Пять ошибок при работе с корпоративными ценностями
Как не стоит делать
Привет, это агентство Jobby. Мы много пишем о корпоративных ценностях и о том, как их правильно разрабатывать и внедрять. А о том, как это делать неправильно, не говорим, хотя ошибки совершают все. И мы тоже. За годы работы с корпоративной культурой мы часто видели моменты, когда что-то идет не так. И выделили из них пять основных.
Ошибка 1: Не вовлекать сотрудников в разработку ценностей
Почему привлекать сотрудников к разработке ценностей важно? Вовлекая персонал, мы повышаем вероятность, что люди будут разделять ценности и ими руководствоваться. Они не будут думать, что это какая-то история, спущенная сверху, «для галочки».
Чтобы ценности работали, люди должны чувствовать себя сопричастными. К созданию ценностей, разработке поведенческих индикаторов и так далее.
И нет, необязательно вовлекать каждого сотрудника компании. Но мы можем дать возможность каждому поучаствовать: делать опросы, проводить фокус-группы, собирать фактуру по реальной корпоративной культуре компании.
Ошибка 2: Не вовлекать руководителей
Ключевая ошибка при работе с корпоративными ценностями — не вовлекать руководителей. Бывает так, что умный HR сам все сформулировал, а топ-руководители остались в стороне.
Ценности при этом вряд ли будут работать: для сотрудников руководитель — основная ролевая модель, и если он не ведет себя по ценностям, то и они не будут. Сначала ценности нужно «продать» руководству и только затем начинать проект.
Вот конкретные шаги вовлечения руководителей по пунктам.
В процессе исследования корпоративнои культуры:
• встреча или письмо по старту работы от CEO/HRD;
• глубинные интервью;
• фокус-группы;
• информирование о результатах.
В процессе разработки ценностей:
• встреча/письмо по старту работы от CEO/HRD;
• воркшопы / командные сессии;
• информирование о ходе разработки.
При подготовке к запуску:
• презентация ценностей и плана по продвижению;
• воркшопы или командные сессии;
• бизнес-игры по ценностям;
• задействование в продвижении.
В кампании по продвижению:
• презентации ценностей от руководителей;
• видео;
• создание руководителей-амбассадоров ценностей.
Ошибка 3: Не учитывать культуру и стратегию при разработке ценностей
Вы разработали ценности, которые нереально вдохновляют, драйвовые и классные. Но они существуют в отрыве от реальности и совершенно не отражают то, что происходит в компании. Вы можете вдохновиться каким-то реальным кейсом и начать строить культуру, как в Netflix или Google. Но прежде стоит оценить, действительно ли эта культура сможет прижиться у вас, близка ли она сотрудникам, которые у вас работают, и будут ли они готовы принять такие перемены без раздраженного «спустили сверху».
Есть и другая крайность — вы можете написать ценности, которые направлены только на сохранение текущего статус-кво и не помогают двигаться к стратегическим целям. Попросту не дают ответа на вопрос «Как мы должны измениться, чтобы двигаться дальше?». Что делать, чтобы избежать этих ошибок?
- Обязательно проводим аудит текущей корпоративной культуры. Хотя бы верхнеуровневый: какие мы, что нам нравится там, где мы работаем, а что, наоборот, нас ограничивает, что здесь принято, какой у нас стиль руководства, за что людей поощряют, а за что наказывают. Узнаём стратегические цели, видение и миссию компании.
- Проводим командную сессию с представителями каждой команды. Это поможет вовлечь всех в разработку ценностей.
- Разрабатываем ценности, часть которых – уже опора для сотрудников, а часть – «на вырост». В этом вопросе можно опираться на спиральную динамику, о которой мы писали здесь.
Ошибка 4: Ничего не делать после объявления ценностей
Классическая ошибка: разработали ценности, показали красивый и дорогой ролик, расклеили плакаты по офисам и забыли. Работа с корпоративной культурой и ценностями — это всегда игра вдолгую.
Если вы будете активно работать с ценностями хотя бы в течение года, то сможете увидеть только первые плоды трансформации культуры. А полное принятие ценностей на уровне изменения поведения сотрудников занимает годы. Что делать, чтобы не бросать внедрение ценностей сразу после разработки?
- Заранее проработать комплексную программу продвижения ценностей: лонч-дэй, конкурсы, геймификации, полиграфия, мерч, ролики, книга ценностей + медиасопровождение всех активностей.
- Заранее просчитать и согласовать бюджет: понять, сколько будет стоить внедрение ценностей, откуда мы возьмем эти деньги и что мы можем сделать без бюджета. Продумываем план Б, что мы делаем, если бюджет сократят или его вовсе не будет.
- 80% усилий — обычные, базовые активности — встречи, общение по каналам коммуникации. И только 20% — яркие активации вроде амбассадоров ценностей или геймификации. Если у вас не построена регулярная деятельность по ценностям, то для сотрудников ваши появления раз в полгода с яркими проектами будут выглядеть странно.
- Системно работать над продвижением ценностей, идти по плану (корректируя при необходимости), смотреть лучшие практики.
Ошибка 5: Коммуницировать ценности, не меняя процессы
Если мы красиво рассказываем про ценности, но не меняем процессы в соответствии с ними, то работать они не будут. Наши бизнес-процессы должны трансформироваться, чтобы сотрудники увидели, как компания меняется согласно ценностям. Как это сделать:
- Провести опрос, понять, что болит у людей больше всего, и оценить, что из этого мы можем быстро и легко изменить.
- Провести культурные мастерские для каждого подразделения. На них вместе с участниками определить, какие изменения необходимо реализовать, чтобы данное подразделение соответствовало ценностям. Составить план реализации и контролировать движение по нему.
- Рассказывать обо всех изменениях, подсвечивать реальные кейсы, брать живые интервью. Максимально интересно и постоянно освещать изменения.
- Проанализировать путь сотрудника, понять, какие HR- процессы необходимо изменить, чтобы соответствовать ценностям.
Разумеется, это не все ошибки: можно назвать больше. Эти встречаются чаще всего. И есть еще одна. Это даже не ошибка, а установка: полагаться только на себя. Зачастую в компании есть много людей, которые с удовольствием поучаствуют в проекте. Те самые пассионарии, которым интересно, которым не все равно. Попробуйте сделать их «соучастниками» проекта по продвижению ценностей.
Запуская проект по разработке и/или продвижению ценностей, важно осознавать, что эта работа требует больших ресурсов и усилий со стороны специалистов из HR и внутренних коммуникаций, у которых в фокусе внимания помимо этого еще ряд важных проектов и операционные задачи. Поэтому есть смысл обратиться к помощи внешних экспертов, которые смогут более широко посмотреть на задачу и предложить комплексное и, возможно, нестандарное решение. Если вы хотите, чтобы мы помогли вам разработать и внедрить ценности, — пишите!