Project manager
Жизненный цикл проектов: этап №2 Планирование
Продолжаем цикл статей с разбором этапов работы над проектами по разработке ПО.
В предыдущей статье мы разобрали 1-й этап: Инициацию проекта.
Сегодня разберем 2-й этап — Планирование проекта
Планирование один из самых важных этапов при работе над проектом т.к. без качественной проработки плана мы рискуем не попасть требования заказчика.
Основные вводные на данном этапе
Триггер-событие начала: принятие решения о работе над проектом со стороны руководства, продавца, заказчика.
Роли: продавец, руководитель ЦФО, руководитель производства, менеджер проекта (далее МП).
Артефакты: план проекта, план коммуникации, подход к управлению над качеством, реестр рисков, бюджет проекта (на основе этих артефактов готовится договор).
Триггер-событие завершения: заключение договора или принятие решения об исполнении до заключения договора.
Качественное планирование включает в себя:
- синхронизация с руководителем и заказчиком ожиданий от проекта, которые зафиксированы и согласованы в документе (цели и задачи, планируемые результаты)
- индентификация рисков и разработка шагов по их управлению (риски, влияющие на сроки, стоимость, качество)
- минимизация потерь от ошибок планирования при исполнении проекта
- достижение эффективности от использования ресурсов компании (подбор команды, распределенная отвественность)
Разбор функций команды на этапе Планирование
1-й шаг: Актуализация требований заказчика, которые сформулировали на этапе (Инициация).
Работы, которые необходимо провести МП:
- Уточнение требований у заказчика к: бизнес-целям, результатам, этапам проекта/вехам, состав и формат документов, формат коммуникации, инструменты контроля
- Фиксация всех договоренностей протоколом
2-й шаг: Подтверждение реализации проекта на выбранной ранее (Инициация) платформе
Совместно с Экспертом/Архитектором смотрим на:
- наработки аналогичных проектов
- какая IT-среда у заказчика
- стоимость разрабоки и сопровождения
- согласование с архитектором, уточнение ролей и трудозатрат
- отправляем предложение по платформе на согласование руководителю ЦФО
Если платформа не выбрана или не оптимальна для проекта, данный вопрос эскалируем на руководителя ЦФО с нашими предложениями (МП/Архитектор).
3-й шаг: Создание плана проекта (внутренний, внешний)
При создании плана МП должен учитывать:
- логическую связь задач и этапов проекта
- промежуточные точки контроля
- особенности заказчика:
- график работы
- режим допуска к объектам
- требования к формату передачи результатов
- сроки на согласование, подписание документов
- время на согласование результатов
- время и затраты на сдачу проекта заказчику
Внутренний план разрабатывается совместно (МП+Архитектор), где декомпозируются задачи работ. Уровень детализации зависит от выбранной методологии, длительности проекта и размера команды.
Внутренний план включает в себя:
- этапы/вехи проект
- требования к результатам задач
Далее этот план согласовывается Архитектором и после формирования команды (следующий этап) отправляется всем участникам.
Внешний план создается для заказчика, он включает в себя:
- детализация договорных обязательств исполнителя и требования к заказчику
- задачи по развертыванию и поддержки сред
- получение лицензий и допусков
- разработка метрик оценки достижения результатов (если требуется) и замер первоначального состояния
- задачи и время на сопровождение
- юридические вопросы (передача прав собственности ПО)
- задачи и оборудование по разработке и тестирования ПО
- внеконтрактные обязательства
Далее разработанный план необходимо согласовать с заказчиком.
4-й шаг: Формирование оптимальной команды (доступность, стоимость, компетениции)
- МП для формирования команды привлекает Архитектора
- Архитектор разрабатывает организационную структуру по проектным ролям
- МП и Архитектор на основе организационной структуры нанимают и согласовывают команду (конкрентные сотрудники)
- После согласования команды, МП оповещает команду о старте проекта (письмо о старте проекта с целями, ролями, задачами, сроками)
- МП оформляет матрицу ответственности и ознакамливает с ней команду
Ошибки, которые совершаются на шаге формирования команды:
- не задействованы исполнители в регионах, проект реализовывается силами центрального офиса
- не учтены ресурсы для сопровождения оборудования
- отсутствие сертификатов и лицензий на работы у сотрудников
Решения, которые помогут избежать ошибок:
- привлечение сотрудников из других подразделений, подрядчиков, фрилансеров
- сформировать и согласовать заявку на открытие вакансии
- поговорить с менеджером проекта, на котором занят исполнитель
- эскалировать на вышестоящего руководителя, если не получается взять сотрудника из подразделения
5-й шаг: Разработка плана коммуникации
План коммуникации содержит:
- список участников (команда, руководитель, представители заказчика, соисполнители, подрядчики)
- роли для всех участников
- частота и формат предоставления информации (звонки, встречи, почта и т.д.)
- информирование заказчика о ходе проекта (статус-отчеты, презентации инкрементов проекта)
- рабочие совещания команды и заказчика
- контроль работы подрядчиков
- указать рабочую область коммуникации, хранения и совместной работы с документацией
После разработки плана коммуникации необходимо собрать встречу и обсудить:
- познакомится, установить взаимоотношения
- рассказать о целях проекта, этапами/вехами работ, командой и ролями
- синхронизировать понимание целей и способов реализации проекта
- проговорить то, что не было озвучено в почте (на этапе формирования команды отправляли письмо команде о старте проекта), сформировать новые идеи
- зафиксировать правила внеурочной работы
- сформировать список и даты командообразующих мероприятий
Состав встречи:
- МП, Архитектор, ключевые участники, эксперты
- желательно участие продавца и исполнителей
6-й шаг: управление качеством
Подход должен соответствовать целям заказчика, приоритетам проекта и имеющимся возможностям.
Управление качеством можно разделить на блоки:
1-й блок: Разработка
- документирование разработки
- наличие тестировщиков
- тест-кейсы, автоматизация тестирования
- показы инкремента заказчику
- тестовая эксплуатация ПО
2-й блок: Документация
- поддержание актуальности информации в документах
- описание решений
- грамматика в документации, ГОСТы
- юридическая и бухгалтерская экспертиза
3-й блок: Поставка
- контроль логистики
- внешний вид, спецификация
- приемка оборудования, монтаж
- сервис сопровождения
7-й шаг: Риски
Категории рисков:
- технологические
- организационные
- финансовые
- политические
- логистические
- кадровые
- юридические
Роли участников в обсуждении и согласовании рисков:
- МП
- продавец, архитектор, руководитель ЦФО
- юридический и финансовый департамент
- подрядчики
Участники обсуждения совместно:
- выявляют возможные риски на каждом этапе проекта (совместно)
- оценивают вероятность их наступления (совместно)
- МП фиксирует риски в реестре рисков
- МП информирует руководителя ЦФО о рисках и мероприятиях по их устранению
- МП сообщает о выявленных рисках заказчику
8-й шаг: Составление бюджета проекта
Основная статья затрат - ФОТ.
Шаги по заполнению бюджета:
- спланировать ресурсы (возможно - вканасии) ФОТ
- дозаполнить бюджет на не-ФОТ: командировки; подряды; сверхурочные работы; лицензии на ПО; связь; серверы (среды разработки, тестирование); отпуска и больничные; оборудование.
- заполнить доходную часть
- проверить расчет финансовых показателей
- согласование бюджета
9-й шаг: Результаты планирования (артефакты)
- План проекта (внутренний, внешний)
- План коммуникации команды проекта
- Управление качество (проверяем, тестируем)
- Реестр рисков (мероприятия управления рисками, согласование реестра рисков)
- Бюджет проекта
На основании артефактов готовится договор и отправляется заказчику.
Работа с договором:
- запросить шаблон договора у заказчика или запрос в юридический отдел на подготовку договора
- согласование договора внутри компании
- подписание договора заказчиком
- оригинал передаем юристам на хранение и заказчику
- информируем участников проекта о заключении договора
На этом заканчивается 2-й этап работы над проектом по разработке ПО. далее начинается 3-й этап: Исполнение проекта, о котором мы поговорим в следующей статье.