Карьера
Alexander Memus
15 175

Цели в жизни — почему это важно: опыт продакта

Продакт платформы для создания чатботов Chatfuel Саша Мемус написал для vc.ru вторую колонку о том, как он экспериментировал с определением жизненных целей и почему это важно.

В закладки
Аудио
​Я на конференции F8 в Сан Хосе

Три года назад я написал колонку про то, как задать цели в жизни. В ней было описано пять шагов. Два из них (аудит желаний и табличка с целями) — развернуто и по делу отвечали на заявленный в заголовке статьи вопрос «как задать цели». Я сам продолжаю ежегодно проводить аудит желаний, обновлять табличку с целями и ставить под ней свой автограф. И это даже как-то работает.

Остальные три шага в колонке (планирование, утренняя рутина и рефлексия) я добавил абсолютно зря, потому что они отвечали на другой вопрос — «как этих целей достигнуть», и, чего уж там, полноценной методичкой по проджект-менеджменту не являлись.

За три года колонка набрала 125 тысяч просмотров и стала самым моим популярным текстом эва. Но мне искренне непонятно, почему.

Да, в колонке есть неплохой ответ на вопрос «что делать» и так себе ответ на вопрос «как это делать». Но в ней нет ответа на главный и куда более интересный вопрос: «почему это важно».

Я вижу в предложенном мной подходе три большие проблемы. Давайте разбираться.

Проблема 1: способны ли мы сформулировать свои желания?

Аудит желаний (aka 100 стикеров) — нормальный способ поглубже забраться в свое подсознание и понять, что там лежит. На выходе получится список поинтереснее, чем если просто по-быстрому накидать десять целей из головы. Но после упражнения появится искушение назвать все желания на стикерах своими.

Важно понимать, что большинство из них все еще чужие. Как же так получилось?

Во-первых, обратимся к мыслям философа Рене Жирара. Рене утверждал, что если люди что и умеют хорошо, так это мимикрировать. Это делает нас Homo Sapiens: мы намного лучше других видов умеем учиться, наблюдая и копируя других людей. И точно так же, через копирование, мы учимся хотеть и желать.

По мере того как мы растем и наблюдаем за другими людьми, мы понимаем, чего мы должны хотеть. Нет такой последовательности ДНК, которая заставляет нас хотеть новые шумоподавляющие наушники Sony. При этом наше сознание вполне себе запрограммировано на желание быть кем-то. Или через метафору копирования: быть как кто-то.

Нам нравится другой человек → мы хотим быть как он → а у него есть наушники Sony → и вот мы уже тоже их хотим. Это касается не только вещей, но и всех действий вообще. И Ким Кардашьян нагло этим пользуется.

Жирар называет такую модель поведения «миметическое желание» — то есть желание посредством подражания. И дальше отлично объясняет, как в современном мире этот механизм работает нам же во вред.

В мире, где жизнь любого человека доступна в сторис Instagram по одному клику, миметическое желание легко превращается в зависть. Так что в современном мире её становится все больше и больше.

Но моя проблема с такими желаниями в другом: копирование — нормальная тактика для обучения, но так себе тактика для формирования своих личных желаний. Получается, что большинство стикеров будут про желания, которые я у кого-то подсмотрел. А это уже не так интересно. Придется выкинуть половину стикеров.

Во-вторых, обратимся к книге Джеффри Миллера «Spent: Sex, Evolution, and Consumer Behaviour». В ней он разъясняет мысль, что наши действия и вещи — сигнал для окружающих, что мы хорошие люди. Потому что самая важная валюта в обществе — это условная «хорошесть».

Казаться хорошим крайне выгодно и для поиска романтического партнёра, и для поиска работы, и вообще. Просто сказать людям, что ты хороший, не работает — сказать может и Дарт Вейдер. Поэтому люди инвестируют много времени и ресурсов на создание сигналов этой самой хорошести.

Ну вот если я вам просто скажу, что я хороший человек? Что-то не верится. А если я скажу, что я буддист? Кажется, уже получше. А если я расскажу, что раз год я езжу на десятидневный ретрит по медитации? Как будто моя хорошесть еще немного подросла. Зачем бы ещё я терпел десять дней боль в спине, отсиженную задницу и невыносимую скуку наблюдения за дыханием?

Вообще, я тут немного упростил для примера. Так-то Миллер говорит не только про хорошесть, а про любые сигналы вида «я свой» (возможно, я не такой уж хороший человек, если так нагло подгоняю цитаты).

В итоге получается так, что люди тратят кучу времени на создание сигналов «я свой» вместо того, чтобы проживать свою жизнь. Выбирают не то, что им действительно важно, а то, что громче всего заявит миру «я классный». И начинается своеобразная гонка вооружений в создании таких сигналов и инструментов их точной оценки (чтобы отделить сильные сигналы от просто шума).

Если через эту призму посмотреть на 100 стикеров, то придётся выкинуть и оставшуюся половину. Как и эту колонку. Ведь я не уверен, что пишу её, потому что мне от этого прикольно, а не потому что это социальный сигнал.

Проблема 2: получится ли из желаний непротиворечивый набор целей?

Допустим, вы собрались и смогли придумать новые идеи и мечты только для себя. Или вы ок с тем, что они не супероригинальны, вам хочется — ну и ладно. И вот вы пытаетесь выбрать из них шорт-лист. Отобрать те немногие, что войдут в документ с целями (иначе где ставить свой автограф?).

Тут возникает следующая проблема: скорее всего список целей получился противоречивый. Почему так? Первым на этот вопрос попробовал ответить великий грек Платон.

У него была своя проблема: он не мог смириться с тем, что Афины казнили его учителя Сократа. Это был значимый конфликт для Платона, потому что он любил и Афины, и Сократа. Но его возлюбленные договориться не смогли.

И тогда Платон предложил новую модель сознания. Он предположил, что внутри каждого человека в постоянном конфликте живут три субличности: Человек, Лев и Монстр.

Человек символически находится в голове. Он думает, владеет логикой, способен рационально мыслить. Он индивидуалистичен. Лев расположен в груди и ориентирован на общество. Он делает что-то во благо других людей. И наконец Монстр (в оригинале — многоголовое чудище наподобие гидры) расположен в животе. Этот Монстр все время чего-то хочет, у него постоянно разыгрывается аппетит. И он хочет это получить здесь и сейчас.

Так вот, по логике Платона, Человек, Лев и Монстр видят мир по-разному и постоянно конфликтуют. Например, Монстр видит на фудкорте большой кусок торта и начинает вопить: «Съешь его! Немедленно! Прямо сейчас! Хочу!». На что Лев возражает: «Не, так я наберу лишний вес, что подумают люди в моем офисе?». И тоненьким голоском Человек пытается: «Я уже потратил все деньги на видеоигры и только что пообедал. И вообще, колонка на vc.ru не готова».

Похожее деление психики на три субличности позже описывал и Фрейд. И с тех пор концепция внутреннего конфликта субличностей крепко засела в современной психологии/терапии. Внятного решения этой головоломки я пока не видел.

Платон предлагал выстроить свою жизнь так, чтобы Человек дрессировал Льва, а Лев усмирял Чудовище. Вот только, как по мне, это больше похоже на выбор победителя в сражении, чем на настоящее решение проблемы. Мои цели отобраны вполне себе в духе Платона (с Человеком во главе), но это вовсе не оптимальное решение. И цели конфликтуют между собой.

Проблема 3: почему достигать цели — это вообще хорошо?

Ну ладно, допустим, вы каким-то магическим образом избавились от всех внутренних конфликтов и смогли загнать свои цели в рамки (pun intended). Дальше остается уже только тактика и вот этот скучный проджект-менеджмент (оцените, что изначально глагол project означать «бросать», и это вообще древняя метафора от первых охотников с копьями). Получается, бери и делай. Достигай.

Стандартный подход довольно простой: чтобы осуществить проект, разбейте его на понятные и достижимые шаги. Ну например, я поставлю себе SMART-цель «накопить к концу года 600 тысяч и купить машину».

Красота же: дедлайн есть, копить нужно по 50 тыяч в месяц (пора переходить на макароны и сосиски) — и будет через 12 месяцев машина. Но есть проблема: от этого может стать только хуже.

Во всей индустрии личного успеха есть неозвученное предположение, что после достижения целей вам станет лучше, чем было до. Но цели по определению можно задать только для каких-то материальных вещей и задач, они не помогают ответить на экзистенциальные вопросы. А ведь материалистичные цели не могут принести счастья, зачем тогда вообще их ставить?

Первым это противоречие заметил Будда. Его отцу предсказали, что Гаутама станет или великим правителем или великим пророком. Отец хотел правителя. И посадил Будду во дворце, где окружил его роскошью и спрятал все источники страданий: старость, болезни, смерть.

Ну в общем, технически Гаутама достиг всех целей в этом Дворце (давайте сразу примем, что Дворец — это просто метафора). А потом Будда как-то сбежал из Дворца и увидел на улице болеющих, стареющих и даже мертвых людей. И долго удивлялся и не мог понять, что эти люди сделали не так. А потом понял, что это ждет и его, и никакой Дворец не спасет.

После этого жить во Дворце он уже больше не смог — наступило разочарование (английское слово disillusionment лучше передает смысловой оттенок: для Гаутамы разрушилась иллюзия). И тогда Будда создал Великое Отречение.

Этот миф про Будду показывает важное различие между двумя режимами жизни: having mode & being mode (режим обладания и режим бытия). И они никак не пересекаются, хотя маркетинг пытается нас убедить в обратном.

Вспомните любую рекламу пива. В ней показывают счастливых улыбающихся людей (режим бытия), пытаясь убедить купить бутылку с алкоголем (режим обладания). Вот только обладание этой бутылкой (и даже её выпивание) никак не смогут привести к состоянию, показанному в рекламе.

По сути, вся реклама пытается нас запутать относительно двух режимов жизни и выдать один из них за другой. Но они не взаимозаменяемы.

В случае с целями мы сами занимаем роль маркетингового агентства. И вместо текущей реальности продаем себе образ лучшего будущего (того, где цели будут достигнуты). Но поскольку цели приведут только к тому, что мы станем больше иметь, то по сути ничего не изменится.

Из современников лучше всего про это писал Фромм, который так и назвал одну из своих книг «Иметь или быть?». Процитируем самого Фромма: «При существовании по принципу обладания отношение к миру выражается в стремлении сделать его объектом владения, в стремлении превратить все и всех, в том числе и самого себя, в свою собственность».

Звучит страшно. Ну то есть как самый настоящий продакт менеджмент.

Короче

Ставить и достигать цели — само по себе довольно бессмысленное занятие. Тем более, что все равно свои мечты мы заимствуем извне. А внутренние противоречия и конфликты легко разрешаются только на бумаге.

Кажется, единственный путь — это научить себя переключаться из режима обладания в режим бытия. Для этого я собрал короткий и бесплатный вебинар «Практики осознанности». Там есть (уже слишком длинный) лист ожидания. Записывайтесь скорее!

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Alexander Memus", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 55, "likes": 46, "favorites": 540, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 99979, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 05 Jan 2020 12:57:37 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 99979, "author_id": 60674, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/99979\/get","add":"\/comments\/99979\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/99979"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199121, "last_count_and_date": null }
55 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
39

Хихи, мАсковские бАтаны пытаются ставить себе цели, не вполне осознавая зачем это вообще нужно )) Абстрактная философия, практики саентологов и вебинары - любое из трех уже устарело. Миллениалы на марше в никуда

Ответить
3

Про батана, в точку!

Ответить
2

мАсковские бАтаны

а кому ещё ставить цели? в регионах тупо бухают и колятся от нищеты. горизонт планирования вообще нулевой. в африке у папуасов зарплаты выше.

Ответить
0

 в регионах тупо бухают и колятся от нищеты

Интересный способ решать проблемы с деньгами

Ответить
1

Кажется что деконструкция нами миллениалами приведёт нас к религии покруче чем все прошлые поколения к среднему возрасту.

Ответить
2

Чушню глаголете, многоуважаемый. В России монополия на религию у РПЦ, и даже не помыслите усомниться - ФАС научит.

Ответить
26

До "бесплатного вебинара" читалось более-менее

Ответить
18

До меня дошло. С бесплатным вебинаром он нас затроллил. Посмотрите на гифку, которую он дал.

Настолько тонко, что никто не понял)

Ответить
5

Затроллил он только тех, кто кликнул. Спасибо вам, что я узнал об этом.

Ответить
1

Это так тонко, что даже толсто. Такая толстая коричневая колбаска на VC

Ответить
0

Жизнь с целью, жизнь без целей - разум это просто резервуар, заполняемый жидкостями...

Ответить
5

К черту цели, забить на дедлайн, затянуть косяк и зависнуть на даче. Главное - душевное состояние, дзен.

Ответить
0

Это незаконно.

Ответить
1

Смотря где! 

Ответить
0

тогда без косяка то же самое

Ответить
0

Дверной, дверной косяк затягивает в хату и зависает на даче, устанавливая двери.

Делайте пользу, а не вот это вот всё...

Ответить
5

Целью может быть и воспитание в себе добродетелей, тогда снимается противоречие относительно целей для режима бытия)

Ответить
2

А как записаться то?

url на гифку ведет

Ответить
4

Я проверил - ссылка идёт на giphy. Как записаться-тоооо?

Ответить
17

Узбагойса Белоножкин, запись через Госуслуги

Ответить
–2

До меня дошло. С бесплатным вебинаром он нас затроллил. Посмотрите на гифку, которую он дал.

 
 Настолько тонко, что никто не понял)

Ответить
4

В следующий раз позаботьтесь о том, чтобы ваш второй комментарий хоть как-то отличался от первого. Просто копировать — это тупо.

Ответить
0

просто нормальные люди по ссылке не сходили, а вот вы зачем-то дважды

Ответить
0

Стараюсь для читателей, чтобы они не тратили свое время

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

3

Читать конечно же не буду, но добавлю в закладки

Ответить
1

Э, а почему речь идёт только про материальные цели? Почему целью не может быть новый язык или спортивные достижения. Интересно, есть человек, который скажет: «Выучил испанский, теперь так об этом жалею»

Ответить
6

я тебе объясню почему

до определенного  возраста   ты долбодятел

потом включается понимание кто ты и где ты

но времени исправить  особо нет

и ты мечешься или принимаешь  все как есть.

появляется понимание, что  все твои грамоты, путешествия не больше чем фикция

какая разница что  ты сделала, если  туда ты  это  с собой не унесешь?)

энергии все меньше

потом общество тебя закапывает еще при жизни...

и выбрасывает на обочину

а до этого  у тебя программа воспроизводства, ипотеки ,

и проч ты инстиктивно  пытаешься нахватать  как можно больше

Ответить
0

> какая разница что ты сделала, если туда ты это с собой не унесешь

Какая разница сколько у тебя машин, домов и шекелей, если с собой в лунку ты их не унесёшь.

Ответить
2

Смысл в ваших спортивных достижениях? Гепарда вы не обгоните, экскаватор не осилите.

Ответить
2

а что толку в выученном от скуки шведском языке или возможности рвануть штангу 100 кг, если по профессии ты программист?

если только время убить и потом перед знакомыми похвастаться

Ответить
0

Лучше уж написать полезную библиотеку...
Хотя она долго не проживет: сменится технологическое поколение и либа устареет....

Ответить
1

ты загнана отсутсвием времени и программой воспроизводства

и обслуживания воспроизводства

покуралесила тебя закопали

а умереть  в одиночестве не хочет никто

поэтому большинство  забивает на себя и им не до  увлечений

представь  таймер самоуничтожения тикающий у тебя на кисти руки )

Ответить
2

Почему то ссылка на вебинар не пришла на почту

Ответить

Комментарий удален

2

Все было бы ровно столько же бесполезно, если бы в заголовке не было продакта. Записался на курс!

Ответить
–3

неужели тут кто то думать пытается?))

Ответить
4

уж точно не ты

Ответить
0

Думать? Это моветон

Ответить
–1

Получается пока хреново.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

0

Спасибо, записалась

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

1

почему Саша Мемус в заголовке пишет о себе в третьем лице?

это влияние десятидневных ретритов?

Ответить
1

Короче жизнь бессмысленна. Бросаем все и едем в Индию.

Ответить
1

Развивайте свои навыки, а всё отстальное приложится. Основные навыки: Сила, ловкость ю, инеллект, выносливость, ораторство, харизма, лидерство итп. как в РПГ играх :)

Ответить
–1

Железно! Одни думают, что электрон - частица, другие - что волна. Поэтому - "ставить и достигать цели - само по себе довольно бессмысленное занятие"

Ответить
3

На самом деле,электрон- фреймворк.

Ответить
0

Так тонко, что сама перешла по ссылке.

Ответить
0

Человек посмотрел пару сериалов, поверил в себя и решил что раз модно писать про постановку целей, биохакинг, веганство, продукты, бали etc, то чем он хуже?

Но он ведь продакт, а это значит что у банальной статьи должа быть фича (она в последнем абзаце).
 Некст пост будет "6 шагов на пути к своей пастве (секте)".

Ответить
0

глобально задумался что  до 51 какие  то сраные 20 лет

Ответить
1

Ты там главное в петлю не залезь. Волнуюсь за тебя...

Ответить
0

та че со мной случится. до биологической смерти лет тридцать.

Ответить

Комментарий удален

0

Вебинар научит меня переключаться в режим "Бытия" что бы я отличался от других людей? Тогда ок.

Ответить
0

ладно  чето меня на философию  потянуло

)

Ответить
0

не особо интересен опыт продакта

Ответить
0

Не читал, но осуждаю. Всех создателей чатботов на вилы. Ни одного толкового чатбота, а рынок вырос. Все только и умеют юзать Watson, да nlp.ai

Ответить
0

Я так и не понял, что такое ПРОДАКТ?

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "token": "eyJhbGciOiJIUzI1NiIsInR5cCI6IkpXVCJ9.eyJwcm9qZWN0SWQiOiI1ZTRmZjUxODYyOGE2YzcxNDUxNWY0ZGEiLCJpYXQiOjE1ODI1MzY0NDB9.AwBBnUWMy3RR1xtAoaXVr81WvqxdlD4C8CBpwFiONzw", "release": "1a3ceffd" } { "page_type": "default" }