{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как читать вакансии между строк и как понять, что компания вам подходит

Из текста вакансии не всегда понятно, что из себя представляет компания, какие у нее ценности и настоящие условия работы, а иногда и сама должность и обязанности описаны размыто и далеко от реальности. В этой статье расскажу, как правильно читать вакансии и выделять из них важное для вас.

Привет! Меня зовут Лариса Дансарунова, я бизнес-аналитик с 7-ми летним опытом, наставник на курсе Бизнес-анализ в Яндекс.Практикуме и ментор в Solvery, помогаю создавать и развивать сложные ИТ-продукты в нефтегазе, MedTech, EdTech, FinTech.

Я как-то прожаривала вакансии на ютубе — рассказывала, как определять по тексту вакансии, кого на самом деле ищут, какие условия работы предлагают и какой будет реальный круг обязанностей. Здесь сделаю выжимку и дам советы, на что обращать внимание в тексте вакансии, когда ищете работу.

Как понять, кого ищет компания, только по тексту ее вакансии

Большинство описаний вакансий состоят из трех разделов:

  • задачи,
  • требования,
  • условия.

Иногда добавляют четвертый раздел, где дают небольшое описание самой компании или проекта/продукта, на который ищут кандидатов: краткое саммари, где описано, о чем продукт, для кого он и какие важные цели перед ним стоят. Понимая, для кого существует продукт, можно примерно представить, какие направления работы предстоят.

Если в вакансии описан продукт для B2C, то уже можно предположить активную и глубокую работу над потребностями конечных пользователей. В требованиях обычно пишут, предположительно какими навыками и инструментами нужно владеть, чтобы справляться с рабочими задачами. Еще изучите раздел «задачи», чтобы понять, как работодатель представляет себе ежедневную работу будущего сотрудника. Два этих раздела нужно рассматривать в соотношении. Если в задачах написано, что нужно знать инструменты и методы проведения пользовательских исследований, а в требованиях ничего нет про исследования, то, возможно, в итоге исследования не будут являться вашей основной задачей.

Вакансия 1. Описание задач
Вакансия 1. Описание требований

Пример вакансии 1.

В этой вакансии хорошо расписаны разделы «Что нужно делать», то есть задачи, и «Что ты умеешь», то есть требования. При изучении раздела Задачи видим достаточно полное описание работы, логически можно разделить работу на три этапа:

  • работа с бизнес-процессами (создание, описание и улучшение),
  • работа с системой (описание требований, согласование концепций, дизайнов и настройка),
  • работа с пользователями (обучение, написание инструкций).

И в разделе требований перечислены инструменты, при помощи которых можно будет выполнять эти задачи.

Из данного описания можно понять, с какой платформой потребуется работать, какие артефакты нужно будет создавать, а также представить, с какими ролями придется взаимодействовать. Более детальное описание позволяет сделать вывод, что работодатель имеет хорошее представление о задачах и обязанностях сотрудника, что указывает на наличие линейных и рядовых позиций, либо на задания, выполняющиеся в компании уже длительное время. Это, в свою очередь, предполагает наличие большого штата сотрудников, занимающихся аналогичными задачами. Для тех, кто сомневается в собственных способностях и ищет поддержку и консультации, такая должность является преимуществом. С другой стороны, для тех, кто ищет новые испытания в работе, эта должность может показаться скучной и монотонной.

Еще один хороший способ — сравнить вакансию с другими вакансиями компании. Особенно если вы понимаете, что есть смежные роли/должности, с которыми могут быть пересечения в обязанностях — такое часто встречается между аналитиком, проджектом и продактом в ИТ. И один, и второй, и третий могут отвечать за организацию работы в команде или продукте, поэтому будет полезно посмотреть описания вакансий на смежные роли, чтобы понять зоны ответственности.

Вакансия 2. Общее описание
Вакансия 2. Описание задач и требований

Пример вакансии 2.

В этой вакансии очень общее описание. Точнее, описание задачи и требований сделаны общими фразами, что немного осложняет определение ожиданий работодателя.

Однако перечисленные задачи охватывают сразу несколько областей работ:

  • аналитику (выявление и формализация бизнес-процессов и сбор и агрегация бизнес-требований),
  • проджект-менеджмент (написание и согласование технической документации),
  • продакт менеджмент или тимлидерство команды разработки (проведение командных мероприятий и функционального тестирования).

Делаем вывод, что сотрудник должен быть готов заниматься разнообразными задачами и быстро переключаться между ними. Также ему необходимо уметь адаптироваться и принимать решения в условиях неопределенности. Описывая данную вакансию очень кратко, можно сказать, что она не подходит тем, кто стремится достичь поставленных целей и доставить результат, так как неясно, какие именно цели нужно будет достигать.

Сравнивая с предыдущим примером, можно предположить, что работодатель в данном случае не ясно понимает, какие задачи будут выполняться будущим сотрудником. Это размытое понимание может стать причиной множества проблем. Конечно, можно откликнуться на такую вакансию и выяснить все детали на собеседовании, но это потребует значительных усилий и времени. Поэтому перед принятием решения стоит хорошо обдумать, стоит ли вкладывать ресурсы в такую неопределенность.

Что поможет оценить, подходит ли вакансия под ваши цели

Чтобы понять, подходит ли вакансия под ваши цели, изучите задачи, а не требования. Требования — это 70-80% инструментов и навыков, которыми на момент отклика уже нужно обладать. А вот чтобы составить представление о возможных направлениях развития и роста, нужно смотреть на задачи: например, если в вакансии описано, что нужно будет заниматься анализом продуктовых метрик, а сама вакансия — для бизнес-аналитика, то направление развития — в продакта или продуктового аналитика.

Требования — это 70-80% инструментов и навыков, которыми на момент отклика уже нужно обладать.

Вакансия 3. Описание требований и задач

Пример вакансии 3.

Вакансия аналитика данных/бизнес-аналитика. Работодатель явно не определился, к какой области анализа относится его вакансия. Хорошо, что мы, как специалисты, можем ему подсказать: )

А если серьезно, то в задачах мы видим основной упор на проведении анализа бизнес-данных и небольшое упоминание про ETL/DWH. А значит, будущему сотруднику можно расти и развиваться как минимум в двух направлениях: анализ и визуализация бизнес-данных и системный анализ DWH. Если стоят такие цели, то стоит попробовать связаться с компанией.

Изучите компанию вне описания вакансии на сайте компании или в других источниках: так вы сможете оценить, готовы ли вы работать над ее проектами. Например, если рассматриваете вакансию аутсорсинговой компании, то лучше заранее определиться, готовы ли вы работать над проектами ее партнеров, например, конкретных банков.

Как понять, что компания не подходит, по тому, чего в вакансии не хватает

Если по тексту вакансии все гладко, может оказаться, что сама компания вам не понравится. Чтобы разобраться, изучите сайт компании, отзывы, СМИ и экспертные статьи.

Кроме сверки по целям, сайт компании подойдет и для того, чтобы понять, что вам с компанией не по пути. Например, часто индустриальные компании заказывают какие-то услуги или решения у других компаний — об этом тоже лучше узнать заранее, чтобы не терять время на металлургию или тяжелую промышленность, если вам это не интересно.

Описание на сайте компании

Отзывы сотрудников — весьма неплохой инструмент для того, чтобы снять розовые очки и взглянуть на реальность. Но не стоит верить отзывам на 100%, ведь часто это субъективные мнения или частные случаи.

Например, жалобы на одного деспотичного руководителя не стоит воспринимать как явный «красный флаг» — возможно, этот руководитель уже не работает в компании, но иметь в виду это стоит, ведь, возможно, он был такой не один. Это дополнительный повод для вопросов к компании.

Кроме частных случаев, в отзывах можно найти и общие условия: например, что компания не компенсирует обучение сотрудников или не устраивает интересные корпоративные мероприятия.

Пример отзыва о работодателе

Ресурсы, где можно посмотреть честные отзывы:

Изучите СМИ о компании: просто вбейте в поисковик ее название и откройте раздел с новостями. Этот дополнительный шаг поможет понять, в каких отношениях компания с партнерами, создает ли она инновации в своей сфере.

Пример поиска публикаций в СМИ о компании

На новостных порталах или порталах изданий могут остаться статьи о высшем руководстве компании или запечатлены события, которые могут характеризовать компанию не лучшим образом — например, массовые увольнения.

Пример новостей о компании

Изучите экспертные статьи от сотрудников компании. Если у компании есть блоги на экспертных интернет-ресурсах, то их тоже можно просмотреть.

  • Во-первых, получится понять, какого уровня эксперты работают в компании.

  • Во-вторых, это неплохой способ понять, объединяют ли вас и экспертов этой компании какие-то общие взгляды или наоборот. Среди ИТ-специалистов такие экспертные статьи обычно пишут руководители отделов или тимлиды команд.
Пример публикаций компании

Если на Хабре руководитель группы бизнес-анализа говорит, что в их компании аналитики много работают с SQL, а вам интересен анализ бизнес-процессов, то, возможно, это не ваш вариант.

После такого исследования появится понимание, стоит откликаться на вакансию или нет. Однако, если в целом вас устраивает компания и ее проекты, но что-то смущает в условиях, рекомендую не отказываться от шанса пообщаться: отправьте отклик вместе с дополнительными вопросами или уточнениями, а также органично впишите вопросы в сопроводительное письмо или задайте их рекрутеру после ответа на ваш отклик.

Подписывайтесь на мой канал IThumanWork о работе бизнес-аналитика и приходите ко мне на менторство в Solvery, если хотите подтянуть знания по анализу, разобраться с вакансиями и подготовиться к собеседованию.

0
4 комментария
Продюсер Псаки

зачастую работодатель ищет универсального спеца (и чтец и жнец и на дуде игрец), тут уже надо подумать, а оно вам надо?

Ответить
Развернуть ветку
Лариса Дансарунова
Автор

Конечно, это выгодно работодателю.) И действительно стоит подумать нужно ли оно. Это может быть полезно для переходов или смены роли/профессии, но для вертикального роста не подойдет.

Спасибо за комментарий)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Яковлев

Чтобы разобраться, изучите сайт компании, отзывы, СМИ и экспертные статьи.
Совет хороший,но я думаю что и так все это делают

Ответить
Развернуть ветку
Лариса Дансарунова
Автор

Очень на это надеюсь, а если нет, то сделала памятку.)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда