Начинаем выбирать страну и вуз для обучения ребенка.
Начну серию публикаций о том, как мы строили и продолжаем строить образовательный трек для моего старшего ребенка.
Когда с чистого листа возникает этот вопрос, не очень понятно, с какой стороны подходить. И в целом выбор страны и вуза зависит от множество факторов. Это некоторая 5D-8D картина, которую нужно рассматривать многослойно. Это и культурный пласт, и миграционная политика, и геополитическое положение страны в мире, религиозные и индивидуалистические характеристики, безопасность, стоимость обучения и стоимость проживания, перспективы востребованности на рынке труда в стране и в мире и многое другое.
Немного вводной информации. Я гражданка России и Турции, муж - турецкий гражданин, дети имеют оба гражданства, учатся в частной турецкой школе. Сын на момент публикации в 11 классе из 12, любит математику.
Я сама мигрант. Я родилась и первые 20 лет прожила в России, следующие уже 22 года - в Турции. Я хорошо понимаю проблемы, с которыми сталкиваются мигранты. Я сейчас не говорю о чем-то конкретно связанным со страной и ее спецификой, а именно о проблемах, скажем так ментальных, вернее даже духовных. Не потерять свою идентификацию, чувство внутренней опоры, конкуренции с местным населением по совершенно разным вопросам. И все это серьезный вопрос, которым, пожалуй, является базовым в выборе трека ребенка.
И именно с этого ракурса мы начали изучение данного вопроса.
Действовали мы по мере сужения мира до определенного количества стран, потенциально пригодных для нашего выбора.
В исследовании данного вопроса нам очень помогла карта культурных ценностей Рональда Инглхарта.
Она показывает, как изменение ценностей людей связано с экономическим развитием. Конечно, мир намного сложнее и объяснить его лишь с помощью одной карты невозможно. Однако данный материал позволил нам сделать некоторые выводы и сузить многообразие вариантов.
Подробнее о карте
Карта культурных ориентаций, составленная по результатам исследований социологов Рональда Инглхарта, Кристиана Вельцеля и их соавторов. Они изучили, как изменение ценностей людей влияет на экономическое развитие, становление демократии и качество жизни граждан в разных странах мира.
На карте изображена система координат. На горизонтальной оси обозначены ценности выживания (слева) и ценности самовыражения (справа). К ценностям выживания относятся материальные блага, безопасность, покорность, низкая оценка прав человека, ксенофобия. К ценностям самовыражения — высокая оценка прав человека, стремление к успеху и материальным благам, внимание к экономии и равноправию мужчин и женщин.
На вертикальной оси обозначены традиционные ценности (в нижней части карты) vs секулярно-рациональные ценности (в верхней части). К традиционным ценностям относятся семья, религия, социальный конформизм, принятие власти, общественное более значимо, чем личное. К секулярно-политическим — низкая роль религии, предпочтение светского государства, личное более значимо, чем общественное.
Каждая страна на карте представлена точкой. Для удобства восприятия Инглхарт и Вельцель объединили страны в группы, выделенные по культурному или географическому признаку. Нужно понимать, что разделение стран условно: оно указывает лишь на общую тенденцию.
С начала 1980-х годов социолог Рональд Инглхарт со своими коллегами начали исследование World Values Survey. Главное содержание проекта состоит в прослеживании ценностных изменений в разных обществах во времени.
Ребята разработали специальную анкету и с периодичностью в 5 лет анкетируют людей всех слоев населения из стран с разными политическими режимами.
В результате опросов социологи получают усредненные оценки ценностей, которых придерживается население в разных странах. На официальном сайте проекта можно найти всю необходимую документацию и сведения о методологии и при желании взглянуть на сырые данные.
Инглхарт и его команда показала, что ценностный срез общества трансформируется, даже если слабо меняются установки отдельных людей: сдвиг происходит по мере смены одних поколений другими. Особенно важно, что эмпирические результаты проекта складываются в общую картину, которая может быть осмыслена в простой, но элегантной теории — теории ценностного сдвига. Она предлагает считать, что образ жизни западных обществ менялся с ростом их благосостояния в XX — начале XXI века. Также теория указывает на значимость уровня жизни для формирования и закрепления ценностных ориентаций.
Я опускаю научные интерпретации и выводы, следующие из этого исследования.
Мы с сыном интерпретируем карту для своей прикладной задачи - выбора страны для обучения и последующей жизни.
Здесь стоит сделать акцент на том, что для нашего частного случая мы рассматриваем именно комбинацию “Отучиться и мигрировать”, а не “получить образование и вернуться в свою страну”. Так как исходя из данной точки отсчета мы могли бы получать разные образовательные треки.
Итак, анализируя карту, мы отталкивались от личных характеристик моего сына, от того, насколько в нем укоренились и имеют высокий Velue разные ценности. Религиозность, семейные ценности, индивидуализм.
Сопоставив его личностные ценности с картой, мы увидели, что ему стоит присматриваться к странам, находящимся в центральной части по вертикальной оси и справа по оси горизонтальной.
И здесь уже начинают вступать в силу другие базовые критерии, которые конкретно для нашей семьи имеют важное значение.
Мы выбираем обучение в стране, которая не будет финансово обременять нас трансконтинентальными перелетами. Таким образом происходит сужение, и мы получаем такие страны:
Германия
Ирландия
Великобритания
Бельгия
Франция
Австрия
Швейцария
Исландия
Дания
Норвегия
Нидерланды
(Да простят меня Андорра и Люксембург за быстрый вылет из соревнования).
Данные страны вошли в список более глубокого изучения. И как мы его проводили, я расскажу в дальнейших публикациях.