Непрерывная клятва врача: каков рынок медицинского образования?

Заметки медицинского маркетолога.

Всё чаще на просторах интернета (да и в досужих разговорах коллег) встаёт вопрос о некомпетентности врачей. Не будем усугублять народный гнев, но отметим, что "компетентность" - как некая профессиональная самость человека, являющегося специалистом в своей отрасли - зависит от целого набора факторов, к которым относится не только организация обучения, но и наличие подходящих трудовых условий, оптимальная экосистема деятельности специалиста, заинтересованность государства в его саморазвитии и непрерывном обучении. Стать компетентным врачом нельзя вопреки, им можно быть только после успешного взаимодействия с цепочкой социальных институтов, таких как высшие учебные заведения, заведения дополнительного профессионального образования, центры развития компетенций, клинические базы, профессиональные медицинские сообщества.

Людям, не находящимся внутри отрасли, сложно понять тот факт, что в целом наше здравоохранение становится лучше. Мы не берем пресловутые показатели рождаемости и смертности, ведь в связи с пенсионной реформой, наша смертность заметно уменьшилась. Мы говорим о преобразованиях, касающихся экосистемы оказания медицинских услуг, где важным фактором выступает - профессиональная пригодность наших врачей и среднего медицинского персонала.

В 2019 году Министерство образования утвердило цифры приема на целевые места - на факультетах "Лечебное дело" они составили до 60% от общего количества поступающих. Для простоты объясняем: не менее 60 человек из 100, пришедших на факультет "Лечебного дела", желающих стать в последствие врачом, будут вынуждены отрабатывать свое обучение в рамках государственного заказа. А 40 человек, из 100 абитуриентов, будут учиться на бюджетной или внебюджетной основе и сами могут решить - быть врачом или нет. Но большая часть врачей - будет вынуждена быть врачами. Что наше образование готово предложить этим людям, чтобы сделать из них "достаточно хороших"* врачей?

Начнем с основ? Существуют два основных закона, регламентирующих медицинское образование: первый, широкоизвестный в узких кругах 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", второй - 273-ФЗ "Об образовании в РФ". И тот и другой законы выделяют "медицинское и фармацевтическое" образование отдельной статьей, таким образом наделяя его особыми требованиями и обязанностями. Например, мы знаем, что для обеспечения выполнения требований 273-ФЗ, учебное заведение должно иметь лицензию на образовательную деятельность, в частности для обучения врачей по программам высшего, среднего-профессионального или дополнительного профессионального обучения. Также должны быть выполнены условия по наличию клинической базы - любое учреждение, имеющее медицинскую лицензию по тем направлениям, по которым планируется обучение врачей. Довольно несложные требования, особенно для тех людей, которые сталкивались с процедурой лицензирования вида деятельности.

Глобально говоря, все медицинское обучение мы можем поделить на среднее профессиональное (медицинские сестры, акушерское дело, фельдшер, клиническая диагностика, стоматологическая лаборатория), высшее профессиональное (лечебное дело, стоматология, педиатрия, здесь же ординатура, аспирантура, докторантура) и дополнительное профессиональное образование (учебные программы менее 500 ак. часов: курсы тематического усовершенствования). Согласно действующему законодательству: если вы получили лицензию на дополнительное профессиональное образование, то нет разницы, будете ли вы учить врачей или слесарей - лицензия максимально унифицирована и требует только наличия научно-практической (клинической) базы, либо в качестве сетевого договора, либо во владении учебного заведения (например, косметология - вы можете оснастить один кабинет косметолога, нанять врачей в качестве преподавателей курса, и, при наличии медицинской и образовательной лицензий, - обучать врачей-косметологов по программам дополнительного профессионального образования).

Любопытный факт, выуженный нами с портала госзакупок, государственные лечебные учреждения из года в год выкладывают госзаказы на обучение персонала, увеличивая обороты и в 2019 году средний чек за обучение персонала (на основе 500 заявок) около 200 000 руб. Кто занимается этим обучением? Согласно, опять же, действующему законодательству - понятия обучать из средств "бюджета" нет. Есть фонд ОМС (он же ФОМС), внутри которого есть нормированный страховой запас (он же НСЗ ФОМС), из бюджета которого мы и обучаем медицинский персонал. Лично Фонду нет дела до того, где окажутся бюджетные деньги - почему-то остается неверное убеждение, что ФОМС отдает предпочтение крупным государственным ВУЗам, но это не так - предпочтение им отдают врачи, фактически медицинский работник имеет право обучиться в любом учреждении, имеющем разрешительную документацию, в том числе и за счет средств НСЗ.

Вы скажете: "Мы не понимаем вашего отношения к вопросу!". Но здесь, к превеликому сожалению, нет никакого отношения. Система адаптируется под запросы далеко неглупых людей. Если в уважаемом ВУЗе 45 год подряд идут очередные "актуальные вопросы", цепляет ли такая политика врачей с высоким уровнем профессиональной мотивации? Вряд ли. Тут неожиданно мы можем сделать реверанс в сторону государственных образовательных учреждений - на примере московского здравоохранения мы видим неплохие инициативы, например Симуляционный центр при Боткинской больнице - колоссально недооцененный проект, который мог бы приносить доход, если бы государственное здравоохранение обратилось бы в сторону частных клиник, которым необходима техническая база, но к сожалению им совершенно не нужны "актуальные вопросы", уж извините. Мы видим старания московского здравоохранения по повышению престижа профессии врача, по вовлечению молодых специалистов в деятельности крупных клиник, по созданию "полезного контента" в сотрудничестве с ключевыми отраслевыми учреждениями - например курс по радиологии от НМИЦ Радиологии МЗ. И тут снова яма непонимания - управленческое обучение. Безусловно необходимые фундаментальные и совершенно устаревшие технологии. Обратимся к неспешному, буквально прогулочным шагом анализу программ управленческого и маркетинг-обучения в ведущих ВУЗах: наше внимание остановилось на "Управлении в здравоохранении" от ВШЭ. В этом году руководство программы сделала шаг навстречу врачам и предоставила 50% скидку на обучение (135 тысяч рублей в год вместо 370 тысяч рублей соответственно). Взглянув на программу мы нашли что-то про "вызовы", а в преподавательском составе значились эксперты из Инвитро и Медси. Но нам интересно, насколько этот контент касается реальности.

Пробежимся по контенту частных образовательных учреждений. АНО ДПО АМО (Академия медицинского образования) - огромный спектр программ профессиональной переподготовки. В руководстве некая Скобкарева Ольга Николаевна. Нехитро манипулируя данными в интернете, находим связь АМО с таким, довольно спорным, учреждением как СНТА (Современная научно-техническая академия). Учреждение, которое занимается всем, включая медицинское образование. Предоставляет дистанционные услуги. Опять же, все совершенно в рамках закона, мы видим лицензию на образовательную деятельность, а научно-технической базой выступает ООО "Здоровье", с умывальником и аптечкой (конечно, это просто формализованное описание).

Помимо подобных учреждений, есть и другие - например, довольно успешная и не вызывающая лично у нас вопросов Академия "Медси". Здесь все прозрачно - есть крупнейшая сеть "Медси" и у них есть свой учебный центр. Имеется лицензия на образовательную деятельность, имеется каталог программ, включающих стажировки. Может быть профессиональное будущее медицинского образования именно за такими учебными центрами?

На самом деле, будущее за содержанием и технологическим процессом. Центр аналитики Kontakt Intersearch не так давно делал митап на тему медицинского обучения: чему нужно обучать врачей, можно ли сделать из врача управленца и подобные вопросы, не терпящие общих выводов. По итогам были сделаны неплохие опросы руководства частным здравоохранением. Касаясь навыков, которые хотели бы развивать собственники, СЕО и HRD частных медорганизаций у своих сотрудников, то большинство (63%) высказались за формирование клинического мышления, чуть меньше опрошенных (58%) хотели бы развивать у персонала интерес к новым технологиям, навыки работы с информационными массивами (41%). То есть бизнес понимает во что хочет вкладывать свои деньги, 71% опрошенных заключили, что готовы на регулярной основе проводить обучение своих врачей, выделяя под это собственный бюджет.

В качестве резюме.

Рынок медицинского образования, на примере московского региона и подобных ему регионов ЦФО (хотя мы знаем, что Москва не Россия), находится в непрерывном преобразовании. Бизнес испытывает потребность в обучении своих врачей навыковым компетенциям, ведь сугубо медицинские знания можно получить в любых образовательных учреждениях (а получить лицензию на обучения не так уж сложно). Однако, так ли далеки навыки от профессиональных компетенций врача? Так ли далека коммуникация от понимания патологического процесса и течения заболевания? Нет. Все взаимосвязано.

Анатомия медицинского маркетинга Бисар Узденов
Анатомия медицинского маркетинга Бисар Узденов

* вольная интерпретация на книгу британского педиатра и психотерапевта Дональда Винникота и его термин "достаточно хорошая мать", которая делает все, что в ее силах, понимая, что иногда может совершать ошибки. Метафора используется для снятия с матерей чувства тревожности и стресса от ощущения своей родительской несостоятельности и порицания со стороны 3-их лиц.

33
2 комментария

Этот рынок будет расти однозначно. Врачи решают такие глобальные проблемы со здоровье. Возьмем пример пересадки сердца. В прошлом веке об этом даже и не могли думать, а сейчас это в порядке нормы. Это ли не повод принимать тот факт что медицина развивается стремительным темпом.

Ответить

Да, технико-технологическое развитие - подспорье для работы врача, облегчение его работы и, как следствие, успешное лечение.

Ответить