Конец эпохи бумажных аукционов? Всё не так просто...

Конец эпохи бумажных аукционов? Всё не так просто...

Кажется, бумажные закупки — это прошлый век. Но почему в 2025 году госзаказ всё ещё держится за бумагу? Доля электронных закупок в России достигла 93% по итогам 2024 года. Однако оставшиеся 7% — это не просто цифры статистики, а сотни миллиардов рублей, которые проходят мимо цифровых платформ. И есть причины, почему госзаказ до сих пор не может полностью «отпустить» бумагу. ✅ Почему электронные площадки вытесняют бумагу? Экономия бюджета: Средняя экономия на электронных аукционах — до 20% от НМЦК, по данным Минфина. Прозрачность конкуренции помогает заказчикам серьёзно экономить. Расширение конкуренции: Количество участников в электронных закупках в среднем в 2,5 раза выше, чем в бумажных (статистика РТС-тендер за 2024 год). География участников — вся страна, а не только соседний район. Автоматизация и скорость: Бумага — это ожидание доставки, обработки и риска ошибок. Электронная процедура сокращает весь процесс до нескольких часов вместо дней. ❌ Но почему же бумага ещё не ушла в архив? Причина 1. Секретность и спецзакупки Есть режимные объекты (например, Минобороны и Росатом), где бумага — вопрос безопасности. Скорее всего, на таких объектах будут всегда использовать бумажный, а не электронный вариант проведения закупок, потому что это требование закона, а не технический вопрос. Причина 2. Малые и экстренные закупки Если простым языком, то: 44-ФЗ разрешает проводить малые закупки до 600 тыс. ₽ вне электронных площадок. Малые муниципалитеты продолжают использовать бумагу, просто потому что «так проще». Если более профессиональным языком, то малые закупки в неэлектронной («бумажной») форме – это про отсутствие требований к документообороту, используемому между заказчиком и участниками закупки, что, в свою очередь, допускает возможность использования, в том числе, документооборота на бумажных носителях информации. При заключении кoнтракта в cлучаях, предуcмотренных пунктами 4 и 5 (за исключением ч. 12 ст. 93 Закона) ч. 1 cт. 93 Закoна, контракт может быть заключен в простой письменной форме, предуcмотренной ГК РФ (Закон, ст. 34, ч. 15) 💡 Как решить эту проблему? Создание отдельного регулирования для мелких закупок, максимально упрощённого, но только электронного. Понятные правила игры: чёткие инструкции и стабильность законодательной базы позволят заказчикам не бояться электронных процедур. 📍 Наш экспертный вывод: Отказ от бумаги — не просто техническое решение, а масштабная реформа с участием госструктур, бизнеса и IT-компаний. Полностью уйти от бумаги без этих шагов не получится. Но ясно одно — цифровизация неизбежна, и чем раньше к ней адаптироваться, тем проще и выгоднее будет всем участникам рынка. Но если все получится и, допустим, завтра все будет готово к переходу к “цифре” - сможем ли отказаться от бумаги? И да, и нет. Малые закупки скорее всего перейдут полностью в “цифру”, когда инфраструктура будет готова. Но вот спецзакупки, например от Минобороны или Росатом, скорее всего останутся на бумаге, т.к. этого требует секретность. ❗ А что вы думаете по этому поводу? Напишите в комментариях, с какими сложностями цифровизации сталкивались вы лично.

Начать дискуссию