Фастфуд в России — больше чем фастфуд

Почему люди с приличными доходами едят вредную еду и чем это опасно для экономики

Фастфуд в России — больше чем фастфуд
Людмила Засимова
Замдекана факультета экономических наук НИУ ВШЭ. Поведению людей в отношении своего здоровья посвящен авторский курс Людмилы Засимовой «Экономика здоровья» для магистрантов.

В развитых странах индустрия фастфуда — существенная часть экономики, однако доказано также, что люди, слишком увлекающиеся фастфудом, создают определенные издержки для общества. Так, считается, что регулярное потребление фастфуда приводит к избыточному весу и ожирению, различным заболеваниям и преждевременной смерти.

Сегодня экономисты и политики ставят фастфуд в один ряд с так называемыми аддиктивными благами (к этим «благам» также относятся алкоголь, табак, азартные игры, наркотики), поскольку доказано, что фастфуд вызывает привыкание и человеку, решившему отказаться от такой еды, сделать это довольно трудно. Гораздо проще сформировать у людей привычку к правильному питанию, но здесь есть ряд проблем. Во-первых, отношение к еде формируется в детстве, как правило под воздействием родителей и ближнего окружения, когда ребенок не может самостоятельно принимать решения. Во-вторых, фастфуд имеет ряд преимуществ перед другими видами продуктов: это высококалорийные переработанные продукты, которые быстро усваиваются; они вкусны за счет таких компонентов, как сахар, соль, усилители вкуса и другие добавки; они легкодоступны, т. к. не требуют длительного ожидания и самостоятельного приготовления. В развитых странах такая еда еще и стоит намного дешевле более здоровых блюд.

Казалось бы, только сам человек должен решать, какую жизнь он выбирает — более короткую, но с любимым гамбургером, картошкой фри и лишним весом, или здоровую, но без привычных удовольствий. Между тем выбор в пользу частого потребления фастфуда сказывается на всех членах общества, ведь нездоровые люди работают менее эффективно, чаще болеют, на их лечение тратятся средства, собранные из налогов всех людей. Именно поэтому во многих странах все чаще вводятся меры, регулирующие расположение ресторанов фастфуда, вводящие обязательную маркировку и высокие налоги. Чтобы все эти меры работали более эффективно, в развитых странах проводится много исследований социальных слоев, которые больше едят фастфуда. Например, замечено, что работающие люди едят его больше, чем неработающие, одинокие родители чаще, чем люди из полных семей, молодежь чаще, чем люди в возрасте.

Все эти исследования — западные. В России проблемой фастфуда до недавнего времени экономисты практически не занимались. И взявшись за такое исследование, мы в целом поняли почему: фастфуд в нашей стране распространен гораздо меньше, чем на Западе. И хотя индустрия фастфуда в последние 10 лет активно развивалась, она не успела достигнуть масштабов, сопоставимых с развитыми странами, а российское общество не успело осознать потенциальных проблем, которые могут быть вызваны чрезмерным потреблением фастфуда.

30%
россиян едят фастфуд раз в месяц и чаще

Потребителей этого вида еды в России (едят раз в месяц и чаще) — примерно 30%, а еженедельно и ежедневно употребляющих фастфуд еще меньше — 3 и 2% соответственно. Кажется, что это ничтожно мало по сравнению с развитыми странами. Например, по разным оценкам, в США только менее 10% людей не едят фастфуд, а 50% покупают такую еду на еженедельной основе. В результате если в развитых странах статистически удается четко проследить зависимость между индексом массы тела и регулярностью питания фастфудом, то на российских данных такая связь пока не прослеживается, и высокие показатели процента взрослых россиян с избыточным весом и ожирением (57% всех взрослых) связаны с другими диетическими особенностями, а не с частыми походами в рестораны фастфуда.

Однако опасность заключается вот в чем: в развитых странах потребление фастфуда снижается, а у нас, наоборот, растет. Причем стремительно. С 2011 по 2017 год численность потребителей фастфуда выросла в 1,5 раза. Совсем свежих замеров мы не проводили, но, судя по темпам развития отрасли, рост числа потребителей продолжается, даже несмотря на пандемию COVID-19. Кроме того, мы видим, что в крупных городах численность потребителей фастфуда приближается к показателям развитых стран. Так, например, в Москве и Санкт-Петербурге 49,6% взрослого населения потребляют фастфуд и 13,3% делают это регулярно, тогда как в сельской местности лишь 8,7% населения бывали в ресторанах фастфуда. Важно, чтобы потребление фастфуда в нашей стране не обернулось таким бедствием, как в свое время в США или Великобритании.

Нужно еще учитывать, что образ потребляющего фастфуд россиянина разительно отличается от его западного «коллеги». В нашей стране под ударом находятся экономически активные и образованные группы населения: если на Западе регулярными потребителями фастфуда являются беднейшие и просто бедные слои населения, в России регулярно ходят в рестораны быстрого питания люди среднего и выше среднего достатка. Тем не менее наше исследование показывает, что более обеспеченные и богатые люди хоть и ходят в рестораны фастфуда, но делают это довольно редко, т. е. чем богаче люди, тем реже они едят фастфуд. Кроме того, наше исследование показывает, что, в отличие от развитых стран, высшее образование само по себе не снижает регулярность потребления фастфуда, в то время как на Западе связь прямая: чем выше уровень образования, тем реже потребление фастфуда.

Наше исследование показывает, что одной из возможных причин низкого (пока еще) распространения фастфуда является довольно уникальная, унаследованная от Советского Союза традиция иметь столовые на предприятиях. Эта практика в России довольно-таки укоренена и поддерживается ожиданиями людей в отношении работодателей: наличие бесплатных или недорогих обедов на работе является в глазах соискателей важным преимуществом при устройстве на работу.

В нашем исследовании мы выяснили, что фактор наличия столовой на предприятии снижает вероятность регулярного потребления фастфуда. Цифры этого снижения опять же не столь уж шокирующие: при наличии столовой частота походов в рестораны фастфуда у работников снижается на 2,3%. Эти цифры относятся к тем, кто уже стал активным приверженцем фастфуда, и при своей на первый взгляд незначительности показывают, что даже ярые сторонники фастфуда при наличии столовой снижают его потребление. Если же у работника привычка покупать еду в ресторанах фастфуда не так явно выражена, можно ожидать и более явно выраженного эффекта.

Еще один фактор, способный повлиять на потребление фастфуда, — частичная занятость. Важно отметить, что среди потребителей фастфуда в нашей стране преобладают работающие люди. При этом мы видим, что работники на полной занятости потребляют фастфуда больше, чем при неполной. Причины могут быть разные, но, по-видимому, при полной занятости у работников не остается времени на самостоятельное приготовление пищи. Фактор дефицита свободного времени был виден и при исследовании тех, кто работает сразу в нескольких местах. Эти работники чаще потребляли фастфуд, чем имеющие только одну работу.

Таким образом, если вы — работодатель и задумываетесь о здоровье и работоспособности своих работников, у вас есть выбор — организовать столовую, выбрать офис подальше от ресторанов фастфуда, разрешить работать неполный рабочий день и платить столько, чтобы они не были вынуждены работать еще где-либо.

2
6 комментариев

работники на полной занятости потребляют фастфуда больше, чем при неполной

Возможно поможет здоровая пиша в быстро доступной упаковке с сравнимым ценником.
Еще можно поставить такую кнопку в агрегаторе заказа еды, когда перед заказам фастфуда предлагается заказ более здорового аналога.

1
Ответить

Да, возможно когда-нибудь к этому придут) как работник полной занятости могу сказать что не всегда остаётся время и желание после работы готовить что-то чтобы брать на работу, так и приходится довольствоваться фаст фудом. Главное в меру и не часто, а то ни один зал потом не поможет

1
Ответить

Так в рф средний класс получает столько, сколько бедные на западе.

1
Ответить

А о чем курс - экономика здоровья? Здоровье в целом очень дорого, и особенно правильно питание. И более интересно, что столовые в ВШЭ предлагают жутко не вкусную еду и по завышенным ценам. Даже Караваевы более доступны по цене.

1
Ответить

О том, как люди принимают решение об инвестициях в свое здоровье (в т.ч. отрицательных, таких как неправильное питание, курение и т.д.), о разных рынках -фармацевтическом, медстрахования, медуслуг, рынке труда врачей, а также о роли государства и системах здравоохранения.

Ответить

Интересно было бы узнать, что в данных исследованиях попадает под категорию фастфуд, а что нет?

Ответить