Алексей Лузянин: «Секрет успеха кроется в любви к своему делу»
Все мы стремимся найти дело по душе. Такое, чтобы оно приносило и удовольствие, и деньги. Кому-то поиск дается легко – достаточно примера родителей или просмотренного в детстве мультфильма. Другим же необходимо пройти непростой путь, чтобы понять – вот она, та самая профессия! Так было у героя нашего интервью – Алексея Лузянина. Его любовь к бухгалтерскому учету началась с первой в жизни двойки, но по сегодняшний день продолжает зажигать его сердце.
Справка
- Лузянин Алексей Владимирович
- Родился в поселке Усть-Чём Новосибирской области
- Окончил Новосибирский государственный университет экономики и управления (Нархоз)
- Генеральный директор ООО «МИАЛаудит»
- Главный редактор журнала «Помощник сельскому бухгалтеру»
- Один из составителей Налогового кодекса России
Про детство
— Расскажите про детство. В какой семье вы росли?
— Я вырос в глухой деревне Искитимского района – Усть-Чём. У нас был дом, приезжая в который сейчас, чувствую себя зажатым в маленьком пространстве. Родители у меня педагоги: мама – директор сельской школы, папа – учитель физкультуры, они никак не связаны с бухучетом.
— Кем восхищались в школьные годы?
— В школьные годы у меня кумиров не было, но у меня были очень классные преподаватели в Нархозе. Я до сих пор равняюсь на профессора бухгалтерского учета – Александра Арсеньевича Шапошникова. Я был восхищен тем, как он наслаждается жизнью. Я смотрел на него и думал: как классно быть аудитором и как здорово быть преподавателем.
— Выбор университета связан с тем, что вы росли в сельской местности?
— Конечно. Я знал, что такое сельское хозяйство, поэтому поступил в Новосибирский государственный университет экономики и управления, в прошлом – Нархоз. Он не связан с сельхозпредприятиями, но мне просто была интересна экономика. И только потом, когда я уже начал учиться, понял, что хочу прийти к бухгалтерскому учету.
Про учебу в вузе
— Как вы это поняли?
— До этого я просто не знал, что такое бухучет. Думал: зачем это надо нормальным мужчинам, готовился стать банковским работником. Учился хорошо, на пятерки-четверки. И вот на третьем или четвертом курсе у нас начался новый предмет – теория бухучета, за который я получил первую двойку. Я подумал сначала, что бухучет – ерунда, которая никому не нужна, но, когда начал его изучать, понял, что это самая интересная вещь, которую я когда-либо видел.
— Экзамен пересдали?
— Когда я пришел на пересдачу, преподаватель обалдел: я все наизусть знал. Мне настолько понравилась эта наука, что я понял – мне никакой банк не интересен. Мне настолько понравилась четкость и структурность бухучета, что я пошел развиваться в нем дальше.
— Как проходила ваша учеба?
— Я, когда учился на последнем курсе, активно работал. Поэтому в вузе появлялся только на сессиях. Во время экзаменов возникало много споров, потому что преподаватели были настроены на теорию, а я на практике уже тогда многое знал. В тот момент я понял, что мне с теоретиками сложно найти общий язык.
— Помните свою первую работу?
— Да. Мне очень повезло, что директор одной из аудиторский компаний оказался учеником моей мамы. Компания специализировалась в направлении сельхозпредприятий. Мама попросила директора, и меня взяли на работу. Я тогда еще в институте учился. Потом эта компания, к сожалению, развалилась, и мы с товарищем организовали свою. А потом уже я открыл свой бизнес.
Про первый бизнес
Алексей Лузянин награжден Дипломом конкурса «Предприятие года Сибири», г. Новосибирск, 2023 г.
— Вы с товарищем основали компанию. В какой нише?
— Это, по сути, была первоначальная компания «МИАЛаудит». Мы ее так назвали, потому что друга звали Михаил, а меня – Алексей. Мы работали вдвоем, но относительно недолго. На самом деле, Михаил мне многое дал, потому что я был молод, а он немного старше. И он уже тогда был опытным аудитором.
— Как вы пришли к идее открыть общий бизнес?
— Мы просто решили работать вместе, и у нас хороший тандем получился тогда: все предприятия отрабатывали вдвоем, поэтому хватало людей. Но я видел, что у нас перспективы развития огромные. Мы вдвоем, условно говоря, работали с 15 предприятиями. Но самое плохое – это длительные командировки: ты уезжаешь примерно на два месяца в отдаленный район области и работаешь там. Это тяжело.
— Почему вы решили разойтись?
— Мы по-разному видели развитие бизнеса. Если я хотел расширять компанию, то Михаил – наоборот. Он вообще всегда хотел работать один. У него позиция такая была: аудитор должен работать самостоятельно и не должен нести ответственность за других. А я на тот момент хотел расширять и развивать компанию, обучать людей. Поэтому мы просто разделили бизнес, и каждый из нас пошел своим путем.
— Вы остались без партнера. Что предприняли первым делом?
— Я начал формировать команду вокруг себя. Росло количество предприятий, рос штат компании. Мы стали оказывать новые услуги, например бухучет или программирование, и таким образом постоянно развивались.
Про ООО «МИАЛаудит»
— Чем компания занимается сегодня?
— Мы, в основном, занимаемся тремя глобальными направлениями: классический аудит, автоматизация бухгалтерского учет, проведение консультаций и вебинаров.
— Как происходит взаимодействие с клиентами?
— По-разному. Сейчас можно дистанционно все делать, если на компьютере программа установлена. Можно и в командировку поехать, там поработать, можно документы сюда привезти.
— Офис компании есть только в Новосибирске?
— «МИАЛ-аудит» сейчас работает по всей России. Мы можем заключить договор, к примеру, с предприятиями Краснодарского края. Человеку из Новосибирска может быть тяжело ехать туда, да и невыгодно, по сути. Поэтому у нас есть люди, которые живут там и работают на постоянной основе, проверяют предприятия по заключенным нами договорам. Это наши представители. Они состоят у нас в штате, но работают удаленно.
— Какую роль в работе компании играет сформированная команда?
— Это очень важный вопрос: команда играет огромную роль. У нас ребята – профессионалы, я ими горжусь. Кто-то работает здесь практически с основания компании, кто-то уходит, но через время возвращается обратно. Вообще, коллектив у нас дружный. Здесь у каждого можно чему-то научиться.
— Что помогает компании оставаться на плаву?
— Некоторые аудиторские компании охватывают несколько направлений: и строительство, и сельское хозяйство, и торговлю, и много чего еще. Мы же хоть и работаем с разными предприятиями, но заняли ту нишу, в которой разбираемся лучше всех.
— «МИАЛаудит» – это единственный ваш бизнес?
— У меня бизнес был в разных нишах: и ресторан свой был, и производство, и инвестициями занимался, но «МИАЛаудит» все-таки – основной бизнес, он для души.
Про журнал
— Вы выпускаете журнал для экономистов в сфере сельского хозяйства?
— Да. Я много публиковался в подобных журналах и даже написал книгу по налогообложению в сфере сельского хозяйства. Вот и подумал: почему бы не сделать свой журнал. Он не популярный, там всего тысяча подписчиков, но нам нравится его выпускать. Сейчас хотим перевести журнал в электронный формат, но люди, особенно связанные с сельским хозяйством, любят потрогать бумагу. Поэтому пока журнал есть только в печатном формате.
— На него распространяется подписка?
— Да. Журнал выходит ежеквартально. Там мы публикуем ответы на вопросы, статьи, поздравления. Если честно, я не ожидал, что он станет настолько популярным.
— Кто пишет статьи?
— Мы все: я пишу, сотрудники пишут. У нас уже даже традиция сформировалась – каждому нужно статью написать. Сотрудник посмотрит, что актуально на сегодняшний день, и пишет об этом.
— Обратная связь от читателей есть?
— Конечно. Нам очень много вопросов задают. Мы на основании этих вопросов и формируем статьи. Поэтому наш журнал – практической направленности. Мы пишем о том, что интересно и востребовано на сегодняшний день.
— У журнала есть свой официальный портал.
— Да, мы там ежедневно новости публикуем. Портал открыт для всех, но не все статьи из бумажного выпуска там появляются.
Про писательство
— Вы сказали, что написали книгу. Расскажите об этом.
— В 2001 году я создал свою компанию, начала собираться команда, а в 2003 году в Налоговом кодексе произошли очень серьезные изменения – ввели единый сельскохозяйственный налог, на который должны были перейти все сельхозпредприятия. Статья сама по себе была сырая: никто не понимал, что с этим налогом нужно делать.
В декабре 2003 года я был на одном из предприятий Карасукского района. Там мы с главным бухгалтером разобрали, как им лучше посчитать этот налог, исходя из предусмотренных норм. Я начал копать дальше и выстроил универсальную систему расчета этого налога, которая подошла бы для каждого сельхозпредприятия.
— И изложили суть этой системы в книге?
— Да. Я подумал, что об этом нужно всем рассказать. Потом я начал активно выступать с этой темой в Новосибирске. Проблема была актуальной, потому что никто не знал, как считать этот налог. Все читали Налоговый кодекс, но не понимали, что нужно делать. Я всех приглашал на выступления, на семинары, залы были полные. Потом написал книжку, в самом начале было всего 100 экземпляров.
— Что было потом?
— Люди начали интересоваться. Помню, приехал на семинар в Красноярский край, там человек 150 собралось. Я приезжаю, рассказываю, все в восторге. И в конце встречи говорю, мол, книжку написал свою, привез 30 экземпляров. Так меня чуть не разорвали: всем хотелось эту книжку заполучить. И тогда я понял, что людей-то это интересует, поэтому надо продвигаться дальше.
Про налоговый кодекс
— Каким был ваш следующий шаг?
— Я взял несколько экземпляров книги и поехал в Москву. Пришел в приемную Елены Владимировны Фастовой, заместителя министра сельского хозяйства. Я шесть часов просидел, чтобы к ней попасть, меня никто не впускал. К вечеру она пригласила меня к себе, но всерьез не восприняла: какой-то мальчик зачем-то пришел. Сказала, что у меня есть две минуты времени, и могу идти.
— Уложились в отведенное время?
— Мы просидели минут 20. Я сначала сказал ей, что нашел ошибки в Главе 26.1 Налогового кодекса, а потом рассказал про систему, которую смог выстроить. После она предложила мне войти в комиссию по сельхозналогу. Оказалось, что к ним поступало много заявок по нововведениям, но никто не мог дать вразумительного ответа.
— Вы согласились войти в комиссию?
— Да. Я два месяца жил в Москве. Мы внесли большие изменения в Налоговый кодекс, выстроили систему расчета сельскохозяйственного налога, и она заработала. Я же в этот период ездил по России и проводил семинары. Аудитории были заполнены людьми. За счет такой активности параллельно продвигал свою аудиторскую компанию. Информация была настолько востребована, что мы за счет этого начали получать клиентов. А книга моя стала бестселлером. На тот момент вышло почти восемь тысяч экземпляров.
— Как развивалась компания в этот период?
— В тот период был просто бум развития компании, хотя аудит мы мало практиковали, я больше на лекциях был сконцентрирован. Большую часть времени проводил в Москве, а ребята тут работали с местными предприятиями. Развитие в Новосибирске шло слабо, поэтому мы предлагали помощь предприятиям других регионов, многие соглашались, и мы начинали работать.
— Получается, вы помогали создавать нормативный акт?
— Когда новая глава вышла, мы ее отредактировали и поменяли многое. Эти изменения как раз вышли в начале 2000-х годов, и я, по сути, был автором этих изменений. Что-то мы корректировали с помощниками депутатов Госдумы, что-то – с Минсельхозом. Поэтому мне приятно себя иногда на семинарах было называть одним из авторов изменений в Налоговом кодексе. Но эти изменения действительно были необходимы, чтобы упростить работу сельхозпредприятий.