Топ 5 ошибок продавцов Wildberries при расчете прибыли
Деньги любят счет. Тем не менее, я часто наблюдаю ситуацию при общении с продавцами, что закупая товар, отправляя его на склад, оплачивая рекламу и прочие расходы, они получают ежемесячно выплаты от Wildberries, но толком не могут ответить на вопрос, сколько они зарабатывают или даже зарабатывают ли вообще.
И это не удивительно, ведь на прибыль влияют много факторов, учесть все достаточно сложно:
- Себестоимость партии продаваемого товара
- Косвенные расходы такие как затраты на бухгалтерию, аренда собственного склада и логистика, упаковка маркетинг и т.д.
- Возвраты и доставки без выкупов
- Брак, утеря, возврат товара на продавцу
- Внутренние акции и рекламные кампании Wildberries
и многое другое.
А если учесть, что комиссии, оплаты за логистику, хранение и прочие расчетные показатели часто меняют принцип расчета, то не удивительно, что для того, чтобы следить за этими изменениями, менять формулы и сводить данные нужно тратить увесистое количество времени. Ладно, в крупных компаниях этим может заниматься отдельный человек с опытом учета, а как быть начинающему или предпринимателю со средним оборотом, который не может одновременно заниматься всем и сразу?
На этот случай, учет можно организовать в Excel и пробовать сводить цифры самостоятельно. К сожалению, это также трудоемко и часто это приводит к ошибкам в учете и, следовательно, дает неверное представление о чистой прибыли и что важно - ее структуре. Давайте разберемся в самых распространенных ошибках и попробуем найти наиболее оптимальное решение для нивелирования их влияния.
- Прямые и косвенные расходы
Этих цифр вы в отчетах Wildberries не найдете, т.к. платформа не знает, сколько вы потратили на закупку, доставку, хранение, фотографирование, упаковку и т.д. и т.п., поэтому придется вести их учет самостоятельно, а это потенциальные человеческие ошибки.
Те расходы, которые вы можете отнести на конкретный товар являются прямыми и с ним все просто - надо их отнести на себестоимость товара. Добавляет сложность то, что себестоимость товара, как и его закупочная стоимость, может меняться от партии к партии. Если не учитывать, какой она была за выбранный период, правильного расчета прибыли не получится.
Интереснее с косвенными расходами, такими как бухгалтерия, налоги, аренда склада, зарплата сотрудников и т.д., т.е. с теми, которые нельзя отнести на конкретный товар. Эти расходы, обычно, не учитывают в валовой прибыль, но для расчета чистой прибыли их надо не забыть учесть.
Также важно не забыть учесть все расходы, включая доставку товара, который не был выкуплен, стоимость приемки и хранения, упаковку, расходы на маркетинг, зарплату сотрудников и т.д.
- Возвраты от покупателей
Возвраты бывают у любого товара, кроме тех, которые возврату не подлежат, например, биологические добавки в пищу (БАДы). При возврате товара нужно учитывать не только снижение прибыли на сумму покупки, но и увеличивать ее на сумму возврата комиссии Wildberries, а также учитывать сумму себестоимости возвращенных товаров, ведь они поступили обратно на склад.
- Штрафы и доплаты
Эти расходы можно найти в расшифровке отчета по продажам в Wildberries. Они также влияют на расчет прибыли, но не всегда в сторону уменьшения. Если эти в этих колонках указаны суммы с минусом, то их надо прибавлять к прибыли, ведь это означает, что Wildberries возвращает вам неверно начисленные ранее штрафы и доплаты.
- Учет самовыкупов
Большинство продавцов это делают, утверждая, что иного шанса на выход в хорошие позиции в выдаче нет. В рамках этой статьи не будем обсуждать, хорошо это или плохо, а лишь остановимся на аспекте учета. У вас 2 варианта учета таких транзакций: либо учитывать приход от них, а потом вносить расход, либо считать только расходную часть, которая остается в результате проведения сделки. Надо понимать, что приход от сделки компенсируется вашими расходами на осуществление заказа, себестоимость как ушла, так и вернулась обратно и, в результате, вы остались с расходами на комиссию Wildberries, логистику и на стоимость услуг по выкупу. Это и есть те расходы, которые можно учесть, исключив доход от заказа по самовыкупу.
- Рассчитывать прибыль в общем без анализа маржинальности и ROI каждого товара
Вы можете оценивать прибыль за период времени по всему портфелю товаров - без детализации прибыли и влияющих на него показателей по каждому из товаров, каждому из баркодов. Это не является ошибкой в учете само по себе, а скорее ошибкой управленческой, упущенной возможностью.Часть товаров может быть более маржинальными, часть - менее, а часть и вовсе приносить убыток. Анализ структуры прибыли в разрезе товаров позволяет получить фокус на наиболее прибыльных группах товаров, а также своевременно принять решения о необходимых действиях по другим товарам - уделить внимание продвижению, контролю запасов на складах в динамике.
Очевидно, что разбить прибыль по товарам для того, чтобы просчитать их маржинальность и ROI вручную в excel - если не невыполнимая задача, то крайне затруднительная. Хорошая новость: для этой цели есть специализированные сервисы. Вы вносите в настройки свой ключ из WIldberries для подгрузки данных и получаете прибыльность, ROI, % выкупов и прочие расчетные показатели в удобном для анализа виде за любой выбранный период. Правда, такие сервисы могут стоит недешево в зависимости от объема функционала в них или размера вашего оборота.
В сервисе sellerdata.ru, руководителем разработки которого я являюсь, до 31 декабря 2022 года действует акция. Пользователям, которые помогают в тестировании и отладке сервиса, предоставляется 6 месяцев бесплатного использования. Но и после запуска платной подписки мы планируем быть самым доступным и самым точным сервисом для анализа прибыльности. Если хотите в этом поучаствовать - добро пожаловать в сообщество продавцов Wildberries, который принимают управленческие решения на основе анализа данных.
Антон, руководитель команды разработки
сервиса анализа прибыльности
для продавцов Wildberries sellerdata.ru