижение издержек после обучения. На что именно смотреть, зависит от бизнес-целей компании. Часто «неденежные» метрики, например время, можно все равно перевести в деньги.

ROI, то есть окупаемость обучения. Куда же без финансовой стороны. Подробнее об окупаемости мы поговорим дальше.

Как оценивать эффективность

С помощью специальной модели. Ее придумал профессор и бизнес-тренер Дональд Киркпатрик в 50-х годах прошлого века. Она до сих пор актуальна и популярна.

Модель Киркпатрика состоит из четырех уровней. Дальше разберем подробно каждый.

Модель Киркпатрика
Модель Киркпатрика

Оцениваем реакцию

Как сотрудники реагируют на обучение? Что им понравилось, а что нет? C чем возникли сложности? Все ли пригодилось в работе?

Задача на этом уровне: получить от сотрудников обратную связь.

Как оцениваем: проводим опрос или интервью с сотрудниками.

Опрос можно сделать в гугл-формах. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fteachbase.ru%2Fkniga-kak-ocenit-effektivnost-obucheniya-v-kompanii%2F%3Futm_source%3Devent%26amp%3Butm_medium%3Dpreza%26amp%3Butm_campaign%3Dconf%26amp%3Butm_content%3Dgamelearn1804&postId=705626" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">В нашей книге про эффективность обучения</a> вы найдете шаблон такой формы
Опрос можно сделать в гугл-формах. В нашей книге про эффективность обучения вы найдете шаблон такой формы

Что это даст:

  • Узнаете, какие у обучения проблемные места и что стоит доработать под целевую аудиторию.
  • Дадите сотрудникам понять, что компания заботится об их комфорте.

Как поможет СДО. В конструкторе курсов системы дистанционного обучения (СДО) легко сделать опрос. Его можно запустить отдельно от обучения, а можно — завершить им курс или тест. Последний вариант удобен тем, что сотрудников не придется уведомлять об опросе — они пройдут его вместе с обучением.

Онлайн-опрос в СДО Teachbase
Онлайн-опрос в СДО Teachbase
А так выглядят результаты опроса. Большинство оценило курс на 8—10 баллов
А так выглядят результаты опроса. Большинство оценило курс на 8—10 баллов

Оцениваем усвоение

Как сотрудники усвоили материал? Что вынесли из курса?

Задача на этом уровне: проверить знания.

Как оцениваем: проводим тесты, даем практические задания.

Что это даст:

  • Тесты покажут прогресс. Особенно если провести тестирование дважды — перед обучением и после него.
  • Могут работать как тренажер, если не ограничивать попытки и раскрывать правильные ответы в конце: проходишь повторно и запоминаешь теорию быстрее.
  • А еще они говорят о качестве курса: если в одном и том же вопросе ошибается большинство, возможно, проблема в самом вопросе или подаче материала.
Тестирование до и после обучения показывает, какие знания развивает курс, а под какие блоки следует подобрать другие материалы
Тестирование до и после обучения показывает, какие знания развивает курс, а под какие блоки следует подобрать другие материалы

Как поможет СДО. Собирать учебную статистику онлайн-обучения легче, чем очного. На платформе Teachbase, например, можно проводить тесты и следить за успеваемостью, оценивать посещаемость и вовлеченность учеников.

За пару кликов выгружаются отчеты:

  • по конкретному курсу,
  • по конкретному потоку,
  • по конкретному ученику,
  • сводная статистика по всем программам, курсам и потокам.
Многие сотрудники ошиблись, отвечая на вопросы 3 и 6. Они могли неверно понять вопросы или теорию. Стоит разобраться и скорректировать тест или курс
Многие сотрудники ошиблись, отвечая на вопросы 3 и 6. Они могли неверно понять вопросы или теорию. Стоит разобраться и скорректировать тест или курс

Оцениваем поведение

Как сотрудники работают после курса? Применяют ли полученные знания? Хватает ли практики в процессе обучения, чтобы выполнять реальные рабочие задачи?

Задача на этом уровне: проверить навыки.

Как оцениваем: проводим практику и наблюдение, опрос руководителей, ставим сотрудникам KPI — конкретные результаты и цифры, которые ждете от них после обучения.

Что это даст:

  • Увидите, как сотрудники применяют полученные знания и навыки.
  • Выявите сильные и слабые места обучения и найдете способ повысить его эффективность.

Если тесты сданы на отлично, а на практике пробелы, значит что-то пошло не так. Либо сотрудникам не хватает практики для отработки теории, либо дело в тестах: возможно, они слишком простые или учащиеся делятся ответами друг с другом.

Оцениваем результат

Какую пользу компании принесло обучение? Решило ли задачи?

Задача на этом уровне: запросить рабочую статистику у бизнеса и сравнить «было — стало».

Как оцениваем: делаем сводный отчет: данные по всем программам и курсам и их связь с бизнес-показателями.

Что это даст:

  • Выявите взаимосвязи между учебными и рабочими показателями.
  • Увидите реальную пользу обучения.

Как поможет СДО. На платформе Teachbase удобно составлять сводные отчеты по учебным показателям. Также мы помогаем их визуализировать: делаем дашборды для разных целей — как для отдела обучения, так и для бизнеса.

Делаем дашборды в Power BI
Делаем дашборды в Power BI
Показываем общую статистику обучения на платформе Teachbase
Показываем общую статистику обучения на платформе Teachbase

А деньги?

Модель Киркпатрика не думает о деньгах, есть у нее такое слабое место. Поэтому спустя 40 лет после появления его модели Джек Филлипс предложил новую — с важным дополнением. Раз речь идет о бизнес-обучении, то оценивать финансовую сторону критично важно: обучение — часть бизнеса, а не просто развитие.

Модель Филлипса учитывает ROI
Модель Филлипса учитывает ROI

ROI — окупаемость обучения, Return On Investment — считается по простой формуле:

Обучать или нет? Как понять, какую пользу обучение приносит компании

Учитывать нужно не только очевидные цифры, но и неочевидные:

Обучать или нет? Как понять, какую пользу обучение приносит компании

Оценить окупаемость обучения сложно. Для этого нужен крепкий финансовый отдел, отлаженные процессы. Да и результаты обучения могут появиться не сразу.

Как на практике

БАТ Россия: геймифицированная платформа корпоративного университета помогла повысить мотивацию сотрудников и ускорить онбординг. Менеджеры тратят в 2,5 раза меньше времени на задачи обучения.

Yclients: увеличили уровень качества работы технической поддержки с 87 до 97% за два года.

Работа.ру: сократили срок адаптации новых сотрудников с 5 до 2 дней без потери качества. Уровень удовлетворенности платформой со стороны сотрудников — более 90%.

Winline: сократили срок адаптации новых сотрудников с 10 до 3 дней. При этом средний балл по итогам аттестации вырос с 70 до 90%.

CityAds: онбординг сократился в 3 раза. Компания экономит на онлайн-обучении до 20% бюджета. Раньше новых сотрудников обучали руководители, а теперь — онлайн-курсы на платформе. Сэкономленное время руководителя и уменьшение неэффективного времени новичка перевели в деньги.

Что в итоге

1. Оценивать эффективность обучения полезно не только для бизнеса, но и для отдела обучения. Увидев результаты вашей работы, бизнес будет обращаться к вам с задачами снова и снова, выделяя финансирование и другие ресурсы.

2. Анализ процесса и результатов обучения поможет вам выявить его проблемные места, доработать их и повысить его эффективность.

3. СДО упростит работу. Когда курсы, тесты, опросы и результаты собраны в одном месте, обучением проще управлять.

Подробнее тему статьи мы раскрыли в электронной книге «Как оценить эффективность обучения в компании». В ней мы рассказываем:

  • как отделу обучения наладить взаимодействие с бизнесом;
  • как сделать обучение в компании измеримым;
  • как ставить цели, а не просто замерять показатели после обучения;
  • какие показатели оценивать, если вы обучаете новых сотрудников, а какие — если опытных.

В книге больше примеров и подробности работы с БАТ Россия, Работа.ру, Yclients и другими компаниями.

2929
8 комментариев

Моя мечта- чтобы обучающиеся могли давать развернутые ответы (эссе или решение кейса) , а ИИ их проверял и давал оценку в баллах и фидбек словами. В этом случае, в отличие от стандартных тестов, можно проверить не только усвоение знаний, но и понимание и применение.
На большие массы делать это с помощью преподавателя дорого. Искал такое у западных платформ на ATD и на Learning & Tech, но пока не нашел. Парни, сделайте это, будет прорыв!)

1

Привет, Olek! Поговорили на тему ИИ с нашим СEO – Владимиром Щербаковым. Цитирую дальше его ответ:

Очень рад такому вопросу. Идея классная!

Речь только о том, как обучить такой ИИ: ему тоже нужно этот курс пройти, причем на 100 из 100). Плюс вопрос еще этический, что тебя проверяет ИИ.

Ну и наконец. Если это “обязательное” обучение: насколько можно доверять в этом случае ИИ? Если же речь больше про Edutainmanet или просто развивающее обучение – то в этих сценариях точно да.

Но мысль верна. Я думаю, что так или иначе к этому придем.

Из интересного: вот тут был хороший пост, кто и как запускал ИИ внутри продукта.
https://t.me/educational_techno/686

1

Спасибо за идею! Передам продакт-менеджеру.

Классная статья, здорово, что наглядно объяснили для чего нужна СДО и какая выгода работодателю от качественного обучения и проверки знаний. Обязательно буду применять эту концепцию у себя

1

Спасибо))

Подскажите, как у вас сейчас работает поддержка и планируете встроить ИИ в платформу?

1

Техподдержка, как и ранее, работает круглосуточно 24/7. Каждый квартал делимся в соцсетях результатами ее работы. Вот, например, последние цифры: в среднем отвечаем через 22,5 секунды, решаем проблемы – за 21 минуту.

ИИ – технологии, к которым мы пока присматриваемся. Пока не можем сказать точно, как будем их использовать.