Project manager

Жизненный цикл проектов: этап №1 Инициация проекта

Project manager

Предлагаю цикл статей с разбором этапов работы над проектами по разработке ПО. Данный вид статей будет нести характер чек-листа или шагов, которые необходимо пройти по проекту.

Работу по реализации проектов по разработке ПО можно разделить на 4 крупных этапа:

  • Инициация проекта, возникает после запроса продавца или заказчика
  • Планирование проекта, возникает после подтверждения о намерении подписать договор
  • Исполнение проекта, возникает после заключения договора
  • Завершение проекта, подписываются закрывающие документы, выплачиваются бонусы

Сегодня разберем 1-й этап — Иницация проекта

Project manager

Основные вводные на данном этапе

  • Триггер-событие начала этапа: появление новой темы для продажи
  • Роли: продавец, руководитель ЦФО или руководитель производства, менеджер проекта (далее МП)
  • Артефакты: реестр рисков, КП, презентация, укрупненная стратегия
  • Триггер-событие завершения этапа: принятие решения о работе над проектом (рук-ль ЦФО, МП, заказчик)

Шаги на этапе Инициации проекта:

1-й шаг: Выявление бизнес-целей у заказчика

  • уточнить информацию о потребностях у продавца и заказчика (интервью)
  • зафиксировать требования в протоколе, согласовать его с заказчиком

2-й шаг: Формирование стратегии сделки

  • оценить вероятность сделки, принять решение (если низкая вероятность стоит ли нести затраты?)

  • описать параметры сделки, сформировать конкурентов с их сильными и слабыми сторонам
  • рассмотреть партнерство с конкурентами

  • сформировать факторы успеха

3-й шаг: Поиск и использование аналогов

  • МП ищет в базе знаний или реестре проектов аналогичный проект, ранее реализованный компанией

  • если аналога нет, отправить запрос в проектный офис с просьбой помочь с поиском аналогичного проекта или поделиться экспертизой
  • если необходимо определить технологию, обсудить проект с экспертом, руководителем, архитектором

4-й шаг: Выбор платформы для реализации проекта

  • если платформа выбрана заказчиком, необходимо: определить целесообразность предложенной платформы, учесть ресурсы, которые будут затрачены, компетенции компании в данной платформе, опыт реализации
  • если платформа не выбрана заказчиком, выбрать самостоятельно и довести информацию до заказчика

5-й шаг: Формирование скоупа проекта

  • подготовка укрупненного плана работ:

    - задачи

    - требования

    - сроки

    - ограничения

  • необходимо учесть при написании плана работ:

    - необходимые временные допуски для выполнения работ;

    - работы по закупке, поставке;

    - установке оборудования для заказчика;

    - работы по обеспечению качества; порядок приема и сдачи проекта

6-й шаг: Формирование проектной команды (МП, эксперт)

  • совместно с экспертом определить состав команды на основании выбранной платформы и компетенций
  • определить трудоемкость работ, подразделения, где работаю сотрудники

  • если нет сотрудников, привлечь подрядчика

7-й шаг: Определение рисков проекта

  • заполнить реестр рисков, привлечь продавца, юристов, финансистов

  • выявленные риски используем для обоснования цены в дальнейшем при формировании КП

  • согласование и принятие рисков фиксируем на уровне руководителя ЦФО и продавца

8-й шаг: Рассчитать себестоимость проекта

  • зафиксировать договоренности продавца и производства: состав ключевых работ, риски

  • с привлечением эксперта сформировать предварительный расчет, который будет включать:

    - стоимость работ (про-во, подрядчики)

    - командировочные расходы,

    - представительские расходы

  • расчет даст представление о себестоимости для компании

9-й шаг: Определить стоимость продажи заказчику

Необходимо зафиксировать цену с клиентом, с руководителем ЦФО.

10-й шаг: Сформировать итоговое КП (МП, эксперт)

Подготовить и проверить КП. Обратить внимание:

  • предложение решает задачу клиента

  • цена конкурентна
  • сроки работ соответствуют ожиданиям клиента

11-й шаг: Подготовить презентацию проекта, презентовать решение

Итоги 1-го этапа Инициации проекта:

  • определить бизнес-цели с заказчиком
  • совместно с продавцом сформировать стратегию продаж
  • найти в портфеле компании аналогичные проекты
  • совместно с экспертом определить платформу или целесообразность работ на предложенной клиентом платформе
  • определить укрупненный состав работ
  • подготовить укрупненный план работ, определить сроки
  • сформировать команду
  • определить риски, собрать реестр рисков
  • подготовить предварительный расчет (себестоимость проекта, цена продажи)
  • подготовить КП и презентацию, защитить перед заказчиком

Следующая статья будет посвящена следующему этапу - Планирование проекта.

Начать дискуссию