Чего хотят CTO, уехавшие из России? Исследование
2022 год резко поменял приоритеты многих русскоязычных кандидатов и работодателей на IT-рынке. Во второй половине 2023 года компания NEWHR Data изучила настроения среди технических руководителей, живущих за рубежом. В частности — узнала, насколько им интересны российские работодатели и каковы их потребности в текущей ситуации.
Цель исследования
Мы хотели выяснить, чем российские работодатели могут привлечь востребованных кандидатов уровня CTO. Таких кандидатов раньше приходилось хантить, а сейчас они стали менее доступны из-за релокации.
Мы отвечаем на вопрос:
В этой статье мы описываем краткие результаты нашего исследования.
Кому будет полезна статья
- Российским компаниям, которые хотят привлечь опытных русскоязычных СТО, работающих за пределами России.
- Компаниям с российскими корнями, которые нанимают русскоязычных топов за рубежом.
- СТО и топ-менеджерам, которым интересны критерии выбора работодателей среди руководителей их уровня.
Чьё мнение мы изучали
Нашим фокусом были технические менеджеры — руководители, которые занимают позиции engineering manager, head of development, CTO и так далее. В подчинении у них минимум три руководителя, а общее число подчинённых — не менее 15 человек. Далее в этой статье для простоты мы будем называть их просто «CTO».
Наши респонденты — это 24 опытных технических менеджера, которые живут за рубежом и работают как в иностранных компаниях (Bolt, Delivery Hero и т. д.), так и в компаниях с корнями на русскоязычных рынках (inDrive, TripleTen, Miro и другие).
- Специализация респондентов: техническая, инженерная, инфраструктурная.
- Общий опыт руководства: от 3 до 10 лет. В том числе — опыт руководства другими руководителями (тимлидами) от 1 года до 5 лет.
- Размер команды: 3-16 руководителей и 30-550 специалистов.
- Текущая позиция: CTO, engineering manager, VP of engineering, head of development, platform lead, head of backend.
- Компании, где они работают: крупные (бигтех) и средние технологических компании.
- Не находятся в активном поиске работы.
- Преимущественно живут за рубежом.
Почему такая выборка?
В среднем для выявления устойчивых моделей поведения достаточно от 6 до 12 интервью при тщательной выборке. Для наших целей мы остановились на 24 интервью. Этого достаточно для выявления основных моделей поведения CTO и факторов, влияющих на них.
Какие типы работодателей выделяют СТО?
На основе интервью можно выделить четыре типа работодателей, которые привлекают или отталкивают проживающих за границей CTO.
1. «Внутрироссийские» компании
Находятся в России и развивают продукты для внутреннего рынка. По словам наших респондентов, работа на эти компании сопряжена с некоторыми рисками:
- Увеличивается технологическое отставание страны после 2022 года.
- Государство расширяет своё влияние в экономике.
- Снижается качество продуктов.
- Российский рынок отделяется от мирового.
- Санкции против компаний из России.
Поскольку наши респонденты в основном проживают за границей, то часто они считают «внутрироссийские» HR-бренды непривлекательными для профессиональной самореализации и развития карьеры.
Часть CTO сообщили, что продолжают следить за российским рынком, чтобы нанимать специалистов себе в команду. Кто-то же совсем оторвался от повестки и уже плохо себе представляет, что происходит в российском IT.
2. Компании с государственным влиянием
Это «внутрироссийские» компании, на бизнес которых прямо или косвенно влияет государство (некоторые респонденты называют их «госухой»). С этой категорией участники интервью обычно связывают:
- Проекты низкого качества.
- Отсутствие цели создать качественные продукты.
3. «Околороссийские» компании
Расположены вне России, но имеют связи с российской IT-отраслью. Это могут быть филиалы и юрлица российских компаний за рубежом. Или — иностранные компании с русскоязычными фаундерами и командой. Примеры, которые называли респонденты: EPAM, Wrike, Semrush, Miro, компании зарубежного Yandex и так далее.
Такие компании CTO оценивают в основном положительно.
- Эти бизнесы работают на международном рынке либо находятся в процессе выхода туда.
- В отличие от «внутрироссийских» не страдают от рисков нахождения в России. А значит — безопасны для респондентов с точки зрения развития бизнеса и легализации в других странах.
- Сохраняют привычную респондентам организационную культуру и язык общения. Поэтому в таких компаниях респондентам проще адаптироваться и развиваться.
4. Иностранные компании
Это компании без связей с Россией и свободные от рисков российского IT-рынка. Некоторые CTO, с которыми мы пообщались, уже работают в таких компаниях. Другие отмечают, что трудоустройство в иностранные компании требует подготовки и специальных усилий.
Что отпугивает CTO в российском рынке
Угроза личной безопасности от нахождения на территории России.
Потери в профессиональном развитии. IT-рынок России, по мнению респондентов, всё больше закрывается от мирового. Это влечёт за собой риски его отставания, отсутствия доступа к передовым технологиям и проектам на местном рынке.
Проекты под влиянием государства, по мнению респондентов, часто бывают низкого качества и не имеют цели создать хороший продукт.
Репутационные риски. Опыт работы в российской компании может быть негативно оценен потенциальными работодателями за рубежом.
Личные принципы. Работа на российскую компанию и уплата налогов в бюджет РФ противоречит взглядам некоторых CTO.
Снижение уровня жизни. Доход и его покупательная способность в России упали.
Чего CTO хотят от работодателей вообще
Из перечисленных выше опасений вытекает список потребностей респондентов, которые мог бы удовлетворить работодатель. Общий список целей выглядит так.
1. Гарантии безопасности себе и семье
Свой отъезд из России многие CTO объясняют опасениями именно в этой области. Хотя и за границей есть свои трудности.
2. Удалёнка или офис
Для части респондентов важна возможность выбора локации для жизни и полностью удалённая работа. Других интересует наличие офиса за рубежом (хотя все отмечают, что это необязательное требование). Дело в том, что наши респонденты — руководители, и им может быть трудно управлять командой в дистанционном режиме.
Идеальный вариант — работа в филиале компании за пределами России в привлекательной стране. «Привлекательными» участники интервью считают, к примеру, Германию, Нидерланды, Великобританию, США и Канаду. Некоторые респонденты относят к этой категории Кипр, Португалию, Испанию, Сербию, Хорватию и другие страны.
3. Легализация
Некоторым респондентам важно, чтобы работодатель помог легализоваться за рубежом: получить разрешение на проживание, вид на жительство и так далее.
4. Привычная культура
Плюс российских работодателей для уехавших CTO — знакомый язык общения и организационная культура. «Околороссийские» работодатели с привычной культурой могут рассматриваться как переходный этап перед выходом кандидата на международный рынок.
5. Профессиональное развитие
К этому относятся условия, которые может быть затруднительно обеспечить на территории России после 2022 года:
- использование передовых технологий благодаря открытости рынка и международным проектам;
- создание качественных и востребованных продуктов, не замкнутых только на российский рынок;
- работа с экспертами международного уровня.
6. Уровень жизни
CTO хотели бы, чтобы доход и качество жизни сохранились на прежнем уровне, несмотря на смену локации.
Особые требования к «внутрироссийским» работодателям
Если компания работает в основном на российском рынке, то нашим респондентам будут важны:
- Возможность работать из привлекательной страны.
- Зарплата в валюте, защищённая от колебаний курса рубля и потерь при выводе средств за рубеж.
- Компенсация сложности работы на «внутрироссийскую» компанию. В частности — возможность накопить опыт или финансовую подушку для дальнейшего развития карьеры в других странах.
- Компания создаёт продукты в том числе для европейского или международного рынка.
- Высокотехнологичный бренд. Некоторые компании в России вроде «Яндекса» воспринимаются CTO как таковые.
- Хорошо подготовленная, образованная, профессиональная команда.
Готовы ли СТО работать на компании из России?
Нам было важно узнать, как СТО, уехавшие за рубеж, относятся к идее работы на российскую компанию. По этому вопросу респондентов можно разделить на три сегмента.
Сегмент 1. Готовы рассмотреть работу на российскую компанию
Допускают работу на компанию из России из-за пределов страны. Но в идеале хотели бы работать на «околороссийские» компании за границей.
Сегмент 2. Заинтересованы, но на определённых условиях
Потенциально готовы поработать на российскую IT-компанию в качестве переходного варианта. В данном случае респондентам интересно накопить профессиональный опыт или финансовую подушку, чтобы потом уже трудоустроиться в компанию вне России.
Сегмент 3. Не готовы рассматривать российские компании ни в каком виде
Эти технические менеджеры больше не планируют свою карьеру на российском рынке или не хотят сотрудничать с компаниями из России по принципиальным соображениям.
Кому-то важно работать в иной культуре, чем принято в IT-отрасли России и ряда соседних стран.
Выводы и рекомендации
- «Внутрироссийские» компании малопривлекательны для востребованных русскоязычных СТО, уехавших за рубеж. Основная причина — страновые риски России: возможное технологическое отставание, рост государственного влияния, снижение качества продуктов, закрытость рынка.
- СТО заинтересованы в «околороссийских» и иностранных компаниях, а не «внутрироссийских». Особенно настороженно участники исследования относятся к российским компаниям под санкциями и сильным влиянием государства.
- «Околороссийские» компании привлекают русскоязычных СТО более привычной культурой по сравнению с другими иностранными работодателями.
- СТО опасаются возвращаться в Россию из-за рубежа. Поэтому они рассматривают в основном вакансии с удалённой работой или (в некоторых случаях) с офисом за границей.
- Некоторые СТО готовы работать на «внутрироссийские» компании на особых условиях. Например, это может быть для них работа, которая поможет получить уникальный опыт или создать финансовую подушку на будущее.
- Компаниям из России, которые нанимают кандидатов за границей, важно присутствовать в информационном поле стран, где живут русскоязычные айтишники. Иначе о вашем HR-бренде за пределами России могут забыть или составить о нём некорректное представление.
- Помочь в поиске кандидатов в России и за рубежом может международное рекрутинговое агентство NEWHR Recruiting. Мы специализируемся на поиске разработчиков, продактов, аналитиков, маркетологов и HR. Пишите на нашу почту: [email protected]