Как делегировать правильно?
Что такое делегирование и зачем оно нужно? Как нужно делегировать, чтобы добиться большей эффективности работы компании? Об этом вы узнаете в нашей статье.
Что такое делегирование?
Делегирование от лат. delegare, “передача”, “перекладывание” - это передача руководителем части своих функций подчиненным для достижения конкретных целей.
Хороший руководитель должен быть хорошим организатором: грамотно распределять обязанности между сотрудниками, чтобы и они выполняли работу качественно и в срок, и чтобы сам руководитель успевал решать свои задачи. Если распределение обязанностей не помогло и на решение всех вопросов не хватает времени - руководитель не умеет правильно делегировать. Правильное использование времени и профессиональных навыков сотрудников способно творить чудеса: компании достигают высоких результатов, что приводит к росту доходов.
Делегирование - обычная практика как в крупных, так и в небольших компаниях. Например, начинающие предприниматели всем занимаются самостоятельно и спустя некоторое время сталкиваются с тем, что задач становится больше, времени меньше и, как результат, эффективность компании падает. Предприниматели начинают нанимать сотрудников и передавать им обязанности. Благодаря этому у них появляется больше времени на решение других важных вопросов.
Какие задачи решает делегирование?
- освобождает время руководителя для решения более глобальных задач
- повышает эффективность сотрудников
- мотивирует сотрудников
- раскрывает способности сотрудников
Главные ошибки делегирования
- отсутствие делегирования
- делегирование не напрямую, а через другого сотрудника
- делегирование не тех задач (нельзя передавать функции руководителя, срочные и слишком сложные задачи)
- неправильный выбор исполнителя
- поспешная передача обязанности (сначала руководитель должен разобраться в ней самостоятельно)
- постановка задачи с опозданием (если сдавать план через час делегировать не имеет смысла)
- отсутствие цели делегирования
- делегирования без конкретных сроков
Составляющие процесса делегирования
- определение функций, которые будут переданы сотрудникам (нужно выписать все свои задачи и отметить, какие являются рутинными, а какие требуют особого внимания в связи с их важностью)
- выбор исполнителя (сотрудник должен быть готов к выполнению более важных задач, он должен обладать подходящими навыками и лидерскими качествами. Также нужно учитывать степень занятости сотрудника выполнением собственных функций. Если его перегрузить, то пострадает качество выполненной работы)
- передача задачи (для того, чтобы замотивировать сотрудника и не вызвать у него негатив, нужно пригласить его к себе для обстоятельного разговора. Грамотное составленное тз со сроками, задачами, контрольными точками исполнения; разъяснение всех деталей; предложение помочь - помогут свести к минимуму непонимание и увеличат шанс на выполнение задачи качественно и в срок)
- контроль выполнения задач (ответственность за исполнение делегированных задач лежит на руководителе. Поэтому ему нужно постоянно следить за тем, как с ней справляется сотрудник. При этом важно соблюдать баланс в контроле: слишком частая отчетность может привести к нервному срыву сотрудника, а редкая - к потере контроля и получении на выходе некачественного результата)
Принципы эффективного делегирования от Брайана Трейси:
Принцип №1
Сопоставляйте сложность работы с навыками, способностями и уровнем мотивации человека, которому вы намерены ее поручить.
Принцип №2
Делегируйте постепенно, развивая в сотруднике достаточную степень уверенности в себе.
Принцип №3
Делегируйте всю задачу целиком, чтобы сотрудник ощущал 100% ответственность за порученное дело — от начала до конца. Ответственность пробуждает уверенность, компетентность и самоуважение.
Принцип №4
Помогите сотрудникам понять, каких результатов вы от них ожидаете, время от времени напоминайте им, ради чего они работают.
Принцип №5
Делегируйте полномочия, подключая подчиненных к обсуждениям. Между обсуждением и заинтересованностью в выполнении работы существует прямая зависимость.
Принцип №6
Делегируйте задачи соразмерно уровню ответственности. При масштабной задаче расскажите сотрудникам, к кому в случае необходимости они могут обратиться за помощью. Ответственные также должны понимать, какими бюджетами и ресурсами они располагают.
Принцип №7
Делегировав задачу, оставьте исполнителя в покое. Не пытайтесь забрать у него ответственность.