Project manager
Жизненный цикл проектов: этап №1 Инициация проекта
Предлагаю цикл статей с разбором этапов работы над проектами по разработке ПО. Данный вид статей будет нести характер чек-листа или шагов, которые необходимо пройти по проекту.
Работу по реализации проектов по разработке ПО можно разделить на 4 крупных этапа:
- Инициация проекта, возникает после запроса продавца или заказчика
- Планирование проекта, возникает после подтверждения о намерении подписать договор
- Исполнение проекта, возникает после заключения договора
- Завершение проекта, подписываются закрывающие документы, выплачиваются бонусы
Сегодня разберем 1-й этап — Иницация проекта
Основные вводные на данном этапе
- Триггер-событие начала этапа: появление новой темы для продажи
- Роли: продавец, руководитель ЦФО или руководитель производства, менеджер проекта (далее МП)
- Артефакты: реестр рисков, КП, презентация, укрупненная стратегия
- Триггер-событие завершения этапа: принятие решения о работе над проектом (рук-ль ЦФО, МП, заказчик)
Шаги на этапе Инициации проекта:
1-й шаг: Выявление бизнес-целей у заказчика
- уточнить информацию о потребностях у продавца и заказчика (интервью)
- зафиксировать требования в протоколе, согласовать его с заказчиком
2-й шаг: Формирование стратегии сделки
оценить вероятность сделки, принять решение (если низкая вероятность стоит ли нести затраты?)
- описать параметры сделки, сформировать конкурентов с их сильными и слабыми сторонам
рассмотреть партнерство с конкурентами
- сформировать факторы успеха
3-й шаг: Поиск и использование аналогов
МП ищет в базе знаний или реестре проектов аналогичный проект, ранее реализованный компанией
- если аналога нет, отправить запрос в проектный офис с просьбой помочь с поиском аналогичного проекта или поделиться экспертизой
если необходимо определить технологию, обсудить проект с экспертом, руководителем, архитектором
4-й шаг: Выбор платформы для реализации проекта
- если платформа выбрана заказчиком, необходимо: определить целесообразность предложенной платформы, учесть ресурсы, которые будут затрачены, компетенции компании в данной платформе, опыт реализации
- если платформа не выбрана заказчиком, выбрать самостоятельно и довести информацию до заказчика
5-й шаг: Формирование скоупа проекта
подготовка укрупненного плана работ:
- задачи
- требования
- сроки
- ограничения
необходимо учесть при написании плана работ:
- необходимые временные допуски для выполнения работ;
- работы по закупке, поставке;
- установке оборудования для заказчика;
- работы по обеспечению качества; порядок приема и сдачи проекта
6-й шаг: Формирование проектной команды (МП, эксперт)
- совместно с экспертом определить состав команды на основании выбранной платформы и компетенций
определить трудоемкость работ, подразделения, где работаю сотрудники
- если нет сотрудников, привлечь подрядчика
7-й шаг: Определение рисков проекта
заполнить реестр рисков, привлечь продавца, юристов, финансистов
выявленные риски используем для обоснования цены в дальнейшем при формировании КП
- согласование и принятие рисков фиксируем на уровне руководителя ЦФО и продавца
8-й шаг: Рассчитать себестоимость проекта
зафиксировать договоренности продавца и производства: состав ключевых работ, риски
с привлечением эксперта сформировать предварительный расчет, который будет включать:
- стоимость работ (про-во, подрядчики)
- командировочные расходы,
- представительские расходы
- расчет даст представление о себестоимости для компании
9-й шаг: Определить стоимость продажи заказчику
Необходимо зафиксировать цену с клиентом, с руководителем ЦФО.
10-й шаг: Сформировать итоговое КП (МП, эксперт)
Подготовить и проверить КП. Обратить внимание:
предложение решает задачу клиента
- цена конкурентна
сроки работ соответствуют ожиданиям клиента
11-й шаг: Подготовить презентацию проекта, презентовать решение
Итоги 1-го этапа Инициации проекта:
- определить бизнес-цели с заказчиком
- совместно с продавцом сформировать стратегию продаж
- найти в портфеле компании аналогичные проекты
- совместно с экспертом определить платформу или целесообразность работ на предложенной клиентом платформе
- определить укрупненный состав работ
- подготовить укрупненный план работ, определить сроки
- сформировать команду
- определить риски, собрать реестр рисков
- подготовить предварительный расчет (себестоимость проекта, цена продажи)
- подготовить КП и презентацию, защитить перед заказчиком
Следующая статья будет посвящена следующему этапу - Планирование проекта.