Роль собственника в найме ключевых сотрудников: как и где искать ТОПов, которые работают на результат

Роль собственника в найме ключевых сотрудников: как и где искать ТОПов, которые работают на результат

Статья для предпринимателей, которые хотят делегировать и нанимать эффективных сотрудников, но не знают, как.

Авторы статьи: <a href="https://www.instagram.com/amalikov/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Алексей Маликов</a> и Вячеслав Яхонтов
Авторы статьи: Алексей Маликов и Вячеслав Яхонтов

По моему мнению собственник должен заниматься стратегией, а не наймом.

На стратегию нужно время и чтобы найти его, важно правильно относиться к планированию. В конце статьи я подготовил для вас инструмент “Идеальная неделя”, который поможет вам найти до 40 часов свободного времени в месяц.

Для многих предпринимателей рекрутинг — настоящий дремучий лес, где каждый из них уже набил свои шишки и теперь с опаской смотрит в сторону найма. В этой статье разберемся:

  • как собственнику искать классных сотрудников
  • кто ему в этом может помочь и
  • из-за чего на ваши вакансии может никто не откликаться.

А в конце статьи расскажем, что делать, чтобы новый сотрудник как можно скорее начал приносить результаты в компании.

1. С чего начать, если вам нужен сотрудник?

Как понять, какой сотрудник нужен — ассистент, операционный директор, управляющий или кто-то еще?

На первом этапе важно понять, кто вообще вам нужен и для чего. Чтобы это понять, определите функционал будущего сотрудника в 3 шага.

Шаг 1: Описываем, какие процессы происходят в компании.

Для примера возьмём компанию, занимающуюся продажей товаров на маркетплейсе. В этом случае расписываем по блокам все процессы: закупки, фасовка, бухгалтерия, документация, и т.д.

Шаг 2: Определяем, кто и какими процессами занимается прямо сейчас.

В каждый блок записываем сотрудника, который этим блоком занимается: кто закупает товар, кто его фасует, кто занимается IT-поддержкой и т.д.

Шаг 3: Решаем, что из этого вы, собственник, делать НЕ хотите.

Или, как вариант, возможно, какой-то сотрудник не справляется со своими задачами, потому что их стало слишком много. Это тоже отмечаем в каждом блоке и смотрим, где у нас видны просадки. К примеру, может оказаться, что бухгалтеру нужен помощник, потому что сотрудников и документов стало больше. Или вам требуется ассистент, так как вы больше не хотите обзванивать партнёров и договариваться о сотрудничестве.

Я считаю, что любому предпринимателю, будь вы владелец завода или собственник маленького магазина, нужен ассистент. Хороший ассистент снимет с вас операционные задачи и позволит сэкономить драгоценные рабочие часы, которые собственнику важно тратить на стратегические задачи.

2. А сколько ему платить?

Как понять, сколько нужно платить сотруднику?

Функционал сотрудника мы определили, теперь нужно назначить ему зарплату. Здесь важно понять, какого уровня функционал нового работника: должен ли он быть уже с опытом или вы готовы его обучить, нужно ли ему специальное образование или нет и так далее. От этого и отталкиваемся.

Плюс учитываем рынок, который сейчас находится в просадке: соискателей меньше, чем вакансий. Почему так?

На это есть 2 причины: отток кадров в последние годы и переход на удалёнку, к которой многие компании до сих пор не готовы. Всё это ведёт к повышению оплаты труда у специалистов, особенно, если их ниша достаточно узкая.

Роль собственника в найме ключевых сотрудников: как и где искать ТОПов, которые работают на результат

3. Как составить вакансию, на которую точно откликнутся?

Какую информацию должен предоставить собственник для составления вакансии?

Вы уже знаете функционал и уровень будущего сотрудника, поняли, сколько готовы ему платить. Теперь нужно всё это тезисно описать в вакансии и разместить её на подходящем агрегаторе: Авито, hh.ru и др.

Чтобы на вашу вакансию было как можно больше релевантных откликов, важно:

  • Тезисно рассказать, что именно будет делать сотрудник: его обязанности, условия труда, возможности роста
  • Указать, каким образованием и/или опытом он должен обладать: специальное образование, опыт в той или иной сфере
  • Говорить простым и понятным языком: минимум официоза и максимум лёгкости
Роль собственника в найме ключевых сотрудников: как и где искать ТОПов, которые работают на результат

А чтобы самостоятельно не тратить время на отклики и не взять случайно «не того» специалиста, лучше всего нанять HR-а или обратиться в рекрутинговое агентство.

4. Как выбрать рекрутера?

На что обратить внимание при выборе рекрутера?

Если времени и/или желания самостоятельно заниматься поисками сотрудников нет, можно обратиться к рекрутеру. И тут есть 3 варианта:

  • Вы просите ассистента (если он есть) разбирать отклики и направлять к вам на собеседование наиболее подходящие кандидатуры.

Плюс: вам не нужно обзванивать каждого кандидата.

Минус: вы тратите много времени на встречи с кандидатами и велик риск, что усталость возьмёт верх и вы наймёте просто «уже кого-нибудь».

  • Вы нанимаете HR-а, который сам будет и заявки разбирать, и собеседования проводить.

Плюс: эйчар возьмёт на себя как поиски кандидатов, так и собеседования.

Минус: эйчара тоже нужно сначала найти, а ещё ему нужно будет постоянно платить, даже если у вас потом полгода не будет потребности в новых сотрудниках.

  • Вы обращаетесь в рекрутинговое агентство, которое само найдет вам нужного сотрудника.

Плюс: агентство берёт на себя поиски кандидатов и собеседования, помогает понять, кто именно вам нужен, глубоко вникает в ваши потребности и ценности компании.

Минус: это довольно дорого, поэтому подходит только тем собственникам, у которых есть определенный бюджет и жёсткий дефицит времени.

Роль собственника в найме ключевых сотрудников: как и где искать ТОПов, которые работают на результат

5. Что делать, чтобы сотрудник быстрее начал приносить результаты?

Роль руководителя после найма сотрудника и адаптация в компании.

Когда вы или рекрутер нашли нового сотрудника, очень важно помочь ему адаптироваться в новом коллективе. Чем быстрее пройдет адаптация, тем быстрее сотрудник, грубо говоря, начнет приносить вам деньги :)

План адаптации обычно прописывается на 2-3 месяца по шагам. Например, план адаптации менеджера по продажам будет выглядеть так:

  • Ознакомиться с оргструктурой компании, чтобы понимать, к кому и по каким вопросам обращаться.
  • Изучить продукт и целевую аудиторию, чтобы знать что и кому он будет продавать, понимать ценность продукта.
  • Понять систему мотивации, чтобы за 10 минут сотрудник мог подсчитать, сколько он продал и сколько за это получит денег. Так он будет замотивирован продавать ещё и ещё.
  • Ознакомиться с нюансами работы: изучить скрипты, пути выставления счетов, договоров и так далее.

После каждого блока руководитель может тестировать сотрудника, чтобы понять, насколько качественно проходит адаптация. Когда сотрудник полностью адаптировался в компании, руководителю важно выставлять качественные планы и следить за их выполнением на ежедневной основе. Это даст понимание, в правильном ли направлении двигается сотрудник.

Роль собственника в найме ключевых сотрудников: как и где искать ТОПов, которые работают на результат

Я подготовил для вас материал о том, как предпринимателю получить +40 часов в месяц на стратегические задачи, благодаря инструменту "Идеальная неделя".

Скачать его вы можете в моем телеграм боте по ссылке.

Если хотите больше лайфхаков и полезных материалов для собственников бизнеса, подписывайтесь на мой блог. В нем я делюсь реальными кейсами моих клиентов из моей программы наставничества для предпринимателей Прорыв и своим опытом предпринимательства.

Начать дискуссию