Зумеры назвали топ советских автомобилей, которые не готовы рассматривать даже в качестве первых

«Волга», «Ока», «Жигули»: антирейтинг авто от поколения Z

Зумеры назвали топ советских автомобилей, которые не готовы рассматривать даже в качестве первых

«Волга» валкая, ВАЗ-2108 – жесткий, «Москвич» быстро ржавеет

В июне автомобильный маркетплейс FRESH провел исследование среди 2300 молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет, в 12 городах России, чтобы узнать, какой автомобиль хорошо известной им модели они точно не хотели бы иметь в качестве первого и единственного. Лидерами антирейтинга, составившего ТОП-5 самых неудобных и неподходящих автомобилей, стали легенды отечественного автопрома, выпускавшиеся на стыке веков. Чаще всего в качестве нежелательных назывались машины, разработанные в позднем СССР.

Сегодня, когда новые автомобили для большинства покупателей стали менее доступны, чем 10-15 лет назад, все чаще люди выбирают машины с пробегом. Для иллюстрации: в 2012 году в России на одну новую проданную машину приходилось два автомобиля с пробегом, в 2024 году – четыре, в первом квартале 2025 года – пять.

Машина с пробегом – вдвойне логичный выбор в качестве первого в жизни автомобиля. Несколько месяцев после получения водительского удостоверения – это, по сути, продолжение учебы, только без инструктора, и разной степени повреждения более чем вероятны.

Машину с пробегом не так жалко, как новую, а вариант с полной страховкой каско для новичков применим не всегда: страховые компании знают печальную статистику ДТП с участием молодых водителей, и тарифы часто носят заградительный характер.

Выяснилось, что меньше всего зумеров привлекают советские модели. Лидером антирейтинга стала некогда популярная малолитражка «Ока» (ВАЗ-1111), которая, что интересно, была задумана как городской автомобиль для молодых людей и молодых семей. Против «Оки» высказались 19% опрошенных.

Зумеры назвали топ советских автомобилей, которые не готовы рассматривать даже в качестве первых

Основные претензии: маленькая, тесная, крошечный багажник, «всего два цилиндра», «непонятно что с безопасностью», «не слишком удачный советский косплей японских кей-каров», «ненадежная модель даже по меркам отечественного автопрома, неделю ездишь, три дня чинишь».

На втором месте по непопулярности – «Волга» ГАЗ-24. Ее не хотели бы видеть в качестве личного автомобиля 15% опрошенных. В упрек легендарной советской модели ставят «излишне мягкую подвеску», «управляемость телеги, недаром ее звали баржой», отсутствие усилителя руля, «стиль советских чиновников», «архаичность конструкции, надо постоянно смазывать в ручном режиме», «в салоне вечно пахнет – либо бензином, либо выхлопными газами», «расход топлива как у кабана». Под кабаном, поясним, подразумевается Mercedes-Benz S-класса в кузове W140, более известный как «шестисотый», на таком ездил Саша Белый, герой сериала «Бригада».

На третьем месте – ВАЗ-2108, что удивительно. Модель считается прорывной для отечественного автопрома, с нее передний привод в середине 1980-х годов «пошел в народ», а над доработкой машины работали специалисты Porsche, что обеспечило очень неплохую даже по нынешним временам управляемость, а для своего времени «восьмерка» и вовсе считалась образцом. В терминах «Волги» – «антибаржа».

Тем не менее, зумеры и тут нашли повод для недовольства. Чаще всего они обращали внимание на «комфорт табуретки в плане подвески»; «странную концепцию с двумя дверями» – при том, что дверей в действительности три, багажная тоже в счет; специфический дизайн – «она и снаружи зубило, и внутри». Против «восьмерки» проголосовали 11% опрошенных.

«Москвич-2141», который занимал промежуточное место по престижности и габаритам между «Ладами» и «Волгами», на четвертом месте. Зумеры его и ругали, и хвалили одновременно. В заслугу ставили «вроде как комфортный салон», критиковали за «плохую сопротивляемость коррозии – кажется, их выпускали сразу ржавыми» и «необходимость в постоянном ремонте». 41-й «Москвич» не хотели бы иметь 7% молодых людей.

Замыкает антирейтинг ВАЗ-2110. Против десятки высказались 4% собеседников. Чаще всего молодые люди критиковали «тяжеловесный дизайн – бочка на маленьких колесиках» и «явное отставание от иностранных моделей того времени – ни усилителя руля, ни кондиционера», «практически не встречается ухоженных экземпляров, все разной степени убитости». Последний аргумент вообще кажется странным, потому что к качеству самой машины отношения не имеет.

Итоги исследования прокомментировала Светлана Гамзатова, директор по маркетингу автомобильного маркетплейса FRESH: «Молодые водители не хотят иметь просто машину, по принципу «лишь что, только бы ездила», им нужно комфортное, безопасное и беспроблемное средство передвижения. Конечно, среди молодой аудитории есть те, кто готов тратить свободное время на ремонт автомобиля своими руками, но таких единицы. В больших городах новую культуру потребления автомобилей во многом сформировал каршеринг. За относительно небольшие деньги люди могут пользоваться автомобилями, купить которые не в состоянии даже в кредит. Отсюда высокие требования. В то же время каршеринг, как показала практика, не сделал бессмысленным владение собственной машиной, чего опались некоторые. Летом, в период отпусков и поездок на дачу, значение личного автомобиля без поминутной оплаты сложно переоценить».

4
4 комментария