Крупнейшая коммерческая сделка по добыче ресурсов с Луны: гелий-3 выходит на рынок
Стартап Interlune подписал соглашение с Bluefors на поставку лунного гелия-3 (редкого изотопа, важного для квантовых вычислений, медицины и перспектив термоядерной энергетики). Это первая сделка такого масштаба по добыче ресурсов на Луне - интересно как она укладывается в международные соглашения. Давайте обсудим!
TL;DR
- Interlune (Сиэтл), основанная в 2020 году Робом Мейерсоном, Гэри Лаем и астронавтом Харрисоном Шмиттом, заключила контракт с Bluefors (системы охлаждения для квантовых вычислений) на поставку до 10 000 литров гелия-3 ежегодно с 2028 по 2037 год.
- Цена за литр гелия-3 — ~$2500.
- Проект предусматривает запуск демонстрационной миссии в 2027 году и пилотного завода к 2029-му.
- Но кажется, что технические, логистические и геологические риски, а также неопределённость запасов гелия-3 на Луне, могут затянуть реализацию.
Что случилось
Стартап Interlune, работающий из Сиэтла и основанный бывшими руководителями Blue Origin, заключил соглашение с Bluefors - крупным производителем рефрижераторов растворения, значительным потребителем гелия-3. Соглашение предусматривает закупку до 10 000 литров гелия-3 ежегодно в период с 2028 по 2037 годы.
Это - крупнейшая коммерческая сделка по добыче лунных ресурсов, когда-либо анонсированная. Она отмечает переход от теоретических дискуссий о «луне как новом источнике сырья» к реальным контрактным обязательствам.
Почему гелий-3?
Гелий-3 - это изотоп, который почти не встречается на Земле, но долгое время накапливался на поверхности Луны из-за воздействия солнечного ветра. Точные запасы его на Луне при этом неизвестны и есть только теоретические расчеты, т.к. никакой геологической разведки в прямом смысле слова там, по понятным причинам, еще не проводилось.
Он перспективен в нескольких технологических направлениях:
Квантовые вычисления: гелий-3 используется в сверхнизких температурах, в криогенных установках.
Термоядерная энергетика: изотоп может быть применен для перспективных реакций, теоретически дающих меньше радиоактивных отходов.
Медицинская визуализация: в диагностике, где требуется чистая среда без обычного гелия-4.
Bluefors, как один из ведущих игроков в области криогенных технологий, заинтересована в стабильных поставках, чтобы обеспечить работу систем, требующих температуры близкой к абсолютному нулю.
Кто такие Interlune
Компания основана в 2020 году Робом Мейерсоном, Гэри Лаем и Харрисоном Шмиттом (человеком непосредственно побывавшем на Луне в составе миссии Apollo). Стартап разрабатывает роботизированные комбайны, которые смогут добывать гелий-3 на лунной поверхности. До сих пор проект получил более $18 миллионов венчурного финансирования - но пилотный завод они планируют уже к 2029 году.
А это вообще законно?
Именно этот вопрос посетил меня в первую очередь!
Добыча лунных ресурсов осуществляется в рамках действующего космического права, прежде всего положения Договора о космосе 1967 года, который устанавливает, что ни одно государство или частное лицо не может претендовать на суверенитет над Луной или её территориями.
Частные компании, такие как Interlune, могут вести разведку и добычу лишь под спонсорством государства, от имени которого они получают лицензии и остаются под постоянным национальным и международным контролем.
При этом экспортные и оборонные ведомства, а также космические агентства обязаны обеспечивать надзор за выполнением международных обязательств и нести ответственность за возможный ущерб третьим сторонам.
Принципы Artemis Accords (или Соглашения Артемиды от 2020 года) дополнительно предусматривают прозрачность планов операций и обмен данными с другими участниками космической деятельности, а механизмы ООН разрешают споры и контролируют соблюдение запрета на милитаризацию и территориальные притязания.
Национальные законы США и Люксембурга, легализовавшие коммерческое право собственности на извлечённые ресурсы, подтверждают, что компания не может «прилететь и начать копать» без получения соответствующих разрешений и соблюдения международных процедур.
Иными словами:
Контракт между Interlune и Bluefors - это важная инвестиция и сделка в космической отрасли и хорошая попытка перевернуть представление о ресурсах вне Земли, об импорте будущего. Однако практическая реализация идеи столкнется с большим количеством нюансов и регуляторных вопросов.
Хотя, если все пойдет по плану, мы с вами станем свидетелями рождения полностью нового сектора экономики - добычи и использования лунных ресурсов в коммерческих целях.
Если вам понравилась статья и в целом тематика искусственного интеллекта, технологий и их взаимосвязи с правом вам интересна - предлагаю подписаться на мой телеграм канал "Юрист без багов".
Там я публикую практические кейсы и свои заметки по тематике AI, интеллектуальной собственности и будущего IT. Канал небольшой, уютный и без рекламы.
Недавно написал и опубликовал в канале подробный гайд «Что делать с рекламой с 1го сентября в запрещенных социальных сетях». Скачать можно прямо у моего Ассистента без багов на канале.
Обязательно посмотрите - возможно вам тоже пригодится. Всех обнял!
FAQ: частые вопросы по теме
Вопрос: что такое гелий-3 и почему его добыча на Земле не покрывает спрос?
Гелий-3 - редкий изотоп, почти не встречающийся в земной атмосфере и на поверхности планеты, но накапливающийся на Луне благодаря солнечному ветру. Земные источники ограничены и дороже добычи/очистки.
Вопрос: когда Interlune планирует начать реальные поставки?
Соглашение с Bluefors рассчитано с 2028 по 2037 годы. Демонстрационная миссия назначена на 2027 год, пилотный завод к 2029.
Вопрос: сколько стоит гелий-3?
В 2024 году по оценкам The Edelgas Group цена составляла около $2500 за литр.
Вопрос: какие есть технические и юридические препятствия?
Технически - добыча, транспортировка, переработка в условиях лунной поверхности; юридически - права на лунные ресурсы, регулирование в космосе, международные соглашения и лицензии.
Вопрос: насколько реальна цена договора и объемы? Не преувеличены ли ожидания?
Многие эксперты считают, что ожидания оптимистичны: пока нет достоверных данных о масштабах запасов, а создать инфраструктуру + логистику в требуемых объемах - задача чрезвычайно сложная и затратная.