Классические курсы: что это такое и какие есть альтернативы
Традиционное обучение представляет собой формат, когда есть лектор-персонаж, который рассказывает теорию и сопровождает слайды в режиме онлайн. Оно стало появляться, когда очный формат переводили в электронный. Со временем технологии менялись, становились сложнее. Сейчас классическим курсом никого не удивишь — информации стало больше, отвлекающих факторов тоже.
В 2022 году Knomary совместно с билайн университетом проводили исследование контента на рынке корпоративного обучения. Уже тогда стало ясно, что в современном обучении форматы контента разнообразны: от обучающих игр до VR-курсов. Предлагаем разобраться во всём многообразии современных курсов и выяснить, чего же хотят сотрудники.
Проблемы классических курсов: почему они отходят на второй план
Курсы работают без успеха, если они не соответствуют поставленной задаче. Её можно поставить по-разному. Например, если цель слайдового курса — обучить сотрудника гибким навыкам, тогда не сработает. Потому что нет возможности попробовать работу в команде.
У классических курсов нет разноформатности. Не подключаются в помощь дополнительные инструменты. Пользователю начинает наскучивать однотипность, без взаимодействия и коммуникации. Людям не хватает развлечения в обучении. Они подсознательно хотят, чтобы боролись за их внимание. За это внимание борются цифровые ресурсы, такие как соцсети, игры в телефоне, фильмы. Поэтому скопление похожих форматов в обучении сможет привлечь людей. То есть кликаете на элементы — это заставляет активнее воспринимать информацию, чем в аудио- или видеоформате. Интерактивность позволяет добавлять больше практики — того, чего не хватает в простых лекциях. Это безопасная среда, в которой мы можем что-то делать.
Когда и так много работаете, на полезность не остаётся времени, поэтому необходим быстрый формат. Человек вовлечён, когда информацию дают так: выпили чашку кофе, в процессе обучились и пошли дальше работать. Исследования показывают, что сейчас в тренде — микрообучение. Это как раз про то, чтобы разбить обучение на несколько коротких занятий. Из плюсов — повышение концентрации, гибкость и мобильность. При микрообучении вам не нужно много времени на сложные лонгриды: достаточно посмотреть короткий ролик или прочитать небольшой текст про интересующий вас вопрос.
Обратная связь в классических курсах минимальная. Когда обучающийся выполняет творческое задание, автоматически проверить не получится. Хотя это является мощным инструментом вовлечения. Людям не хватает живой коммуникации, поэтому сейчас в тренде наставничество. В сфере технологий развито удалённое обучение с человеком, который даёт обратную связь.
Современные подходы в курсах: что востребовано сейчас и что нас ждёт в будущем
Сейчас лидируют элементы геймификации — они работают на то, чтобы люди оставались в обучении. Изначально это были кликабельные книжки, но дальше стало больше информации. Поэтому технологии продвинулись, чтобы удерживать мотивацию к обучению. Геймификация, искусственный интеллект, интерактивность — это всё нужно, чтобы удерживать внимание в растущем потоке медиаконтента вокруг человека.
Педагогические дизайнеры приходили к тому, что нужно менять подходы. Те принципы, которые работают в очном обучении, не могут работать эффективно, потому что нет контроля. То есть вы не можете быть рядом с человеком, которого учите.
Разработчики чаще стараются создавать то, что доставляет пользователям удовольствие. Изначально уделяют большее внимание не самой разработке, а исследованию перед ней. Это сглаживает углы и переубеждает обучающегося.
Будущее именно за внедрением электронных курсов в привычную систему пользователей. Повторимся: за внимание пользователя приходится конкурировать, и часто эта конкуренция проигрывает развлекательным форматам — социальным сетям, играм или фильмам. А что, если в этих социальных сетях можно будет открыть электронные курсы? Что, если обучение выйдет за рамки LMS? Появятся возможности коммуникации между пользователями. Это уже вопросы платформ, а не курсов.