«Ввести в школах предмет "принятие решений" — это значит научить детей мыслить рационально»

Герман Греф предложил ввести в школах предмет «принятие решений». Фуад Алескеров, один из ведущих мировых специалистов в этой области, рассказывает о теории принятия решений и чем эта наука может пригодиться школьникам.

Глава Сбербанка Герман Греф во время Гайдаровского форума, закончившегося на прошлой неделе, предложил внедрять в образование предмет «принятие решений», причем начиная с младшей школы. Сейчас, по словам Германа Грефа, такого предмета в школьной программе не существует, «более того, в большинстве вузов theory of decision making, теория принятия решений, отсутствует». Он отметил, что такой предмет есть лишь в небольшом количестве российских вузов, например в Высшей школе экономики.

Эксперты НИУ ВШЭ подтверждают, что такая дисциплина в университете присутствует и для образовательного процесса очень важна. «Это область междисциплинарных знаний и умений на пересечении экономики, психологии и биологии, — объясняет первый проректор НИУ ВШЭ Валерий Катькало. — Сегодня она быстро прогрессирует на основе развития нейроисследований и методов принятия решений на основе данных. Например, в Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ такие передовые курсы по принятию решений включены во все программы — от бакалавриата до МВА».

Ведущий российский и мировой специалист по теории принятия решений, руководитель созданного при НИУ ВШЭ Международного центра анализа и выбора решений Фуад Алескеров полагает, что такой эксперимент должен состояться именно в России.

Фуад Алескеров
ординарный профессор ВШЭ

— Я очень благодарен Герману Оскаровичу Грефу за то, что он привлек внимание к этой проблеме. Я не уверен насчет начальной школы, но начиная с восьмого класса средней школы изучать такой предмет действительно стоило бы. Необязательно в виде годового курса — возможно, в виде шести-восьми лекций. Но главное — с практическими заданиями, с решением задач.

Недавно у меня была лекция как раз в самой обычной средней школе. В зале было человек 150, и учителя потом говорили мне, что такой концентрации внимания у детей давно не видели. Дети решали задачу — конечно, одну из самых простых. Я просто дал им несколько методов, набор критериев, с помощью которых можно сделать оптимальный выбор чего угодно: выбрать машину, компьютер, даже яхту. И они решали, и очень успешно.

Науку о принятии решений действительно легко адаптировать под любой уровень знаний. По сути, это способ научить детей рационально мыслить, принимать верные решения в повседневной жизни.

На более высоком уровне, конечно, наука решает задачи куда более сложные. Герман Оскарович Греф прав в том, что наиболее масштабно в России этот предмет преподается в Вышке.

В нашем университете этот предмет присутствует почти на всех факультетах. Мы (я, мои коллеги и ученики) читаем курсы, связанные с принятием решений, на факультете мировой экономики и мировой политики, факультетах экономических, компьютерных, социальных наук, на специализации «Международные отношения», на проекте «МАГОЛЕГО», в Высшей школе бизнеса.

На всех этих факультетах дисциплина читается, естественно, по-разному. Например, магистрантам-политологам на факультете социальных наук мы читаем курс «Теория игр и принятие политико-управленческих решений», а в Высшей школе бизнеса речь идет о решениях в бизнесе. Есть курсы, связанные с индивидуальными и коллективными решениями, анализом данных в принятии решений, принятием решений в условиях неопределенности и т.д.

Для студентов с факультетов экономических и компьютерных наук мы читаем эту науку с доказательствами, чтобы они могли работать в этой науке, могли придумывать новые методы. Для политологов, социологов, управленцев в Высшей школе бизнеса читаем иначе: им не нужно быть теоретиками, но важно научиться пользоваться, применять, уметь грамотно принимать решения о развитии бизнеса, экономики, общества.

Конечно, эксперимент с внедрением теории принятия решений в школьное образование был бы весьма новаторским, такого пока не существует нигде в мире. Но в России такой эксперимент вполне мог бы состояться. Хотя бы потому, что российская часть мировой науки о принятии решений — очень сильная, она развивается, и на мировом уровне нас знают и уважают.

Наука о принятии решений появилась не в России. Основателем современной теории принятия решений стал философ, математик и политик Жан-Антуан де Кондорсе. Участник Великой французской революции, он первым в 1785 году математически доказал, что правило простого большинства может не работать на выборах при наличии трех и более кандидатов. Попытки найти эффективные процедуры коллективного выбора делались еще раньше, в Средние века — но «парадокс Кондорсе» поставил этот поиск именно на научные рельсы. После этого два века ученые пытались обойти этот парадокс, придумать правила коллективных решений, при которых интересы большинства отражались бы корректно. И только в XX веке выдающийся экономист Кеннет Эрроу положил конец этим поискам: теорема Эрроу о невозможности коллективного выбора доказала, что никакая процедура коллективного выбора не может оптимально отразить индивидуальные предпочтения избирателей. То есть благодаря этому ученому мы знаем, что демократические выборы возможны и необходимы, но корректное определение победителя на демократических выборах возможно не всегда.

В России бурное развитие теории принятия решений происходило в ХХ веке. Ключевые фигуры были связаны с Институтом проблем управления имени В.А. Трапезникова (ИПУ РАН). В начале 1970-х у нас занимались этой темой академик Станислав Васильевич Емельянов и профессор Марк Аронович Айзерман. Очень большой вклад в эту науку внесли академик Олег Иванович Ларичев, профессора Владислав Владимирович Подиновский, Борис Григорьевич Миркин, Андрей Витальевич Малишевский, Александр Иванович Орлов и многие другие коллеги.

Я был учеником Марка Ароновича, он был моим научным руководителем в ИПУ РАН, с 1989 года я заведую там лабораторией, которая теперь носит его имя.

Я и мои коллеги участвуем во всех международных симпозиумах по теории принятия решений, преподаем в лучших вузах. Я, например, читал лекции и выступал на семинарах в Гарварде, Стэнфорде, в Лондонской школе экономики, в Сорбонне и многих других прославленных университетах.

Международный центр анализа и выбора решений, который мы создали в Вышке, — это очень серьезный проект, я действительно им горжусь. Такой центр сегодня мог бы работать в любом университете самого высшего уровня. Так что Россия имеет что предложить в области этой науки, и это обязательно нужно делать.

1313
12 комментариев

Это было бы чертовски круто. Когда я учился в школе (школа 653 в СПб) нам преподавали сверх программы несколько предметов: 
1. Бальные танцы
2. Этикет (повторяющийся краткий курс)
3. Ораторское искусство (к сожалению всего 1 краткий курс)
Родители многих учеников говорили о том, что школа перегружает детей и "им это никогда не пригодится".
Есть ли у меня сожаления по этому поводу? О да, я жалею о том, что у нас был всего один курс ораторского искусства.

3

Насчет бальных танцев не знаю, но что ораторское искусство не пригодится?? ) Это ж главный скилл в любом коллективе )

1

Какая крутая у вас была школа!

у нас (31 школа СПБ)  полгода был предмет логики также были факультативы по экономике.

Уважаемые, школа не прививает подобные вещи. Школа обучает морально этическим рамкам, формулам и буковкам, что бы можно было вычислить путь или нагрузку, выстроить коммуникации в социуме.
То о чем говорится в статье, закладывается до 5 лет на рефлекторном уровне, в подкорковую зону мозга. Поэтому... еще вопросы? Тогжа вам к изучению темы о работе и развитии мозга, плюс детская психология.

Это здорово!
Я окончил политех в СПб.  Основное чему меня там научили - выбирать правильное решение. Пускай инженерное. Но все же.
Ну, я так думаю. Хотя инженеров тоже хороших делают)

Умение найти и выбрать решение - один из нужных и полезных навыков в жизни.

По-моему отличная идея. И еще я бы добавил в этот курс - как фильтровать информацию, как избегать логических ловушек. В перспективе тогда, кстати, может, и результаты выборов в стране будут другими...