Шесть ошибок при собеседовании. Рассказываем, как не отпугнуть соискателя своим поведением
Мы видели уже миллион советов соискателям: как одеться на собеседование, что говорить, чего не говорить... И всё ради того, чтобы понравиться компании. А эйчар при этом тоже не святой, он и сам может допускать непростительные ошибки. В этой статье рассмотрим шесть табу в работе HR-менеджеров, руководителей и всех тех, кто собеседует потенциальных сотрудников.
Меня зовут Катя Черных, я HR-менеджер в makelove. За семь лет работы в рекрутменте у меня накопились истории про негативный опыт общения с эйчарами разных компаний. Расскажу самые интересные на примере табу, которые не стоит нарушать на собеседовании.
Табу № 1: мы семья
Тревожный звоночек, когда вам говорят: «Мы в компании друг другу больше чем просто коллеги. Мы семья». Конечно, сегодня всё актуальнее тренд на бережное отношение к сотрудникам, но не стоит путать «семейственность» компании с заботой.
Во-первых, в «семейных» компаниях границы между личной и рабочей жизнью стираются и сотрудникам сложно оставаться объективными и компетентными на рабочем месте.
Во-вторых, такая коммуникация зачастую приводит к переработкам и другим дополнительным задачам, которые сотрудник не обязан делать, но делает из-за чувства долга и, возможно, вины перед «родственниками». Как можно отказать брату? А директор мне и вовсе как отец родной!
Неправильно: «Мы в компании как семья».
Правильно: «Мы в компании придерживаемся деловых отношений и не нарушаем личных границ друг друга».
Табу № 2: перемывание косточек бывшему сотруднику
Работодатель не должен рассказывать соискателю ненужные подробности о сотруднике, чьё место теперь вакантно. Это путь в никуда в любом случае. Если говорите, какой бывший замечательный, возникают сомнения в ваших условиях труда, раз он ушёл не глядя. Если говорите, какой бывший плохой, возникает вопрос: «А обо мне будут отзываться так же?»
Один мой приятель столкнулся с таким эйчаром в крупной компании: «Меня собеседовали на позицию, с которой предыдущий человек ушёл через месяц после выхода. Эйчар такая: „Очень жаль, что он ушёл, мы были им очень довольны“. Конечно, у меня миллион вопросов в голове. Почему не удержали? Всё настолько плохо тут у вас? А цените ли вы кадры?»
Неправильно: «Жаль, что сотрудник, на место которого вы претендуете, ушёл. Мы были им очень довольны».
Правильно: не обсуждайте качества бывших сотрудников. Достаточно коротко рассказать, почему вы ищете нового кандидата на эту вакансию.
Табу № 3: «Кем вы видите себя через десять лет?»
Всё ещё остаются рекрутеры, которые спрашивают, кем ты видишь себя через десять лет. Сегодня это крайне неуместный вопрос: никто не планирует жизнь дальше недели или месяца. При этом кандидаты уже давно знакомы с такими вопросами-уловками и заранее готовят ответ, который точно устроит эйчара. Это выглядит искусственно и не даёт реального представления о человеке.
Обычно, задавая этот вопрос, мы хотим узнать карьерные планы кандидата. Так и спросите: «Как вы хотите развиваться? Что вас мотивирует в работе?»
Неправильно: «Кем вы хотите стать через десять лет?»
Правильно: «Как вы хотите развиваться и какие задачи вам нравятся? Вам близок горизонтальный или вертикальный рост?»
Табу № 4: личные вопросы
Личные вопросы на собеседовании уже давно стали запретными, но некоторые продолжают их задавать. Это вопросы про возраст, семейное положение, вероисповедание. Вот история моей коллеги:
«Когда я работала в IT-компании, одна из сотрудниц очень активно спрашивала кандидатов: „С кем живёте?“, „Почему не замужем?“ Мне было неловко, там даже обстановка не располагала к тому, чтобы задавать такие вопросы».
Неправильно: «С кем вы живёте? У вас есть дети?»
Правильно: «Чем любите заниматься в свободное время? Есть ли у вас обязательства в течение рабочего дня, из-за которых вам нужно будет отлучаться?»
Табу № 5: обесценивание кандидата
Если кандидат называет слишком большую сумму, говоря о желаемой зарплате, не спешите отвечать: «Вы за такие деньги работу не найдёте!», — это некорректно. Часто я общаюсь с кандидатами, которые хотят большую зарплату, и, как правило, они находят работодателя, готового столько платить.
Честный ответ о том, что названная сумма не входит в зарплатную вилку компании, — самый правильный для эйчара. Затем можно попробовать договориться о снижении и рассказать о нематериальных преимуществах работы.
Неправильно: «Ваши ожидания по зарплате завышены».
Правильно: помните, что выбор делаете не только вы, но и кандидат. Ваша задача — не обесценить его желания, а найти компромисс.
Табу № 6: не оценивайте прошлое место работы кандидата
Однажды я пришла на собеседование как соискатель: рассказала о прошлом месте работы и задачах. После этого потенциальный руководитель начал комментировать HR-процессы моей бывшей компании. Раскритиковал в пух и прах, при этом свою компанию он презентовал как лучшую на рынке.
«Продавать» компанию можно по-разному, и нет ничего плохого в том, что вы считаете её лучшей. Но не нужно делать это за счёт принижения других. Соискатель точно не расположится к вам. Он посвятил месту, которое вы сейчас унизили, годы своей работы.
Неправильно: «Ваше прошлое место работы не сравнится с нами».
Правильно: «У нашей компании много преимуществ. Уверены, они вас заинтересуют».
Вы не допустите этих ошибок, если будете следовать одному простому правилу: с каждым кандидатом важно общаться этично, не забывая о нормах коммуникации и взаимном уважении. И помните: нет плохих и хороших кандидатов; есть те, кто подходит или не подходит вашей компании.