реклама
разместить

Что происходит на рынке труда в 2023-м, или Как делать исследование: инсайты и лайфхаки

С 2012 года мы в makelove разрабатываем бренды работодателей, исследуем и анализируем, учимся на ошибках, узнаем любопытное и делимся этими знаниями. В этом году мы выпустили своё глобальное исследование о трендах HR-коммуникации, где собрали опыт 40 лучших компаний-работодателей из восьми отраслей по версии рейтинга работодателей HH. ru: проанализировали каналы коммуникации, преимущества работы, карьерные страницы, соцсети и спецпроекты, позиционирование брендов.

Наша команда прошла долгий путь от «А давайте сделаем трендрепорт» до «ого, 267 слайдов!». Теперь мы готовы поделиться не только исследованием, но и лайфхаками для тех, кто решит пройти этот путь ресёрчера самостоятельно.

Что происходит на рынке труда в 2023-м, или Как делать исследование: инсайты и лайфхаки

Обращайтесь к репрезентативным источникам информации

Любое полноценное исследование состоит из двух частей: из анализа существующей информации (её называют вторичными данными, поскольку её создали не мы) и полевого исследования (самостоятельного создания уникальных данных, т. н. работа руками). В работе со вторичными данными важно критично относиться к информации, на которую вы ссылаетесь.

Что происходит на рынке труда в 2023-м, или Как делать исследование: инсайты и лайфхаки

Репрезентативные данные — это свежие, актуальные и достоверные данные

Свежие данные.В зависимости от цели нужно понять, какой таймлайн для вас будет позволительным. Если вы работаете с неизученным явлением, можно проследить историческое формирование отрасли, а затем более подробно изучить её сегодняшнее состояние. Если вы работаете с трендами месяца, источники информации должны маркироваться от общего к частному, например от общих годовых трендов — к сезону, потом — к месяцу.

Актуальные данные. Те, которые отвечают исключительно на ваш запрос, не уводя в сторону от изучаемой проблемы. Чем специализированнее источник, тем лучше.

Достоверные данные. Обращаем внимание на качество источника информации, тональность её подачи.

В нашем исследовании на этапе анализа вторичных данных мы обратились к HeadHunter и другим близким к рынку источникам для изучения экономической ситуации на рынке труда. Для актуальности исследования мы также посмотрели корреляции между брендом работодателя и бизнес-показателями, которые выводят международные академические издания.

Затем на этапе сбора уже первичных данных мы обращали внимание, какие каналы будут наиболее показательными для того или иного сегмента ЦА. Например, для IT-специалистов это «Хабр»: там сотрудники делятся экспертностью от первого лица, отвечают на вопросы из сферы IT и подсвечивают специфику своей работы. Каналы для массового персонала — это «Авито Работа» и «Профи ру»: там работодателям свойственно детально описывать вакансию и таким образом создавать актуальный образ компании.

Используйте релевантную методологию

Существует много методологий. Базовая классификация — это качественные, количественные и смешанные методы.

  • Количественные (например, опрос) позволяют выявить, насколько распространено явление, и установить его взаимосвязи с другими факторами.
  • Качественные методы (например, интервью или фокус-группа) позволяют достать уникальные инсайты и изучить неизвестное явление.
  • Смешанные — микс первого и второго, позволяют объединить преимущества обоих методов для более глубокого погружения в явление и изучения его с разных сторон.

Мы работали на основе контент-анализа (это смешанный метод). Он включает глубинный анализ текстовых и визуальных материалов компаний. Контент-анализ позволил нам охватить изученные сегменты и отрасли, чтобы вывести уникальные и узкие коды среди них, и малопопулярные сегменты, чтобы сформировать базовые атрибуты, которые лягут в основу коммуникации.

Так, мы выяснили, что на IT-сегмент направлена коммуникация 75% работодателей, поэтому, чтобы выделиться в их глазах, работодатели прибегают к разным приёмам. Например, к использованию специфического ToV (Tone of Voice). А для синих воротничков, спрос на которых, наоборот, растёт только сейчас, работодателям пока достаточно отвечать на базовые ценности аудитории — семейность, традиции и стабильность, — чтобы считаться топовыми в своём сегменте.

Работайте с совокупной экспертностью

Синергия опыта работы и экспертности от коллег разных грейдов позволит посмотреть на результаты работы с разных сторон и отойти от «замыленного» взгляда. Важно уметь выбирать самые показательные примеры и строго отслеживать взаимосвязи примеров и выводов, чтобы сложить единую и точную картину по объектам исследования. В некоторых аспектах (например, анализе определённых брендов или выводе тренда) мы привлекали к рефлексии всю стратегическую команду. У каждого из нас был опыт работы с разными отраслями рынка, поэтому, прежде чем делать выводы, пытались понять предпосылки и сопоставляли их с реальностью.

Так, рефлексируя всей командой над бесконечно повторяющимися кодами лидерства в позиционировании компаний, мы поняли, что есть «старые» и «новые» коды лидерства. Первые — про первенство внутри своей отрасли, например финтеха. Вторые — про лидерство на всём рынке, и, как правило, такое лидерство сочетается со «сверхмиссией» (например, «сделать жизнь миллионов людей лучше»).

Что происходит на рынке труда в 2023-м, или Как делать исследование: инсайты и лайфхаки

Вовремя остановитесь. Когда пора поставить точку в исследовании? Когда станет лень:)

Когда вы начинаете делать своё исследование, важно обозначить положение, в котором вы сейчас находитесь в инфополе, точку А (насколько уже изучена ваша проблема?), чтобы потом поставить реальную цель и наметить точку В — момент, когда нужно остановиться. Можно установить ограничение в виде количества единиц. Когда изучаемый материал для ответа на ваш вопрос будет повторяться в выводах, можно ставить точку.

Мы поставили довольно амбициозную цель: изучить тренды всего рынка труда за 2023 год. Поэтому исследование в общей сложности заняло четыре — пять месяцев. Границами анализа стала метрика пяти компаний на каждый рыночный сегмент, поэтому задача была вместить самые репрезентативные бренды. И аудиторный, и рыночный сегмент «закрывался», когда тренды начинали повторять друг друга.

Например, среди массовых сотрудников это был тренд на безопасность и подчёркивание исключительно материальных преимуществ в работе, поскольку зачастую человек обращается к такой вакансии, чтобы получить быстрый хороший заработок, при этом не подвергая себя опасности.

Исследование — это челлендж, результат которого полезен как тем, кто его делал, так и тем, для кого оно предназначалось. Для нас это закрепление знаний в одном ресурсе, для читателя — погружение в рынок бренда работодателя. В обоих случаях хорошее исследование рынка труда — ценный инструмент для успешного развития.

Хотите разобраться в главных трендах HR-коммуникаций? Тогда переходите на наш сайт и готовьтесь применять новые знания в работе!

Что происходит на рынке труда в 2023-м, или Как делать исследование: инсайты и лайфхаки
1010
реклама
разместить
реклама
разместить
1 комментарий

Спасибо за статью, очень полезно!

2
Глава Superjob: «Научитесь предсказывать курс доллара хотя бы на две недели вперёд, а потом будете предсказывать, что будет на рынке труда через пять лет»

Несколько цитат из разговора Алексея Захарова о дефиците кадров с изданием «Бизнес Online».

Захаров. Источник фото: «Бизнес Online»
2828
33
33
Одна из немногих вырезок интервью, которую я прочел до конца и с интересом и при этом человек говорит все по делу и все правильно. Красавчик, разъяснил то, чего многие почему-то не могли понять.
реклама
разместить
На выставке CES показали «эргономичную» клавиатуру с автовыдвижными модулями — клавишами и тачпадом или мышкой

Стоит $700 — 71 тысячу рублей по курсу ЦБ на 6 января 2025 года.

1919
44
В борьбе с пробками: Нью-Йорк первым в США ввёл плату за въезд в загруженные районы города

Она составит до $21,6 в зависимости от времени и вида транспорта.

Центр Манхэттена. Источник фото: Shutterstock
1111
66
44
22
22
11
Казна пустеет, Милорд! Ну что же, одни штрафы, поборы и т.д. США на пороге гражданской войны, поэтому не удивительно, что раскачивают ситуацию таким образом. Экономика трещит по швам.
Бросай работу в найме: Куда пойти, чтобы зарабатывать больше и жить свободно?

Устали от рутины, от маленькой зарплаты и постоянного выгорания? Куда же пойти чтобы всего этого не было? В этой статье разберем, как Telegram может стать новой нишей для заработка.

66
10 лучших маркетинговых инструментов на основе искусственного интеллекта (январь 2025 г.)
10 лучших маркетинговых инструментов на основе искусственного интеллекта (январь 2025 г.)
1919
22
11
11
«Чат-бот от AmoCRM приносил 1-2 заявки в сутки с горячего брендового трафика. ИИ-ассистент Solo приносит до 8 заявок в сутки с холодного с чеком выше на 20%»: кейс Moscow Business Academy х Solo, как выйти из низкого сезона в выигрыше

Кратко: мы помогли с подготовкой посадочной к холодному трафику и прогреваем в заявку пользователей, которые заинтересовались продуктом в нише высшего бизнес-образования, но отказались от него из-за необходимости говорить по телефону с менеджером продаж — в результате количество заявок увеличилось почти в 4 раза.

99
33
Крупнейший контрактный производитель электроники Foxconn сообщил о рекордной выручке за четвёртый квартал и устойчивом спросе на серверы для ИИ

На фоне этого приросли акции производителей полупроводников.

Источник фото: FxTeam
33
11
Абоненты МТС пожаловались на сбой в работе домашнего интернета и мобильной связи

Они не могут выйти в онлайн, посмотреть телеканалы и дозвониться и дописаться до клиентской поддержки.

Обновлено в 14:41 мск: в Роскомнадзоре объяснили сбой «аварией на магистральной сети у одного из операторов связи». По словам ведомства, её уже устранили.

1313
55
Тренировка по защите россиян от связи и интернетов прошла успешно.
[]