Шесть ошибок при собеседовании. Рассказываем, как не отпугнуть соискателя своим поведением

Шесть ошибок при собеседовании. Рассказываем, как не отпугнуть соискателя своим поведением

Мы видели уже миллион советов соискателям: как одеться на собеседование, что говорить, чего не говорить... И всё ради того, чтобы понравиться компании. А эйчар при этом тоже не святой, он и сам может допускать непростительные ошибки. В этой статье рассмотрим шесть табу в работе HR-менеджеров, руководителей и всех тех, кто собеседует потенциальных сотрудников.

Меня зовут Катя Черных, я HR-менеджер в makelove. За семь лет работы в рекрутменте у меня накопились истории про негативный опыт общения с эйчарами разных компаний. Расскажу самые интересные на примере табу, которые не стоит нарушать на собеседовании.

Табу № 1: мы семья

Тревожный звоночек, когда вам говорят: «Мы в компании друг другу больше чем просто коллеги. Мы семья». Конечно, сегодня всё актуальнее тренд на бережное отношение к сотрудникам, но не стоит путать «семейственность» компании с заботой.

Во-первых, в «семейных» компаниях границы между личной и рабочей жизнью стираются и сотрудникам сложно оставаться объективными и компетентными на рабочем месте.

Во-вторых, такая коммуникация зачастую приводит к переработкам и другим дополнительным задачам, которые сотрудник не обязан делать, но делает из-за чувства долга и, возможно, вины перед «родственниками». Как можно отказать брату? А директор мне и вовсе как отец родной!

Неправильно: «Мы в компании как семья».

Правильно: «Мы в компании придерживаемся деловых отношений и не нарушаем личных границ друг друга».

Табу № 2: перемывание косточек бывшему сотруднику

Работодатель не должен рассказывать соискателю ненужные подробности о сотруднике, чьё место теперь вакантно. Это путь в никуда в любом случае. Если говорите, какой бывший замечательный, возникают сомнения в ваших условиях труда, раз он ушёл не глядя. Если говорите, какой бывший плохой, возникает вопрос: «А обо мне будут отзываться так же?»

Один мой приятель столкнулся с таким эйчаром в крупной компании: «Меня собеседовали на позицию, с которой предыдущий человек ушёл через месяц после выхода. Эйчар такая: „Очень жаль, что он ушёл, мы были им очень довольны“. Конечно, у меня миллион вопросов в голове. Почему не удержали? Всё настолько плохо тут у вас? А цените ли вы кадры?»

Неправильно: «Жаль, что сотрудник, на место которого вы претендуете, ушёл. Мы были им очень довольны».

Правильно: не обсуждайте качества бывших сотрудников. Достаточно коротко рассказать, почему вы ищете нового кандидата на эту вакансию.

Табу № 3: «Кем вы видите себя через десять лет?»

Шесть ошибок при собеседовании. Рассказываем, как не отпугнуть соискателя своим поведением

Всё ещё остаются рекрутеры, которые спрашивают, кем ты видишь себя через десять лет. Сегодня это крайне неуместный вопрос: никто не планирует жизнь дальше недели или месяца. При этом кандидаты уже давно знакомы с такими вопросами-уловками и заранее готовят ответ, который точно устроит эйчара. Это выглядит искусственно и не даёт реального представления о человеке.

Обычно, задавая этот вопрос, мы хотим узнать карьерные планы кандидата. Так и спросите: «Как вы хотите развиваться? Что вас мотивирует в работе?»

Неправильно: «Кем вы хотите стать через десять лет?»

Правильно: «Как вы хотите развиваться и какие задачи вам нравятся? Вам близок горизонтальный или вертикальный рост?»

Табу № 4: личные вопросы

Личные вопросы на собеседовании уже давно стали запретными, но некоторые продолжают их задавать. Это вопросы про возраст, семейное положение, вероисповедание. Вот история моей коллеги:

«Когда я работала в IT-компании, одна из сотрудниц очень активно спрашивала кандидатов: „С кем живёте?“, „Почему не замужем?“ Мне было неловко, там даже обстановка не располагала к тому, чтобы задавать такие вопросы».

Неправильно: «С кем вы живёте? У вас есть дети?»

Правильно: «Чем любите заниматься в свободное время? Есть ли у вас обязательства в течение рабочего дня, из-за которых вам нужно будет отлучаться?»

Табу № 5: обесценивание кандидата

Если кандидат называет слишком большую сумму, говоря о желаемой зарплате, не спешите отвечать: «Вы за такие деньги работу не найдёте!», — это некорректно. Часто я общаюсь с кандидатами, которые хотят большую зарплату, и, как правило, они находят работодателя, готового столько платить.

Честный ответ о том, что названная сумма не входит в зарплатную вилку компании, — самый правильный для эйчара. Затем можно попробовать договориться о снижении и рассказать о нематериальных преимуществах работы.

Неправильно: «Ваши ожидания по зарплате завышены».

Правильно: помните, что выбор делаете не только вы, но и кандидат. Ваша задача — не обесценить его желания, а найти компромисс.

Табу № 6: не оценивайте прошлое место работы кандидата

Однажды я пришла на собеседование как соискатель: рассказала о прошлом месте работы и задачах. После этого потенциальный руководитель начал комментировать HR-процессы моей бывшей компании. Раскритиковал в пух и прах, при этом свою компанию он презентовал как лучшую на рынке.

«Продавать» компанию можно по-разному, и нет ничего плохого в том, что вы считаете её лучшей. Но не нужно делать это за счёт принижения других. Соискатель точно не расположится к вам. Он посвятил месту, которое вы сейчас унизили, годы своей работы.

Неправильно: «Ваше прошлое место работы не сравнится с нами».

Правильно: «У нашей компании много преимуществ. Уверены, они вас заинтересуют».

Вы не допустите этих ошибок, если будете следовать одному простому правилу: с каждым кандидатом важно общаться этично, не забывая о нормах коммуникации и взаимном уважении. И помните: нет плохих и хороших кандидатов; есть те, кто подходит или не подходит вашей компании.

1212
12 комментариев

" перемывание косточек бывшему сотруднику"-это пожалуй точно лишняя информация во время собеседования

2
Ответить

Собеседование провожу только я, я тот человек, который будет ставить задачу. Если, грубо говоря, мне нужно что бы человек умел работать молотком, я ему даю молоток, и задачу. Не справился, досвидос. Резюме это лишь повод начать собеседование, а не прием на работу.
Пришел однажды Линуксоид, видно это до мозга костей, ну, ладно, думаю пусть решит самые сложные задачи нам с этим Линуксом, думаю будет свой гик в нем. Взяли на работу. И началось... Через день сломал наш проект что теперь в Windows не компилится, прошу его соблюсти кросс платформу. Отказывается. И как с таким работать? Сам поправил код. Через неделю опять поломки проекта. Пришлось уволить.

2
Ответить

2. Во время собеседования лучше сразу сказать что не так. Трус убежит, а тот, кто уверен в себе - попробует. Не всегда сотрудники уходят потому что "кто-то плохой". Часто элементарно не срабатываются люди. Или из такой информации можно подчерпнуть профессионализм и требования "начальника". Если человека уволили потому что требовался с опытом, а он простейших вещей не знает - сразу понятно, что к делу подходят серьёзно. Если "он был таким хорошим", значит что-то не устраивало. И очень не факт, что проблема в компании. А если в компании, то всегда можно найти новую работу и уволиться отсюда.

3. Собеседования в компаниях зачастую проводят красивые девушки. И если бы у меня девушка спросила хочу ли я двигаться в горизонтальном или вертикальном направлении.. Я бы вообще не понял этих неизвестных и, самое главное, неуместных иностранных слов, ведь я отлично владею русским языком и мне нет необходимости выдумывать иностранные, что бы что-то описать. Мне более чем достаточно для этого русского языка. И так как эта девочка явно не очень много мозгов имеет, раз даже после института не смогла осилить разговорный русский язык, то мысль о том, что можно с ней делать будет только одна. И я бы сказал "вертикальное исполнение горизонтального желания", но, боюсь, у неё не только не хватит мозгов, что бы понять о чём я, но даже если вдруг и поймёт, то не сможет воплотить в жизнь, ведь танцевать в России мало кто умеет.

1
Ответить

Удивительно слышать это от человека, ищущего работу. Да ещё сыплющего в России сплошными иностранными словечками. Все эти "компания", "факт", "профессионализм"... И при этом этот самый "профессионализм" предлагается "подчерпнуть".

2
Ответить

Без прикрас скажу, что там где большая текучка, постоянно висят объявления о поиске новых сотрудников, даже спустя годы! Где уже на этапе собеседования с подтекстом хамят "ну давай, развлекай, рассказывай нам кто ты и что из себя представляешь".

У меня было много собеседований, и одно могу сказать точно, там где ещё с собеседования переминаются с ноги на ногу на вопросы: "Почему ищите нового сотрудника?", "Что было с предыдущим сотрудником?", "Почему сотрудник ушёл?" обычно оправдываются расширением штата, что кстати можно проверить, либо поливают бывшего сотрудника грязью без использования грубых слов и матов, в обвинительной или жалобной форме.
(понимаете? Все кто когда то работал на этой должности, виноваты, прям все)

Лучше с такой работы бежать, и заканчивать собеседование. Оно вам надо? Не успеете отработать испытательный срок, и вас уволят, а это отразится на вашем резюме, и потом объясняй, почему так часто меняете работу?

Лучше по возможности подольше пособеседоваться, чтобы не искать новую работу. Если начинаются семейные отношения, хамство или царские замашки; заканчивайте собеседование. Под любым предлогом. Кошка забеременела, позвонили там, мать в больнице, акция в пятёрочке (шучу), что угодно объясните и сваливайте, просто исчезайте, растворяйтесь, как-будто вас и не было, без объяснения причин.

Особенно когда настаивают на бесплатном огромном тестовом задании, или на бесплатной стажировке. Рабство в РФ это УК РФ, вы не обязаны работать бесплатно, и на собеседовании вы на равных.

Вы не работаете на них, нет ни договора ни соглашений, так с какой стати вам находится в этом душном обществе, и уж тем более работать на них несколько лет? Вы же не бессмертные, жизнь не вечная, здоровье дороже любой работы, сейчас операции стоят как месячная или годовая зарплата. И кому вы будете нужны больными? А все болезни от стрессов, начиная от потери иммунитета, заканчивая онкологией, раком и смертью.

Тщательно ищите и цените себя. Если вы себя не уважаете, почему другие будут уважать ?

1
Ответить