Что делать, если конкуренты воруют ваш контент на маркетплейсах: защита авторских прав в действии

Вы прокачали конверсию своих карточек на ВБ и Озоне по полной — оформили карточку, провели фотосессию, написали уникальное описание, проверили SEO и выбрали самые цепляющие офферы… и выдохнули. А потом бац — конкуренты на Wildberries или Ozon скопировали вашу работу: фотографии, тексты, оформление… И уже запустили это в рекламу и начали зарабатывать, оттягивая часть прибыли у вас.

Чем выше становится уровень конкуренции на маркетплейсах, тем больше появляется недобросовестных продавцов, которые предпочитают идти по легкому пути.

Почему важно понимать риски и вовремя включать защиту авторских прав

Контент украсть проще, чем создать с нуля. Сплошная экономия: за фотосессию платить не надо, дизайнерам тоже, приходи и бери готовенькое.

Тексты воруют реже - неуникальный контент плохо ранжируется на площадках, так что описания обычно копируют те, кто не понимает базовых принципов работы на площадках. Тем не менее, бывает и такое.

Как найти нарушение авторских прав

Чтобы понять, кто крадет ваш контент на маркетплейсах, можно воспользоваться одним из этих способов. А лучше - сразу всеми, чтобы наверняка:

  • Поиск по фото. Такая опция есть на некоторых маркетплейсах, а также в Яндексе. Выберите фото, на котором хорошо виден ваш товар. В выдаче сразу будет видно, в каких карточках изображения совпадают с вашими. Не стоит искать только внутри площадок, лучше задействовать и Яндекс тоже, потому что иногда фото крадут и используют потом на других маркетплейсах.
  • Проверка выдачи. Более затратный по времени, но и более надежный способ - посмотреть выдачу по аналогичным товарам и удостовериться, что поиск по фото не подвел. Если ваше фото товара сверху приукрасили инфографикой, система может ошибаться и выдавать не все.
  • Рекомендации и похожие товары. Алгоритмы маркетплейса делают подборку похожих товаров по изображению, а значит, велики шансы, что именно в такой подборке вы найдете тех, кто крадет ваш контент. К тому же, эти карточки конкурентов всегда перед глазами - заходите в свою карточку и видите их, так что увидеть кражу контента можно легко и быстро, а потом уже провести тщательную проверку с помощью первых двух способов.
Как найти украденный контент по фото
Как найти украденный контент по фото

Проверять нужно все фото, с инфографикой и без. Умные плагиаторы тырят не главное фото, а третье или четвертое, чтобы кража изображений не так сильно бросалась в глаза.

Алгоритм: пошаговая защита авторских прав на маркетплейсах

Вопросы с нарушением авторских прав на Вайлдберриз, Озон и других площадках решаются через службу поддержки.

Как подать жалобу о нарушении авторских прав на Вайлдберриз?

На Вайлдберриз есть специальный подраздел Обращения правообладателей, туда нам и нужно заявлять о нарушениях
На Вайлдберриз есть специальный подраздел Обращения правообладателей, туда нам и нужно заявлять о нарушениях

Нажмите на значок Поддержка, выберите Обращения правообладателей и заполните поля. Их не обязательно заполнять все, но лучше сразу предоставить поддержке всю исчерпывающую информацию о нарушении.

Что написать в обращении правообладателя?

"Уважаемая поддержка, прошу заблокировать карточки товаров с такими-то артикулами, т.к. в них используются принадлежащие мне изображения, это нарушает мои авторские права"

Угрожать маркетплейсу тем, что в случае отсутствия блокировки вы подадите на них в суд, как на посредника, не нужно, это точно лишнее. В такой ситуации ВБ, Озон и другие маркетплейсы в любом случае будут на вашей стороне, если вы предоставите подтверждение авторских прав.

Не пишите ничего лишнего, только факты и доказательства. Доказательства ваших авторских прав лучше прикладывать сразу в полном объеме, так вам не придется ничего досылать несколько раз.

Как подать жалобу о нарушении авторских прав на Ozon?

Здесь все немного сложнее и запутаннее.

Открываем чат с поддержкой, создаем новое обращение. Нажимаем на кнопку Товары и цены, затем нажимаем на синий значок внизу и выбираем Создать заявку.

Создаем заявку о нарушении авторских прав на Озоне
Создаем заявку о нарушении авторских прав на Озоне

Затем выбираем Контроль качества ⮕ Нарушение правил площадки другим продавцом ⮕ Использование моих фото, видео, текста или Использование моего бренда.

Вариант с использованием бренда можно выбирать только в том случае, если у вас есть зарегистрированный товарный знак, т.к. поддержка попросит вас предоставить соответствующие документы.

Как создать обращение о нарушении авторских прав на Яндекс Маркете?

Здесь все достаточно просто, заходим в поддержку, нажимаем на Обращения, создаем новое. И тут главное правильно выбрать тему - Авторские права.

Как заявить о краже изображений на Яндекс Маркете
Как заявить о краже изображений на Яндекс Маркете

В строке SKU указываем свои товары, фото которых у вас украли, ниже вставляем ссылки на карточки нарушителей.

Прикладываем доказательства и в тексте пишем: "уважаемая поддержка, во вложении подтверждение моих авторских прав на фото, прошу заблокировать карточки, в которых они используются без моего согласия".

Какие документы понадобятся для подтверждения авторских прав?

Разные маркетплейсы просят предоставить разные виды доказательств. Яндекс Маркету достаточно исходников, особенно в формате .raw. На ВБ и Озоне могут попросить скриншоты из редактора, в котором вы делали инфографику. Некоторые модераторы могут запросить договор с дизайнером или фотографом.

Но самый надежный вариант подтверждения авторских прав - это депонирование фото

Если вы заранее зарегистрируете свои тексты и фото — вы формально закрепите за собой интеллектуальные права. Это и есть депонирование. Депонирование можно сделать в nris, в "Железно" и в других компаниях, лично я пользуюсь вот этими двумя. Вы загружаете фото в архив, вам дают сертификат о том, что изображения принадлежат вам. С этим сертификатом как раз можно обращаться в поддержку маркетплейсов. Это платная услуга, но не дорогая.

Что будет с нарушителями авторских прав на маркетплейсах?

На Вайлдберриз и Яндекс Маркете за нарушение авторских прав блокируют карточку нарушителя. А вот на Озоне система сложнее - там начисляются штрафные баллы. Когда набирается определенное количество баллов, аккаунт продавца получает бан.

За повторное нарушение Озон начисляет больше штрафных баллов, поэтому если вы видите, что продавец систематически ворует ваши фото, укажите это в обращении в поддержку.

На Вайлдберриз и Яндекс Маркете также можно упоминать о систематических нарушениях. Вписывайте в обращение номера прошлых заявок и просите заблокировать личный кабинет злостного нарушителя.

Защита авторских прав — это ваше право и ваш бизнес-инструмент. Не давайте конкурентам повод думать, что можно всё украсть без последствий.

Больше советов, новостей и лайфхаков в моем Телеграм-канале

1
Начать дискуссию