Лучше сейчас заплатить 300 тысяч, чем потом потерять миллионы: главное о партнёрских сессиях в бизнесе
Рассказываем о том, что такое партнёрские сессии, чем они могут быть полезны для бизнеса и на что важно обращать внимание в построении крепкого партнёрства.
Успех компаний — в гениальности и инновационности разработки,а успех бизнес-союза — в умении договариваться
Многие известные бизнес-тандемы служат подтверждением этому: Стив Джобс и Стив Возняк (Apple), Гордон Мур и Боб Нойс (Intel), Уильям Проктер и Джеймс Гэмбл (Procter and Gamble) и другие.
Какие шаги стоит предпринять, чтобы начинающееся сотрудничество не распалось при первых же трудностях? Что важно обсудить с бизнес-партнёром, чтобы быть уверенным в том, что вам точно по пути? И как можно получить гарантии того, что начальные договорённости не будут забыты/искажены/неверно истолкованы?
Один из инструментов для этого — партнёрская сессия, о ней и поговорим сегодня в статье.
Что такое партнёрская сессия?
Партнёрская сессия — это встреча совладельцев компании (будущих или уже действующих) для обсуждения формальных и неформальных условий ведения совместного бизнеса.
Партнёрскую сессию проводит архитектор бизнес-партнёрства — человек, специально обученный этому, главная цель которого — обеспечить взаимопонимание и синхронизированность партнёров по всем вопросам ведения совместного бизнеса. Архитектор бизнес-партнёрства представляет интересы общего союза, поэтому он является независимым участником.
По итогам партнёрской сессии заключается партнёрское соглашение, в котором зафиксированы достигнутые договорённости. Само по себе соглашение не является юридическим документом, но при необходимости его можно заложить в устав компании, корпоративный или трудовой договор.
Как партнёрская сессия помогает создать крепкий бизнес-союз: примеры
В интернете достаточно много статей про известные бизнес-тандемы, поэтому истории их успеха вы можете прочесть сами. Мы же хотим на конкретных примерах показать пользу партнёрских сессий для бизнеса.
Ситуация 1
Вы с другом решили создать совместный бизнес: и идея крутая, и деньги есть, и взаимопонимание абсолютное (ещё бы, вы ведь столько лет вместе!). С оформлением и бумажной «волокитой» разобрались, прибыль решили делить поровну, ударили по рукам и начали работать.
Со временем вы стали замечать, что друг заходит на «вашу территорию», а на «своей» ничего не делает. И что принцип делить прибыль поровну как-то не так работает: где эта граница равенства? Вам кажется, что вы делаете 90% работы, а денег получаете на 40% меньше, — несправедливо как-то.
И тут начинаются претензии, подозрения и мысли о выходе из бизнес-союза, — реакции, которых можно было бы избежать, проведя партнёрскую сессию перед созданием совместного бизнеса.
В данном случае сессия помогла бы:
- определить роли и разграничить обязанности: ты занимаешься маркетингом (чем конкретно: стратегией или операционкой? Сам или с привлечением специалистов? и др.), а я — технической частью (тут, конечно, тоже нужна конкретика);
- договориться о графике и условиях работы (кто, сколько, где и как работает);
- в конкретных положениях закрепить разделение прибыли, объём инвестиционных вложений и т. д.
Партнёрская сессия поможет избежать одной из главных причин распада бизнес-союзов — отсутствия ясности и согласованности в действиях.
Ситуация 2
Вы настолько продвинулись в своей работе, что владелец компании предлагает вам выделить опцион: вы давно работаете вместе, хорошо друг друга знаете, у вас отлажены процессы…
Но нет понимая, как вести себя в новой конфигурации. Ведь раньше вы были сотрудником по найму (пусть и топ уровня), а теперь — совладелец компании и, возможно, в новом статусе у вас иной по сравнению с текущим владельцем взгляд на управление, но вам не хватает «духу», чтобы заявить об этом. Это может привести к разногласиям, в результате которых вы либо будете не рады, что вообще «ввязались в это», либо выйдете из сотрудничества с большими потерями и стойким убеждением, что любые бизнес-партнёрства — зло.
В этом случае партнёрская сессия поможет:
- переопределить роли и обязанности;
- выяснить отношение сторон к опциону (а может, он вам и не нужен на самом деле, но собственник предлагает?);
- проанализировать готовность вас как совладельца нести риски, связанные с убытками;
- решить вопросы работы в найме (уже можно уйти или всё ещё нет?);
- синхронизировать видение сторон относительно долгосрочного планирования и других аспектов.
Партнёрская сессия поможет установить новые границы, прийти к взаимопониманию по ключевым вопросам и зафиксировать произошедшие изменения на бумаге.
Ситуация 3
Вы развиваете стартап, у вас классный продукт, вы свято верите в свою идею, работаете 24/7 и точно знаете, что через некоторое время будете в индексе S&P 500. Но сейчас нужны дополнительные деньги на развитие проекта, и вы привлекаете инвестора.
У инвестора свои мотивы и цели для входа в проект, у него есть определённые ожидания от своей роли в проекте и от его показателей в целом. У вас, конечно, тоже своя точка зрения на всё.
Если не обсудить сразу все волнующие вопросы, «подводные камни», не проговорить риски и ожидания, то может случиться такой огромный конфликт интересов, что о вас будут говорить не в индексе S&P 500, а в арбитражном суде РФ (по статистике Право. ру, там ежегодно рассматривается более 11 000 корпоративных споров, большинство из которых вызваны раздором между соучредителями).
Конкретно в этом примере благодаря партнёрской сессии можно:
- выяснить интересы 2 сторон в партнёрстве: например, почему бы вам не взять займ? Зачем вам инвестор, а инвестору вы?
- узнать ожидания и риски друг друга и синхронизироваться в этом направлении;
- проработать негативные сценарии: инвестор, возможно, ждёт, что вы завтра утром пришлёте ему отчёт с шестизначными цифрами дохода, а вы планируете только через год прийти к этой сумме.
- решить вопросы контроля, ответственности, разделения ролей и трудовых функций;
- обсудить вопросы корпоративного права и интеллектуальной собственности, развития или закрытия проекта и т. д.
Партнёрская сессия позволяет сохранить самое главное — время, деньги, отношения.
3 момента, которые необходимо учитывать
Если вы хотите, чтобы партнёрская сессия привела к эффективному бизнес-партнёрству, а не конфронтации
1. Партнёрскую сессию нельзя проводить, если есть конфликт между сторонами.
Иначе любой вопрос может стать камнем преткновения, и вместо крепкого партнёрства вы получите пепел от руин.
Если есть конфронтация, то сначала нужно пройти медиацию, и только после этого идти на партнёрскую сессию.
2. Формулируйте достигнутые договорённости конкретно и понятно.
Метод SMART и юрист вам в помощь, — так вы будете уверены, что не перегрузили партнёрское соглашение (это всё-таки не ГК РФ), но при этом, каждой стороне понятны все пункты соглашения и все со всем согласны.
3. Периодически обновляйте партнёрское соглашение.
Раз в год — при неизменном составе партнёров, каждый раз — при входе нового партнёра.
Это необходимо, чтобы в условиях VUСА-мира ценности, цели и договорённости, заложенные в партнёрское соглашение, оставались актуальными для всех совладельцев.
Закончим мы так же, как и начали, — цитатой, которая как нельзя лучше описывает важность проведения партнёрской сессии:
Лучше заплатить 300 тысяч за партнёрскую сессию сейчас, чем потом потерять миллионы из-за несостоявшегося партнёрства.