Автомобили-призраки
Их «ушли» с рынка, а они не уходят
В преддверии одного из самых мистических дней октября, назовем его «днем тыквы», автомобильный маркетплейс FRESH провел опрос 5 672 своих клиентов, чтобы узнать, какие машины, преждевременно покинувшие российских рынок, до сих пор вызывают у россиян интерес.
Исчезновение автомобиля с рынка — явление мистическое. Почему одни машины выпускаются десятилетиями, не меняя имени, другие существуют лишь в одном поколении, а третьи возвращаются через годы, в новом обличье, но под старым названием? Само так получается? Конечно. Верим.
Автомобильный маркетплейс FRESH решил узнать у людей, какие модели из числа пропавших им особенно жаль. В опросе приняли участие 5 672 человека из 17 городов России, в которых работают центры компании.
Вернись, я все прощу. Даже ржавчину
По результатам опроса выявилась тройка победителей. На первом месте – Ford Focus. 23% опрошенных заявили, что рассмотрели бы эту модель к покупке, если бы дилеры Ford работали и предлагали ее новой. «Желательно по тем же ценам. Что в рублях, что в долларах, они кажутся сегодня нереальными» – обобщил пожелания один из респондентов.
Пик популярности пришелся на Focus второго поколения, который начали собирать в 2005 году во Всеволожске. 20 лет назад новый Ford Focus II предлагался по цене от $11 720 (343 тыс. руб.) за трехдверный хэтчбек в начальной комплектации с мотором 1,4 л до $16 480 (483 тыс. руб.) за седан в топовом исполнении с двигателем 2 л. Курс в 2005 году составлял примерно 29,3 рубля за доллар. Focus для многих стал в определенном смысле первым. «Первой новой иномаркой». «Первым автомобилем, взятым в кредит». «Первой машиной, в устройстве которой я уже ничего не понимал, да оно и не требовалось». «Первой моделью в моей жизни, в которой ничего не надо было улучшать своим руками». «Первой машиной с реальной гарантией, ради которой имело смысл ездить на ТО к дилеру».
Российское производство «Фокусов» прекратилось в 2019-м. Машины третьего поколения смотрелись бледно на фоне конкурентов. Но сам Ford Focus продержался на конвейере за пределами России до 2025 года – сейчас продаются машины четвертого поколения.
На втором месте рейтинга «жаль, что их нет с нами» – Lada Priora. Ее возвращение на рынок приветствовали бы 14% респондентов. Причины любви – романтические. Ни слова про комфорт, управляемость, безопасность. Чаще звучало «она была у меня первой – такое не забывается». В числе достоинств – доступность, «едва ли не единственное, на что хватало денег», и ремонтопригодность – «сложнее молотка специнструмента не требовалось».
Интересно, что проблемы вроде преждевременной – в сравнении с импортными моделями – коррозией воспринимаются пользователями спокойно: «что вы хотите за такие деньги – тройную оцинковку?». Снятая в 2018 году «Приора» – дочь «беременной антилопы», то есть ВАЗ-2110. Но «десятку» за давностью лет с сожалением вспомнили лишь 2% опрошенных.
Тени забытых предков
На третьем месте «рейтинга сожалений» – Skoda Fabia. Ее не отказались бы купить 8% опрошенных. Как стало понятно из ответов, более всего полюбилась россиянам машина второго поколения, которую концерн Volkswagen собирал на заводе в Калуге. «Фабия» запомнилась как «компактная, но вместительная городская машина», которая «не вызывала вопросов, что за ее рулем делает мужчина». Впрочем, деление автомобилей на мужские и женские в России уходит в прошлое – прежде всего потому, что компактных моделей, которые считались «девчачьими», на рынке практически не осталось. Строго говоря, Fabia тоже стала жертвой собственных размеров. В 2014 году вместо нее в Калуге стали выпускать более крупный Skoda Rapid. А «Фабию», уже в третьем поколении, продолжили выпускать в Европе. Везти ее в Россию не имело экономического смысла: Rapid местной сборки был вместительнее и дешевле. Россияне, как и таксисты, любят «много машины за мало денег». А Fabia жива и здорова: в Чехии делают машины четвертого поколения. Но это в Европе, в другой реальности.
В заключение заметим, что Fabia – наследница модели Felicia, с которой Skoda, после долгого перерыва, в середине 1990-х вернулась на российский рынок. А Felicia, что значит «счастливая», историческое имя – так назывался чехословацкий кабриолет 1960-х годов. Такое вот «переселение душ».
Впрочем, у Skoda целая линейка таких «возвращенцев». Octavia, Superb, Rapid – сплошь «тени забытых предков» времен социалистической и даже буржуазной Чехословакии.
Вторая жизнь
Иногда они возвращаются. Даже в самых безнадежных случаях. В 2021 году в США после перерыва в четверть века на конвейер снова встал Ford Bronco, а по России бродит призрак «Волги». Вероятно, нижегородцам не дает покоя пример другого новоявленного зомби – «Москвича».
Но окончание конвейерной жизни – еще далеко не конец. В 2025 году в России на одну новую проданную машину приходится пять сделок на вторичном рынке. Среди автомобилей с пробегом сохранилось прежнее разнообразие. С этого рынка никто никуда не уходил. На сайте и в мобильном приложении автомобильного маркетплейса FRESH собрано несколько тысяч проверенных машин сотен моделей. Компания доставляет автомобили в 31 город в России. И в «день тыквы», и в другие дни недели. FRESH работает без выходных вот уже почти 20 лет.