Любопытный факт, выуженный нами с портала госзакупок, государственные лечебные учреждения из года в год выкладывают госзаказы на обучение персонала, увеличивая обороты и в 2019 году средний чек за обучение персонала (на основе 500 заявок) около 200 000 руб. Кто занимается этим обучением? Согласно, опять же, действующему законодательству - понятия обучать из средств "бюджета" нет. Есть фонд ОМС (он же ФОМС), внутри которого есть нормированный страховой запас (он же НСЗ ФОМС), из бюджета которого мы и обучаем медицинский персонал. Лично Фонду нет дела до того, где окажутся бюджетные деньги - почему-то остается неверное убеждение, что ФОМС отдает предпочтение крупным государственным ВУЗам, но это не так - предпочтение им отдают врачи, фактически медицинский работник имеет право обучиться в любом учреждении, имеющем разрешительную документацию, в том числе и за счет средств НСЗ.
Вы скажете: "Мы не понимаем вашего отношения к вопросу!". Но здесь, к превеликому сожалению, нет никакого отношения. Система адаптируется под запросы далеко неглупых людей. Если в уважаемом ВУЗе 45 год подряд идут очередные "актуальные вопросы", цепляет ли такая политика врачей с высоким уровнем профессиональной мотивации? Вряд ли. Тут неожиданно мы можем сделать реверанс в сторону государственных образовательных учреждений - на примере московского здравоохранения мы видим неплохие инициативы, например Симуляционный центр при Боткинской больнице - колоссально недооцененный проект, который мог бы приносить доход, если бы государственное здравоохранение обратилось бы в сторону частных клиник, которым необходима техническая база, но к сожалению им совершенно не нужны "актуальные вопросы", уж извините. Мы видим старания московского здравоохранения по повышению престижа профессии врача, по вовлечению молодых специалистов в деятельности крупных клиник, по созданию "полезного контента" в сотрудничестве с ключевыми отраслевыми учреждениями - например курс по радиологии от НМИЦ Радиологии МЗ. И тут снова яма непонимания - управленческое обучение. Безусловно необходимые фундаментальные и совершенно устаревшие технологии. Обратимся к неспешному, буквально прогулочным шагом анализу программ управленческого и маркетинг-обучения в ведущих ВУЗах: наше внимание остановилось на "Управлении в здравоохранении" от ВШЭ. В этом году руководство программы сделала шаг навстречу врачам и предоставила 50% скидку на обучение (135 тысяч рублей в год вместо 370 тысяч рублей соответственно). Взглянув на программу мы нашли что-то про "вызовы", а в преподавательском составе значились эксперты из Инвитро и Медси. Но нам интересно, насколько этот контент касается реальности.
Этот рынок будет расти однозначно. Врачи решают такие глобальные проблемы со здоровье. Возьмем пример пересадки сердца. В прошлом веке об этом даже и не могли думать, а сейчас это в порядке нормы. Это ли не повод принимать тот факт что медицина развивается стремительным темпом.
Да, технико-технологическое развитие - подспорье для работы врача, облегчение его работы и, как следствие, успешное лечение.