Трудности импортозамещения в HR-сфере и не только
Самые интересные мысли об импортозамещении есть у тех, кто ежедневно занимается переводом компаний на отечественное ПО. Вместе с Андреем Филатовым, экс-генеральным директором компании SAP и основателем «Лаб СП», мы обсудили трудности перехода на российские решения и ключевые потребности в HRTech на российском рынке.
Привет! Я — Дмитрий Махлин, партнёр и директор по развитию HRlink. Вместе с командой мы запустили подкаст «Кадры, деньги, HRTech». Моим гостем в восьмом выпуске стал экс-генеральный директор компании SAP и основатель «Лаб СП» Андрей Филатов. Мы поговорили о текущей ситуации с импортозамещением решений для HR-автоматизации и о том, как сильно сегодня изменилась работа HR. Собрал эти и другие мысли выпуска в этой статье.
Импортозамещать иностранные решения для HR-автоматизации пока сложно
Когда ведущие мировые вендоры ПО для HR-сферы начали сворачивать свою деятельность в РФ, в первую очередь это коснулось тех компаний, которые использовали облака. Именно они пострадали быстрее всего. Вендоры отменили подписку по кнопке, и это подтолкнуло бизнес к переходу на отечественное ПО. Но из-за недоверия даже российские Cloud-решения теперь воспринимаются более негативно.
Андрей подчёркивает, что компаниям редко удаётся найти новое ПО, которое бы один в один повторяло предыдущее. Иногда один продукт приходится менять на несколько отдельных. Или перестраивать бизнес-процессы под новое решение.
Но пока главными проблемами массового перехода на отечественные HRTech-решения остаются недостаток функциональных возможностей и отсутствие методологов. Даже если у разработчик может построить решение, нужны те, кто научат бизнес его применять.
Заменили почти всё, но есть нюанс
Важно понимать, что перед рынком стояла задача импортозаместить все типы решений. И сегодня почти все они реализованы российскими компаниями. На рынке появились отечественные серверы, системы хранения, базы данных, решения по кибербезопасности и бизнес-приложения, программные продукты.
Но, по словам Андрея, часть компонентов трудно импортозаместить. Элементная база, жёсткие диски, микросхемы — всё они пока не производятся в стране. И это серьёзный сдерживающий фактор для крупных компаний при переходе на отечественные решения.
Уход западных вендоров точно не упростил работу HR
Колоссальная проблема большинства предприятий сегодня — недостаток миддл-менеджеров. Потому что по статистике множество представителей именно этого сегмента покинули страну. В России нет дефицита топ-менеджеров, и очень много джуниоров. Но бизнесу не хватает именно тех, кто умеет руководить продуктовыми командами, разработкой, разными направлениями.
Количество задач для представителей миддл-менеджмента резко выросло. При этом «растить» их из джунов очень трудно без тех решений, которые ушли с рынка. Такие программы обеспечивали развитие карьерных лестниц и необходимых компетенций.
На данном этапе компаниям бывает тяжело найти достойную замену решению для HR-автоматизации, которое они использовали. Поэтому они вынуждены устанавливать такое ПО, которое хотя бы частично закрывает текущие задачи.
Бизнес не может предъявлять стандартизированные требования к решениям
Андрей говорит о том, что создание единого стандарта для всего ПО — трудновыполнимая задача. Его реально внедрить только на государственном уровне. Потому что даже у предприятий из одной отрасли могут очень отличаться внутренние процессы.
Вендорам придётся адаптировать свои продукты под каждого конкретного клиента. Особенно если речь идёт о крупных компаниях. При этом нужно учитывать, что работа с большими заказчиками — очень трудная задача для небольших подрядчиков и стартапов.
Стартапы vs Enterprise-заказчики
Небольшой компании-разработчику решений непросто найти крупного клиента. И не только потому, что для этого её продукт должен быть качественным. У растущего стартапа может просто не хватить ресурсов на работу с большим заказчиком. Важно оценивать, что такое сотрудничество повлечёт за собой большие вложения: на техподдержку, юристов и многое другое. Покрыть эти расходы поможет логичное повышение цены на продукт. Главное, чтобы она была оправданной.
При этом один крупный якорный заказчик может быстро сделать из небольшой компании «единорога». У такого стартапа не будет проблем с ростом бизнеса и прибыли.
Другие тезисы нашего разговора с Андреем Филатовым — в записи выпуска. Ищите его на платформах Яндекс Музыка, Podcast.ru, Google Podcast, Apple Podcast, VK.