Как техпреду привлекать инвестиции

Как техпреду привлекать инвестиции

Создавать технологический стартап сложно и дорого, а предприятие должно действовать быстро и экономично. Именно поэтому использование финансовых инструментов — одно из ключевых условий для выживания. Как привлекать инвестиции в стартап, рассказал управляющий директор Фонда инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) Группы «РОСНАНО» Евгений Кирьянов в рамках лектория «Наука заказов» в университете МИСИС.

Частая ошибка учредителей технологического стартапа: они не понимают целей этапа, на котором привлекают инвестиции, и подгоняют продукт под нужды инвестора. В результате инвестиции не соответствуют этапу жизненного цикла продукта и потратить их на развитие гораздо сложнее, поскольку нет четкого понимания, зачем привлекали деньги. Задача стартапа — уменьшать неопределенность относительно будущего своей компании. На каждом этапе стартап проверяет риски, причем вначале самые большие и сложные, те, которые наверняка «выстрелят», а потом все проще и проще. Поэтому инвестору проще согласиться вносить все большие и большие деньги в компанию.

«Главная компетенция любого технологического предпринимателя — это быстрая и недорогая проверка гипотез», — подчеркивает Евгений Кирьянов.

«К инвестору же очень важно приходить с конкретным запросом: с понятным порядком подтверждения гипотезы, с четко прописанными критериями и тем, что мы хотим получить и что хотим проверить на этом этапе, почему мы именно так обозначили этот этап и кто и зачем даст нам деньги на следующем этапе. Это и есть правильный запрос», — отметил он.

Эксперт пояснил это на примере гипотезы развития сервиса доставки: на начальном этапе работы предприятия гораздо дешевле и быстрее закупить продукты самостоятельно и доставлять их за небольшую цену целевой аудитории, чем разрабатывать сайт или приложение.

Для понимания, как технологический стартап может привлечь средства, Евгений Кирьянов предложил таблицу финансовых инструментов. Чем выше и левее позиция в таблице, тем инструмент выгоднее: полученные деньги могут покрыть расходы на разных этапах производства и не требуют своего финансового участия. Средства ниже и правее реже подходят для стартапов поздних стадий.

Как техпреду привлекать инвестиции

Для привлечения инвестиций можно использовать:

● целевые гранты без софинансирования — не нуждаются в возврате и подходят любым категориям предпринимателей, однако трудно привлечь из-за конкуренции. Можно получить в Фонде содействия инновациям;

● целевые гранты с софинансированием — как правило, здесь требуется 30-50% собственных средств;

● краудинвестинг — коллективная поддержка с помощью покупки акций предприятия;

● бизнес-ангелы — частные инвесторы, которые вкладывают собственные деньги в стартапы на ранних стадиях развития в обмен на долю в компании;

● венчурные фонды — долгосрочные вложения в перспективные, но рискованные стартапы и молодые компании с высоким потенциалом роста;

● университетские стартап-студии: финансируют в широком диапазоне TRL 0-6, при этом дают умные деньги, т.е. это не только финансовая, но и менторская поддержка, помощь в исследовании рынка, получении выхода на индустриальные компании, построении системы продаж, возможность решения наукоемких вопросов через партнерства с университетами и т.д.

● Коммерческие стартап-студии – интересный инструмент венчурного строительства, они помогают и деньгами, и компетенциями. Это удобный инструмент, если нет большой составляющей стартапа – например, команды или денег. Стартап-студия, как правило, может помочь собрать недостающие элементы и запустить стартап, но взамен возьмет большую долю в компании.

● FFF — от англ. Friends, Family, Fools (друзья, семья и глупцы — Ред.). то Это самый ранний этап привлечения финансирования для стартапа: средства, полученные основателями от близкого окружения, которое верит в идею, даже если у инвесторов нет опыта и осознания всех рисков. Некоторые венчурные фонды и бизнес-ангелы не финансируют стартапы без этих средств.

● льготные кредиты — например, для развития IT-бизнеса или промышленного производства. Для их получения, как правило, уже нужно выйти на какую-то первую выручку.

«Мой самый большой совет — это не теряться, бегать везде и всем показывать свой продукт, собирать и слушать обратную связь, чтобы продукт нравился и вам, и покупателям, и, естественно, инвесторам, крупным корпоративным игрокам», — заключил Евгений Кирьянов.

Начать дискуссию