Как считать экономическую эффективность изменений в операционных процессах

Как считать экономическую эффективность изменений в операционных процессах

В операционке нет смысла что-то внедрять, если вы не понимаете, как это окупится.

Не «стало удобнее».

Не «команда довольна».

Не «структура появилась».

Правильная операционка – это когда мы показываем гендиру или собственнику, где в ваших «операционных рацпредложениях» деньги, время и управляемость.

Пол своей жизни я занимаюсь операционкой. Это не про регламенты. Это про математику.И когда говорят, что операционка не приносит денег – покажите мне ваши процессы и я посчитаю:

  1. сколько вы сейчас теряете на костыльных решениях и неоцифрованных «я и так вижу, чем люди занимаются»
  2. какой потенциал выручки/прибыли можно получить через внедрение порядка на любом уровне операционной зрелости компании – от стартапа до масштабного холдинга.

Операционка — это инвестиции. И у любых инвестиций должен быть эффект. Но с ней повозиться надо.

Привет! Меня зовут Юлия Балдина, я опердир, трекер, ментор, резидент Club.org

Базовая логика

Сильный операционный директор всегда отвечает на один вопрос:

Какой экономический результат мы получим и за сколько он окупится?

Основные формулы:

1. Экономический эффект (за период) = Вклад в прибыль после изменений − Вклад в прибыль до − Амортизированные затраты на внедрение − Доп. операционные расходы

Важно: считаем прибыль, а не выручку!

2. (Коэффициент эффективности (КЭ) = (Экономический эффект / Затраты за период) × 100%

3. ROI (смотреть лучше всегда годовой) = (Чистая дополнительная прибыль за год / Инвестиции) × 100%

4. Payback (месяцев) = Инвестиции / Экономический эффект в месяц

Сильный опердир не говорит: «Давайте внедрим CRM». Он говорит:

«Мы вложим 200 000 ₽, вернём 800 000 ₽ за 4 месяца. Начинаем?»

Четыре способа считать эффект (с примерами, как мы все любим)

1) Простой расчёт: было → стало

Формула: Экономический эффект = (Результат после − результат до) − затраты (за период)

Пример 1: Мебельноге производство. Внедрили CRM, конверсия в купившего клиента выросла (мы перестали терять заявки, сэр! А еще стали с ними работать и вести клиента по всему пайплайну, а не только кто принес деньги в первом сообщении)

  • Лидов: 200/мес
  • Конверсия: 7% → 12% (+5 п.п.)
  • Чек: 35 000 ₽
  • Маржа: 40%
  • Стоимость: CRM 60 000 ₽/год = 5 000 ₽/мес
  • Внедрение: 150 000 ₽, амортизация 12 мес = 12 500 ₽/мес Затраты/мес = 17 500 ₽

Расчёт: +10 продаж/мес (=0,05 × 200) +350 000 ₽ выручки × 40% маржа = 140 000 ₽ прибыли

Экономический эффект/мес = 140 000 − 17 500 = 122 500 ₽/мес

Окупаемость внедрения = 150 000 / 122 500 ≈ 1,2 месяца

Пример 2: Автоматизировали отчёты через дашборды в таск-трекере. Раньше собирали менеджеры руками и тратили на это в среднем 30 часов в месяц.

  • Экономия: 30 ч/мес × 1 000 ₽ × 4 менеджера = 120 000 ₽
  • Настройка: 100 000 ₽, амортизация 12 мес = 8 333 ₽/мес

Эффект/мес = 120 000 − 8 333 = 111 667 ₽/мес

Эффект/год ≈ 1 340 000 ₽

Payback ≈ 0,9 месяца

2) Коэффициент эффективности (КЭ)

Формула: КЭ = (Экономический эффект / Затраты) × 100%

Пример 1: Компания дропшиппер. Выгрузили логистику на аутсорс – пересчитали свою экспедицию, зашли в отгрузки через партнерские машины.

  • Экономия: 120 000 ₽/мес
  • Аутсорс: 70 000 ₽/мес

КЭ = (120 000 / 70 000) × 100% ≈ 171%

Пример 2: (мой любимый, после которого все немедленно считают эффективность своей работы):Наняли ассистента руководителю за 60 000 ₽

  • Освобождено времени: 40 ч × 3 000 ₽ = 120 000 ₽ ценности
  • Затраты: 60 000 ₽/мес

КЭ = (120 000 / 60 000) × 100% = 200%

3) Рентабельность и производительность

Формулы: Рентабельность = Прибыль / Себестоимость × 100% Выработка = Объем / Затраты времени

Пример 1: Оптимизировали процесс производства металлоконструкций (поменяли порядок окрашивания элементов производства, чтобы единовременно загружать камеру опатимальнее) 100 ед → 130 ед при тех же мощностях = +30% производительности

Пример 2: Снижение брака. Проанализировали процесс и поняли, что отсутствие процесса контроля качества перед отправкой создает статью расходов на рекламации. Уменьшили брак с 12% до 4% (часть осталась из-за повреждений в процессе логистики) 12% → 4% Экономия ~80 000 ₽/мес (логистика, доп-работа, компенсации)

4) ROI (рентабельность инвестиций)

Формула: ROI = (Чистая доп. прибыль / Инвестиции) × 100%

Пример 1: BI-аналитика вместо менеджера, собирающего статистику вручкую

  • Внедрение: 150 000 ₽
  • Экономия ФОТ: 120 000 ₽/мес Окупаемость ≈ 1,25 мес ROI ~ 960%/год

Пример 2: Внедрение базы знаний с регламентами и процедурами компании

  • Вложили: 150 000 ₽
  • Сократили адаптацию: 30 → 8 дней
  • Экономия ФОТ: 74 000 ₽ на сотрудника

При 5 новых сотрудниках/год: 74 000 × 5 = 370 000 ₽ ROI ~ 246%

Почему это важно

Если руководитель не считает эффективность, он делает операционку так:

«Будет красиво и системно… когда-нибудь».

Если считает — он выбирает:

✅ что даёт деньги быстро

✅ что можно не делать вообще

✅ где человек стоит дороже автоматизации

✅ какие процессы — имитация бурной деятельности и налог на прибыль

И ещё

Учите команду считать деньги. Это не имплантируется за одну встречу — но это must have.

Улучшения без метрик = автоматизация хаоса. Не надо так. Сначала считаем — потом делаем.

И как однажды сказал мой партнёр, попал мне в сердечко:

«Лучший опердир — тот, кто думает как финдир, но ещё и делает руками это все из табличек. Как ты».

Вывод (говорят так надо в статьях))

Математика + операционка = это любовь.

Она избавляет от боли, иллюзий и хаоса.

Считайте. В ваших процессах правда много ценности, если они не как сказали на курсах про операционку, а из логики и экономической эффективности строятся спокойствие и масштаб.

4
Начать дискуссию