Карьера
Galina Sakharevich
15 965

«Яндекс.Практикум»: отзывы от создателей, конкурентов и учеников Материал редакции

В феврале «Яндекс» запустил образовательный курс обучения по фронтенду, веб-разработке и аналитике «Яндекс.Практикум», а недавно стал учить и бэкенд-разработке. У курсов есть бесплатная часть, а платная стоит 60-85 тысяч рублей за 6-9 месяцев обучения.

В закладки
Аудио

Создатели курса, ученики «Практикума» и представители компаний-конкурентов HTML-academy, «Нетология» и SkillFactory рассказали о том, как они оценивают новый образовательный проект.

Евгений Лебедев, директор по маркетингу «Яндекс.Практикума»

Об «отвалившихся» учениках

Бесплатные вводные курсы начали более 70 тысяч человек. Многие, конечно, приходят просто посмотреть, что сделал «Яндекс», но примерно половина успешно доходит до середины вводного курса. Сам бесплатный курс рассчитан на 20 часов — это своеобразный фильтр, который отсеивает людей с недостаточной мотивацией учиться. «Отваливаются» те, кто не хочет радикально менять что-то в жизни, а потом — трудоустраиваться.

Статистика по студентам курса: 60% — из регионов, 79% — с высшим образованием, средний возраст — 28 лет.

Пока рано делать выводы по количеству «отвалившихся», мы проверили далеко не все гипотезы по мотивации. Самый первый поток проучился только половину всей программы. Продолжают учиться 98%.

То есть 2% прямо «отвалились», ещё 6% на грани — взяли академический отпуск на месяц и перевелись в другой поток. Изначально мы планировали, что победным результатом для нас будет 50-70% учеников, дошедших до конца курса.

О целевой аудитории

90% наших студентов при поступлении сообщают, что хотят получить новую профессию. Это самый сложный, интересный и ответственный сегмент. На старте очередного потока каждый студент рассказывает о себе, своих целях.

Всей команде становится немного страшно, когда нам пишут, что кто-то уволился из крупной компании и решил с помощью курса поменять жизнь, а один из учеников ради учёбы продал машину. Мы не можем их подвести.

Мы хотели избежать типичной для многих ИТ-проектов истории: когда на лендинге обещают очень классные результаты, а потом невозможно найти хоть какую-то статистику по трудоустройству. Мы хотим не просто занять место на рынке образовательных ИТ-проектов, но и повысить их качество.

С точки зрения узнавания бренда мы сейчас на первом месте среди обучающих ИТ-проектов. Мы прекрасно понимаем, что это аванс, а результат будет тогда, когда наши студенты будут трудоустраиваться.

Результат опроса более 400 человек, возраст — 25-44, регион — Россия, инструмент — «Яндекс.Взгляд», метод — онлайн-панель

Мы часто слышим о том, что выпускники онлайн-курсов никому не нужны, потому что они писали «Hello World» два месяца. Наши студенты должны научиться решать рабочие задачи и приходить устраиваться на работу с реальным портфолио. Мы считаем, что каждый может стать программистом, что это не rocket science, этому можно и нужно учить, но при этом добавляем, что учиться, конечно, придется много.

О сложности контента

Сейчас мы во многих местах переделываем бесплатный курс, так как некоторые задания выделяются по сложности и после них происходит отток учеников.

А вот если человеку на курсе просто — это прекрасно. Значит, он сможет быстро все усвоить и двинуться дальше. Наша задача — чтобы человек, который всю жизнь думал, что он гуманитарий и что у него никогда не получится, попробовал — и у него получилось.

Также важно построить курс так, чтобы человеку не было скучно в самом начале. Если он что-то знает, то мы подкидываем ему дополнительные задания. Начиная с шестой недели у всех всё более-менее выравнивается.

Возможны ситуации, когда на курс приходит опытный человек. Мы с ним говорим по-честному: «Тебе где-то до пятого месяца будет скучно и мучительно тяжело все это повторять, наверное, тебе надо ответить на вопрос: "Зачем ты к нам пришел?"»

Есть люди, которые говорят: «Нет, я всё равно останусь с вами, буду вам давать обратную связь». Но это не ядро нашей целевой аудитории.

О фидбеке

Мы собираем отзывы в нескольких местах: на середине бесплатного курса, если пользователь «отвалился», и после каждого спринта в платном обучении (каждые две недели). Пользователи бесплатной части дают очень позитивные отзывы.

Внимательнее всего мы смотрим на то, что нам говорят, когда уходят.

Обязательно учитываем все отзывы от студентов-платников. Сейчас мы в бета-версии и будем готовы убрать это дополнение из своего названия только тогда, когда первые студенты доучатся и трудоустроятся. Первым студентам хочется сказать спасибо: они собирают все «шишки» бета-версии: где-то слишком сложно, где-то слишком просто, где-то баг вылез.

Например, по итогам одного из спринтов стало понятно, что он в разы объёмней, чем остальные, и его прохождение занимает куда больше заявленных десяти часов в неделю.

Ещё все студенты заполняют таблички «саморефлексии» — в каком месте было слишком скучно, в каком кто-то «чувствовал себя тупым». Это здорово помогает в понимании, как улучшать контент

Скриншот отзыва со страницы с рефлексией студентов «Яндекс.Практикума»

Про цену и длительность курсов

Можно ли обучить профессии дешевле и быстрее? На наш взгляд, однозначно нет. Дешево могут стоить курсы-хобби, на которые идут, чтобы было интересно, или хотят «достроить» свою профессиональную траекторию.

Но бухгалтер, который хочет освоить новую профессию с нуля, или нефтяник, который проходит наш курс из Норильска, должны понимать, что профессиональное обучение — это достаточно долго и недёшево. Поэтому курс строится таким образом, чтобы его мог пройти человек, у которого нет никаких знаний.

Про заимствования у конкурентов

Разработчики курса «Яндекс.Практикум»

Наши ключевые конкуренты в мире (по качеству контента) — Udacity, Datacamp, DataQuest, LambdaSchool. Мы не изобретали велосипед в вопросе подачи информации, а прикрутили нужные элементы в те части курса, где они наиболее необходимы.

Тренажёр необходим для быстрой отработки навыков. Да, тренажер по фронтенд-разработке был у Code Academy и у HTML-Academy. А вот тренажера по Python в России до нас не было.

Второй важный компонент — большие практические задания, они нужны для получения навыка; третий — наставники для развития soft skills. В Udacity, например, отказались от наставничества в прямом виде, у них осталось только ревью (проверка качества написанного кода). В Udacity не ставят задачу трудоустройства.

Мы тоже не гарантируем трудоустройство (по закону это вообще запрещено), но нам важно научиться трудоустраивать студентов.

И именно поэтому у нас есть наставники – это не «домашкопроверятели», а те, кто прививает поведенческие алгоритмы, которые должны помочь устроиться на работу и выжить в первые три месяца, наиболее стрессовые для любого начинающего профессионала.

Среди наших студентов есть водитель «Яндекс.Такси», ветеринар, менеджер McDonald’s, священник.

Для нас наставничество — важная гипотеза, и мы хотим проверить, какой вклад индивидуальная работа со студентом привносит в итоговый результат.

У нас запущены разные модификации наставничества: индивидуальное, групповое, потом попробуем другие конфигурации и через год определим оптимальную. Мы делаем большую ставку на сопровождение и наставников, а существенную часть стоимости обучения составляет как раз сопровождение.

Про планы

Мы будем двигаться в сторону тех профессий, благодаря которым могут возникать новые «Яндексы»: дизайнеров, product-менеджеров, project-менеджеров. Создание новых специализаций зависит от контентной команды: найти её достаточно непросто, ведь нам нужен не спикер на одну лекцию, а команда из 4-7 человек на тщательную разработку и переработку курса и его сопровождение (минимум на полгода).

Мы планируем внедрить рассрочку, систему квизов прямо в платформе, обновить представление теории. Ориентируемся на те фичи, которые повышают процент прохождения курса и усваиваемость контента.

Александр Першин, основатель HTML-Academy

Про формат «Практикума»

Ничего принципиально нового в нём нет. Тренажёры стали популярны ещё в 2011 году с запуском CodeCademy. Мы тоже делаем тренажёры с 2012 года. Наставничество — тоже не новинка, применяется уже более пяти лет.

Достаточно новое решение — формат наставничества, когда есть опытный наставник, ведущий группу из 20-30 человек весь курс, и есть менее опытные кодревьюеры. Это решение просто замечательное с экономической точки зрения.

Но оно мне очень не нравится с точки зрения обучения и пользы для ученика. В таком формате каждый ученик получает слишком мало обратной связи и её качество может быть низким.

Во-первых, 20-30 человек на наставника — это запредельно много. Мы стараемся не давать больше пяти студентов наставнику. Во-вторых, один наставник такой длинный курс может не потянуть.

Ему может просто не хватить экспертизы, чтобы сопровождать всю программу. Поэтому у нас на разных курсах разные наставники: например, кто-то эксперт в вёрстке, кто-то — в чистом JS, а кто-то — в конкретном инструменте, таком как React. Ну и в-третьих, когда опытный наставник не делает ревью твоего кода, то он не видит твоих проблем и не может эффективно помочь именно тебе.

Про длинные курсы, которые нельзя разделить на кусочки

Возможно, с экономической точки зрения это хорошо. Но точно не настолько хорошо для клиентов. Проблем с монолитной программой как минимум две.

Во-первых, у каждого своя скорость обучения и свой запас энергии. Кто-то сможет обучаться без остановки полгода, а кто-то — нет. Монолитная программа не даёт возможности сделать перерыв, отдохнуть, переварить полученную информацию и продолжить эффективно учиться.

Во-вторых, у всех разный начальный уровень и какие-то части монолитной программы кому-то просто не нужны. Приходится платить за то, что уже и так знаешь. Более короткие программы эти проблемы уменьшают. Можно погрузиться в обучение на пару месяцев, потом отдохнуть, съездить в командировку, отпуск, а затем — погрузиться в следующий курс.

С другой стороны, 6-9 месяцев — вполне нормальная длительность. Например, у нас есть ученики, которые настроены на серьёзное обучение с нуля в течение семи или 11 месяцев. Статистика прошедших потоков показывает, что с первого раза завершает полугодовую программу порядка 60% студентов. Не прошедшие курс с первого раза могут добить незавершённые модули позже. И они этим пользуются.

Про конкуренцию

Конечно, «Яндекс.Практикум» — это один из наших конкурентов. Очевидно, что сильное место проекта — это бренд «Яндекса». В остальном надо изучать программу и технологии проекта глубже.

Но «Яндекс.Практикум» для нас — конкурент условный, так как у него отсутствует фокусировка: хотят учить и веб-разработке, и анализу данных, и менеджменту, и так далее. Мы фокусируемся на фронтенде, и в этой области «Практикум» — слабый конкурент просто из-за отсутствия специализации. Скорее, он прямой конкурент GeekBrains.

Команда курса «Яндекс.Практикума»

Алексей Полехин, руководитель направления «Программирование» в «Нетологии»

Про отличия от других ИТ-курсов

«Яндекс.Практикум», по моему мнению, действительно отличается от других школ. Но это происходит за счёт сразу нескольких факторов. По факту это первая школа в сфере программирования от гиганта нашей ИТ-отрасли. Сама платформа «Яндекса» сильно повышает доверие студентов.

Ещё один фактор — это технологическая составляющая программ в виде тренажеров, они и правда качественные. Важную роль играет замыкание внимания на трудоустройстве после прохождения курсов. Вроде бы такую возможность предлагают все школы, но «Практикум» делает на этом акцент.

Каждый из описанных факторов есть у многих школ. У «Нетологии» есть центр развития карьеры, мы занимаемся трудоустройством выпускников, Code Academy тоже предлагает тренажеры для тренировки навыков, а GeekBrains работает совместно с Mail.ru Group.

Про величину и цену курсов

Мы полностью согласны с позицией «Яндекс.Практикума» по поводу величины курсов и отсутствия их «разбивки». И сейчас мы в рамках направления программирования уходим от разбивки курсов на кусочки. Мы так же, как и «Яндекс.Практикум», уверены в том, что людям нужно предлагать не маленькие курсы, а целые траектории освоения профессии от и до.

Позиция «Нетологии» в вопросе определения стоимости программ обучения схожа с позицией «Яндекса». Наши продукты представлены в том же ценовом сегменте, если мы говорим конкретно про направление программирования.

Про трудоустройство

«Яндекс.Практикум» действительно ставит для себя цель трудоустроить студентов. Однако, по нашему опыту, далеко не все студенты, приходя на курсы, ставят себе целью смену профессии. Большая часть людей хочет просто освоить смежные сферы, систематизировать имеющиеся знания или расширить кругозор.

Например, если на потоке 30 студентов, то по статистике до диплома доходят десять человек. У пяти из них уже есть работа, ещё один-два получат оффер от компаний сам, и по факту останется всего пара человек, которых нужно трудоустроить, и это звучит уже очень даже реально.

Мы тоже занимаемся трудоустройством наших студентов и делаем это в целом достаточно успешно. Но при этом мы не готовы сказать, что устроим 100% наших выпускников. Это очень амбициозно, и как я отметил, не всем нужно.

Павел Астафуров, сооснователь SkillFactory

Про конкуренцию

Конечно, мы считаем «Яндекс.Практикум» своим конкурентом. Было бы странным не обращать никакого внимания на проект ведущей технологической компании России. Тем более уже запущенные и заявленные образовательные программы «Практикума» пересекаются с продуктовой линейкой SkillFactory.

Подогревает интерес то, что они чуть ли не единственные на рынке громко заявили о нетипичной для рынка модели работы: проект предлагает бесплатные 20 часов обучения на «боевой» платформе.

Сейчас почти все онлайн-школы проводят вебинары, делают лид-магниты, привлекают огромные объемы трафика на бесплатные микрокурсы, а тут ребята сделали ход конём и заявили: «Мы открываем вам бесплатно большой кусок продукта».

При этом этот «кусок» крайне привлекателен, чтобы попробовать. Они спроектировали его как тренажёр, где ты можешь потыкать-попробовать, такая альтернатива казуальной игры. И по всем законам жанра, конечно же, основная цель — чтобы у тебя всё получилось, а опыт использования вызвал восторг.

Они неслучайно делят учебный процесс на спринты, отслеживают проблемы пользователей, собирают фидбек, смотрят успеваемость по каждому модулю. Здесь важна каждая деталь, чтобы сделать тренажер максимально эффективным. Прежде всего, это логично с точки зрения бизнеса, ну а, во-вторых, «Яндекс» — технологическая компания, и у них должно быть технологическое образовательное решение.

Про минусы

Сейчас сложно сказать, что не получилось, потому что это будет связано, во-первых, с тем, какой процент выпускников реально дойдет до сертификации, во-вторых, сколько людей после обучения трудоустроится.

«Яндекс.Практикум» заявляет, что их задача — сделать так, чтобы знания выпускника соответствовали требованиям рынка и чтобы он прошёл испытательный срок на начальной позиции в новой для себя роли. О результатах мы узнаем только в конце 2019 года, когда первые выпускники выйдут на работу.

Вызывает сомнения, что им удастся сделать из этого процесса конвейер, то есть учесть требования и ожидания всех работодателей. Ведь для одних выпускник фронтенд-разработки подойдет на «мидл» позицию, а другие его даже «джуном» его не возьмут.

Про длину курсов

По поводу того, что нельзя заплатить за отдельную часть учебного курса — они абсолютно правы. Сейчас всем важен образовательный результат, даже если речь идет об обучении в формате хобби. Если человек хочет какой-то «кусок» материала, он будет вне учебного процесса.

В итоге начнётся бардак: кто-то купит маленький курс ради конкретного навыка, кто-то — как замену YouTube, а кто-то подумает: «О, классно, мне этого хватает, чтобы начать работать». Соответственно, клиент будет полон негатива не только по отношению к себе, но и к провайдеру.

Несколько лет назад большинство коротких навыковых курсов продавались под вывеской «Освой профессию». При этом для некоторых очень прикладных программ это актуально и сейчас, например, чтобы стать специалистом по ведению Instagram, не нужно учиться год.

Если же вы сейчас посмотрите на рынок — на нас, на GeekBrains, на «Практикум» — то нет ни одного образовательного курса, который предназначен для подготовке именно к профессии и длится меньше 6-10, а бывает и 12 месяцев.

Для типичного клиента, у которого есть семья и какие-то интересы, более интенсивный вариант неприемлем: он просто выгорит.

Команда «Яндекс.Практикума»

Про курсы только для профессии

Специфика рынка заключается в том, что не так уж много людей действительно хотят получить новую работу. Они либо «остывают» в процессе обучения, либо находят что-то другое. В итоге получают навык, но могут не сдавать дипломную работу просто потому что понимают, что им это больше не нужно.

У «Яндекса» же суть проекта — обучить людей, у которых вообще не было практики, новой профессии.

Но есть люди, которые хотят понять, как им применять те знания, которые у них уже есть. Если человек работал, ему не нужен ментор, который будет ему рассказывать, как ему выжить на позиции аналитика.

Возможно, у «Яндекса» есть определенный замысел, вроде «если мы научимся правильно мотивировать и обучать людей, которым нужна работа, то все остальные для нас не проблема». Но пока что их система, ориентированная только на подготовку профессионалов, отличается от всего, что представлено на рынке.

Егор, специалист по продажам, студент курса «веб-разработка»

Моя работа никак не связана с ИТ, хотя я с компьютерами «на ты». До учебы в «Яндекс.Практикуме» я пару раз проходил упражнения в Code Academy. Сейчас работаю в торговой фирме менеджером по продажам, там есть свой ИТ-отдел, и, окончив обучение, я планирую туда перейти.

Я уже давно думал о подобных курсах, сначала смотрел курсы на GeekBrains, но увидел очень много отрицательных отзывов на YouTube и просто в интернете.

Потом, когда запустили курс «Практикума», везде замелькала его таргет-реклама. Я подумал, что «Яндекс» — это авторитет, известная компания, которая не может сделать абы что.

Сейчас подходит к концу второй месяц учебы, каких-то больших проблем не было, тренажер работает, всё удобно. Материал сделан не просто как учебник, он заставляет тебя подумать. Даже в бесплатном тренажере видно, что задания усложняются, и ты видишь собственный результат.

Изначально были такие моменты, когда тренажер показывал ошибку, хотя всё было правильным. И выяснялось, что до этого была ошибка, которую тренажер пропустил. В таком случае мы пишем в чат поддержки — и они всё исправляют.

У нас есть чат потока в Slack — он не отвлекает, а, наоборот, даёт почувствовать, что ты не самый глупый. Сообщения от других студентов — это очень важно, если бы ты был наедине с собой, с обучающим материалом — было бы совсем не то. К тому же у нас есть возможность общаться с преподавателями, которые дают ответы на более общие вопросы: как лучше на фрилансе работать, как лучше выстроить общение с заказчиком?

Меня не смущает длина курса, я считаю, что по-другому нельзя. Я видел по отзывам о маленьких курсах, что там слишком мало знаний, либо все неорганизованно.

Морально я был готов проходить платный курс, но сразу такую большую сумму отдать было сложно. В итоге оплатил учебу частично кредиткой, которой не пользовался, и частично — из своих денег. Постепенно закрываю платёж с кредитки.

С мотивацией учиться у меня пока все нормально, но по чату видно, что после первого блока некоторые в ушли в академотпуск (человек семь). У меня же прошел первый восторг и сейчас я стал более рационально учиться.

Может быть, мотивация спадёт месяца через 4-5, но пока что мне всё нравится. Я уже создал свой сайт, это классно, могу свои работы обсуждать с друзьями.

Елена Родинова, ветеринар, студент курса «фронтенд-разработка»

На курс я решила пойти, потому что меня не устраивает та сфера, в которой я сейчас работаю — я ветеринарный врач. Выбрала именно фронтенд, потому что в школе меня интересовало создание сайтов, и ещё чтобы быстрее войти в сферу ИТ. Мне кажется это легче, чем бэкенд для людей, у которых вообще нет опыта во всём этом

Я начала заниматься на Hexlet, пыталась как-то сама разобраться. Там прошла не очень много тем, но изучила все бесплатные уроки по JavaScript и по этим темам у меня не сложилось цельной картины. Возможно, я начала не с того курса. Из-за того, что там нет ограничений по времени (только если купить месячную платную подписку), я очень долго сидела над каждым заданием, хотя в итоге проблемы была ерундовые.

Ну и, мне кажется, там меньше общения с наставником, можно задавать вопросы только по конкретным заданиям. Через месяц я узнала про «Яндекс.Практикум» и пошла учиться туда. Но, думаю, что я продолжу заниматься на этих курсах после «Яндекса», потому что тут я получила базу и понимание, как всё связано.

Больше всего при выборе курса меня интересовало наличие наставника и временные рамки обучения.

Из плюсов выделю:

  • общение с наставником, с которым можно поговорить один на один и обсудить вопросы, которые напрямую не касаются учебы (как составить резюме, как проходят собеседования);
  • второй наставник, которому можно задавать вопросы по учебе;
  • чат с ребятами, которые проходят программу одновременно с тобой: можно делиться какой-то информацией или обсуждать задания. Плюс это дополнительная мотивация: «раз у других получается, значит и я смогу»;
  • практические задания после тренажеров и ревью от реальных разработчиков;
  • ограниченное время на задания (2-4 недели), которое не даёт тебе расслабиться и лениться. Хотя это в какой-то степени и минус;
  • в целом дружелюбная обстановка.

Минусы:

  • так как я в первом потоке, то бывают проблемы с тренажером в техническом плане, но в поддержке все быстро исправляют и помогают;
  • немного быстрый темп обучения (для меня), чем сложнее темы, тем больше требуется времени.

Сейчас я уже прошла большую часть курса, осталось полтора-два месяца, так что, я думаю, собеседования уже не за горами. К тому же я начала делать какие-то свои проекты (для резюме и просто для практики). Продолжительность курса я считаю оптимальной.

В курсе очень много информации , но это даже не половина того, что нужно знать, а только база. Я и до этого не верила noname-курсам, которые обещали обучить всему за неделю, а сейчас уж точно считаю, что это невозможно, всё узнать даже за месяц. Про цену — сложно сказать, завышена она или нет, но я думаю, что, если человек решил этим заниматься и дальше, то всё это окупится.

Мотивацию на такой долгий курс поддерживает наставник и другие кураторы курса, с которыми мы переписываемся и созваниваемся. Ещё в курсе предусмотрены две недели каникул (в разное время), которые дают немного отдохнуть, можно взять академический отпуск на месяц. Но главный мой мотиватор — это желание поменять работу.

В целом я чувствую в себе уверенность как в начинающем ИТ-специалисте, но курс всего для будущей работы не даёт. Нужно заниматься дополнительно, чтобы понять темы шире и глубже.

Наставники и кураторы курса также присылают для этого дополнительные материалы. Ещё недавно в чате писали, что нам будут помогать с трудоустройством и стажировками, но пока более подробной информации нет.

По курсу «аналитика данных» мы собрали отзывы с бесплатной части курса, так как платная версия курса доступна только с июня.

Никита Зенович, студент бесплатного модуля курса «аналитика данных», выпускник технического вуза, не работает

Про выбор курса

Меня интересует как бэкенд-разработка, так и аналитика. Однако в курсах «Яндекса» бэкенд учат в контексте сайтов, для меня это минус: разработка сайтов кажется довольно пустым занятием без перспектив в интересных проектах.

Аналитик же, судя по проектам, вполне может перейти в Data Science, а тут уже огромный простор для творчества. Даже странно, что полный курс аналитика длится шесть месяцев и стоит 60 тысяч рублей, а бэкенд-разработчика — девять месяцев при стоимости 85 тысяч рублей.

Зарплата аналитика, исходя из информации на сайте, выше: «джуны»-аналитики — от 40 тысяч рублей, кодеры — от 32 тысяч рублей; «миддлы» от 75 и 60 тысяч рублей, «сеньоры» 140 и 120 тысяч рублей соответственно.

Начало обучения

Фактически до самостоятельного проекта эти курсы — всего лишь интерактивная книжка с проверкой заданий. Эта часть онлайн-обучения эквивалентна классическому самообразованию.

Первый урок — самые азы. Фактически эту часть можно давать в школе. Под конец выдают шпаргалку в pdf, чтобы можно было обращаться к ней.

В основном в курсе все разжёвано, но иногда попадается странное. Например, в третьем уроке говорят: используй лямбда-функцию, показывают как это делать, но не объясняют, что это. Не люблю я так, надо понимать, что делаешь.

Поскольку это онлайн-курс, не особо критично, всегда можно погуглить. Но правильно ли это в принципе, не должно ли это содержаться в самом обучающем материале? Я считаю, что объяснять такие вещи нужно сразу.

Про эффективность

Вряд ли в курсах есть что-то откровенно лишнее, быстрее обучиться не выйдет, если не «затачиваться» узко под какой-то один проект. Можно форсировать события и делать по несколько уроков за раз.

Я на курсе не остался, так как денег на такое обучение у меня сейчас нет.

Елена, менеджер в ИТ компании, студент курса «аналитика данных»

Я шла на курс поучиться тому, как могу использовать аналитику в своей менеджерской деятельности. У меня первое образование — гуманитарное, а второе — по статанализу. Была мысль связать свою работу с data science, но я проанализировала рынок — и поняла, что с моим образованием (тем более в России) не возьмут никуда, потому что все будут смотреть на выпускников мехмата.

Однако я всё равно решила, что такой навык стоит иметь. У меня есть скиллы подсчёта регрессии, статистического анализа, но нет навыка использования прикладных инструментов вроде Pyton и R, и я хотела бы это соединить.

Я рассматривала в качестве вариантов для обучения не только курсы «Яндекса». Находила один бесплатный курс, начала его — но не стала продолжать, просто потому что увидела, что его автор взял маркетинговые презентации из IBM и криво перевел на русский. Там были просто определения, которые тебя не учат ничему особенному. Там было только то, что называется base words: «Big data — это следующая нефть» и так далее. Зачем это мне?

При выборе курса обращала внимание на два пункта: во-первых, бренд, второе — это доступность: есть бесплатная часть. Так делает не только «Яндекс«: я занимаюсь самообразованием с 2010 года и знаю, что так поступают Coursera и Code Academy.

Недостаток «Яндекс.Практикума» — очень маленький, но давящий психологически, — несоответствие времени прохождения курса заявленному. У них есть шкала учёта времени, и там написано, что я занималась пять часов. А я занималась гораздо дольше! Мои три минуты — это их одна минута.

Вряд ли они отслеживают конкретно моё время, скорее всего, считают усреднённо.

Я прохожу задания гораздо медленнее, чем средний (по их задумке) пользователь. После этого я чувствую себя неспособной, медленной, начинаю думать, что этот курс мне не подходит, потому что я не выполняю норматив, от которого они отталкиваются.

В целом курс мне кажется логичным и удобным, к тому же мы работаем с данными, которые действительно интересно изучать. Ещё очень классно работает техподдержка: в Facebook мне ответили за пять минут, хотя я даже не платный пользователь.

Курс разбит на маленькие шажки и изложен понятным языком. Проходить его просто, если делаешь это постоянно и не отвлекаешься. Но проблема «Яндекс.Практикума», как и многих других курсов, в том, что когда ты занимаешься не каждый день — ты выпадаешь из процесса, а когда возвращаешься, то перед глазами нет краткого содержания, summary, к которому можно обратиться и вспомнить что-то.

Меня не смущает длина курса и цена, но эта программа всё равно не станет пропуском в профессию. На рынке труда куча выпускников «Бауманки», их выпускают тысячами каждый год, все они хотят есть и идеально подходят под эту работу. Не думаю, что выпускник «Яндекс.Практикума» — конкурент для них.

{ "author_name": "Galina Sakharevich", "author_type": "self", "tags": ["\u044f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441\u043f\u0440\u0430\u043a\u0442\u0438\u043a\u0443\u043c","\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f"], "comments": 37, "likes": 39, "favorites": 126, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 74130, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 07 Jul 2019 13:41:01 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 74130, "author_id": 190342, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/74130\/get","add":"\/comments\/74130\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/74130"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199121, "last_count_and_date": null }
37 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

6

Обкатка беты на фулпрайсе - вот он Яндекс во всей красе.

Ответить
3

Справедливости ради: бета с одной стороны означает что да, есть шероховатости, баги. Они дико бесят. Но есть и повышенное внимание команды, чуткость к каждой проблеме и реальное желание ее решить, которое в итоге побеждает любой баг.

Ответить
6

А вот тренажера по Python в России до нас не было. -

+++++++++++++++++++++++++++++++++++
Специально для ленивых https://stepik.org/course/431/promo

Они вообще не утруждали себя поиском

Ответить
1

Под тренажёром мы конечно имели ввиду последовательное изучение языка. Но наброс справедливый, в сторону шапкозакидательство и попытки застолбить себе "что это мы первые". В конечном итоге будут важны только те продукты, которые сделали лучше, а не раньше.

Ответить
1

Может быть. Но если вы не изучали рынок, то как можно претендовать на то что сделали лучше?! Посмотрите на Отус которые изучают рынок перед выводом програм

Ответить
0

Мы знаем всех крупных игроков РФ и США, видим качество обучения по выборке студентов. И в конечном итоге ставим себе целью сделать лучше. Не стоит делать огульных выводов.

Ответить
0

Разве в США и РФ одинаковые образовательные потребности?

Ответить
2

Есть свои особенности: вроде дипломирования эмигрантов из разных стран, которые получили у себя отличное техническое образование, но хотят подтвердить это местным дипломом. В остальном все сегменты так и делятся:
1. на будущих профессионалов (те, кто хочет сменить профессию) и эта потребность закрывается Юдасити, Университетами, Курсерой и разными буткемпами
2. на смежников (те, кто хочет качать себя в своей профессии за счет смежных навыко). Ее закрывают кодкэдеми, даквест, датакемп и т.д.
3. и искателей (те, кто любят учиться, получать дипломы и считает, что программирование — это новая грамотность). Эту потребность закрывают в основном бесплатные курсы Курсеры, Юдеми и т.д.

Каждый из сегментов делится на подсегменты, с более сильными игроками (тут скорее речь про их ценностное предложение) в каждом сегменте.

Так, например, крайне показательно, что в США есть буткемп, заточенный под женскую аудиторию — https://skillcrush.com. Цитата "Build your own schedule around what you decide matters most: picking up your kids from school..."

Ответить
1

По нашей переписке видно, что у вас сидит в команде маркетолог, но явно не человек разбирающийся в образовательных услугах.

У нас в СНГ по объективным причинам произошел разрыв между трудовым рынком (спрос) и рынком образования(предложения). Вы можете сделать сильную вещь, но если люди не будут за нее платить, то вам даже не на что будет арендовать сервера. А они не будут за нее платить если потом не смогут трудоустроиться. Я думаю Вам стоит подойти с этой позиции, а не с предоставления чего-то там с рынка США.

Ответить
1

Ох, Крымский Чайничек, я не знаю как вы делаете ваши выводы. Давайте просто поговорим об этом же через полгода.

Ответить
0

Хорошо) Я и впрямь желаю вам удачи

Ответить
0

Давайте с другой стороны
Сколько вы планируете готовить людей в год?

Ответить
2

А вот тренажера по Python в России до нас не было.

Привет, checkio

Ответить
0

Классные ребята, но они сразу ориентировались на международной рынок, поэтому у них на английском все игры.

Ответить
3

Если английского не знаешь хотя бы на уровне чтения и понимания - делать в программировании тебе нечего

Ответить
1

Генерально — да, но учиться сходу на английском, даже при среднем уровне знания языка — адски сложно. Ну как с сериалами на английском. Начнете смотреть на английском в первый раз — ничего не поймете, если до этого видели на русском уже будет сильно лучше. То есть сложность лучше увеличивать постепенно, изучая концепции на русском, а потом углубляясь в детали на английском.

Ответить
4

Смысл такого обучения в чем? Пилить что-то на конструкторах, да, сможешь. Чуть усложнить задачу - уже не сможешь, потому что русское сообщество слишком скудное. В любом случае придется читать мануалы\вопросы\ответы на английском. Я уже молчу о том, что большинство курсов с таким переводом, что не дай бог по этому курсу учиться. Суть в программировании одна - запад делает, рф переводит\выпускает курсы по АНАЛОГИИ. Такое обучение мало к чему хорошему приведет. Отсюда в рф и толпы людей, которые сайты на вордпрессах делают, а стоит чуть-чуть отойти от вордпресса и все, разве что опенкарт предложат))

Ответить
0

Вы не переоцениваете значение знания языка? Я согласен с вами, если речь о работе вне России, или с иностранными клиентами. Но для внутреннего рынка вопрос дискуссионный. Опять же никто Гугл-переводчик не отменял. Литературный перевод мануалу для внутреннего пользования не нужен. Согласитесь? И потом, учились же как-то в конце прошлого века люди, о боже, на русском языке в институтах. Стали хорошими программистами, кого-то даже забрали работать на Запад. Я всё к тому, что для старта хватит и школьного курса, который позволяет, как вы отметили, читать и понимать.

Ответить
8

Нет, знание языка я не переоцениваю. Ну введите в гугл переводчик слово closure. Посмотрим насколько Вы поймете значение, которое он выдает. Вы хоть раз откройте stackoverflow и переведите через гугл транслейт. Не дай бог Вам такой текст читать. Ну и банальный пример - хоть одного мидла\сеньера спросите, много ли они проводят времени на русских форумах и читают русские статьи? Да они уже забыли что домен .ru существует, образно говоря. И да, как-то учились, для старта хватит. Проблема в том, что многие на этом старте так и остаются, отсюда такая нехватка кадров и ужасное качество работы. Говорю как человек, который частенько проводит собеседование в странах СНГ, но увы, мало кого берет. А те, кто сейчас уезжают в штаты работать - верьте или нет - учатся не по русским курсам) Конечно не буду говорить за все прям 100%, но говорю за большинство. Ну и напоследок - мы говорим о людях, которые стремятся войти в мир программирования. Вряд ли они на этом этапе планируют ограничиться "стартом", чтобы дальше заниматься англ. языком. Поэтому я и говорю - без знания английского лучше не соваться в программирование. Хотите - суйтесь. Но я честно говоря ни одного человека не знаю, который бы был хотя бы посредственным программистом и при этом не умел читать на английском.

Ответить
0

Скажи это 1сникам xD
Они даже селекты в бд на русском пишут лол

Ответить
0

кому?

Ответить
0

Нет, у многих заданий можно выбрать язык.
Плюс, без минимального знания английского нет смысла изучать программирование.

Ответить
–2

А Hexlet и Codebasics никто не вспомнил? Яндекс - коммерческое дно, которое вытягивает свою продукцию только за счет известности бренда

Ответить
1

У яндекса есть ШАД https://yandexdataschool.ru и ФКН https://cs.hse.ru с бешенными конкурсами и туда и туда. Поэтому просто глупо говорить о том, что яндекс не умеет учить.

P.S. Я выпускник ШАДа и при поиске работы это ценится гораздо весомей, чем диплом МехМата МГУ.

Ответить
0

Дорого

Ответить
0

на кворе один чувак писал, что они с трудом нанимают мидлов, хотя платят им $1500-2500 на удалёнке

Ответить
0

Почему с трудом? Нет людей?

Ответить
0

да, с тружом находят даже мидлов. сначала пыталдись искать сеньоров, но это вовсе оказалось гиблым делом. область - веб afair

Ответить
0

Мидлов в каком направлении ?

Ответить
0

обычный веб, детальней не узнавал

Ответить
0

«В итоге начнётся бардак: кто-то купит маленький курс ради конкретного навыка, кто-то — как замену YouTube, а кто-то подумает: «О, классно, мне этого хватает, чтобы начать работать». Соответственно, клиент будет полон негатива не только по отношению к себе, но и к провайдеру.»

Если речь идёт о курсах, которые заявляют, что обучат профессии с нуля - да, короткие курсы могут вызвать негатив из-за сумбура и кучи вопросов в голове после прохождения.

Если более менее опытный специалист хочет подтянуть знания в определённой теме внутри своей профессии - негатив как раз вызывают длинные курсы про всё-всё с самого нуля.

Часто вижу рекламу курсов по маркетингу, обещающие обучить профессии с самых азов. Но мне это не интересно, потому что в профессии 7 лет. Более специализированные курсы, заточенные под конкретные инструменты и узкие области знаний помогают охватить другую интересную аудиторию. Например, курс по маркетингу с нуля я никогда не куплю.

Да и повышение LTV среди учеников базового курса опять же. Думаю, Яндекс придёт к этому и расширит линейку обучающих продуктов.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

0

А как оценить "справедливую" цену и полезность таких обучающих продуктов, когда вокуг инфо-циганского мусора тьма?

Ответить
0

Я смотрел по стоимости года обучения в университете и по тем же курсам на базе ВУЗов. Есть устойчивое мнение, что там инфо-цыган нет. Плюс сравнивал с ценами конкурентов, которые уже хоть как-то хорошо зарекомендовали себя.

Ответить
0

А чем подкреплена уверенность, что знания которые они дают, будут востребованы работодателем? И вообще - есть ли готовоность у работодателей брать на работу людей после такого типа обучения?

Ответить
0

Можно сравнить программу курса с базовыми требованиями, которые предъявляет работодатель к соискателю. О качестве знаний уже труднее судить. Для Яндекса покажет время, а для конкурентов отзывы. В любом случае решает личный опыт. Готовы ли работодатели брать людей после курсов? С какими-то стажёрскими и джуниор позициями, по-моему мнению, проблем не должно быть. Другое дело, что далеко не всем компаниям особо интересны сотрудники-на-вырост, даже с красным дипломом МГУ, но без опыта работы.

Ответить

Комментарий удален

0

Я пробовал различные укороченные сервисы URL, но лучшим местом был Vivoldi (https://vvd.bz).

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ] { "page_type": "default" }