Он близко: что вас ждет с введением цифрового воинского учета
Все слышали про реестр и электронные повестки. Эти новости вызвали волну обсуждений, позже были приняты соответствующие законы и уже в этом ноябре каждый призывник почувствует их действие на себе.
Но что это за система и как она будет работать?
Что-то вроде экселевской таблицы у военкомов? Не совсем.
Сейчас разберемся, что это за реестр и как его введение изменит существующую систему призыва.
Что такое реестр воинского учета? Сроки его введения и связь с Госуслугами
Единый реестр воинского учета — это централизованная база данных о всех военнообязанных.
В отличие от существующей системы, реестр позволит военкоматам оперативно анализировать информацию из множества источников.
Реестр интегрирован с различными государственными базами и это позволит военкомату будет получать исчерпывающую информацию о призывниках: от места их проживания до, например, наличия у них водительских прав.
Электронная повестка, важнейший элемент этой системы, не требует «акта вручения», то есть гражданин будет считаться уведомленным о призыве с момента размещения информации в реестре.
Ключевую роль в функционировании реестра сыграют «Госуслуги». Через портал призывники смогут получать уведомления о призыве, обновлять свои данные, вставать и сниматься с воинского учета.
Введение реестра планируется в три этапа. На первом, который завершился 31 декабря 2023 года, реестр будет создан и апробирован. На втором, до конца 2024 года, к работе с ним привлекут военкоматы и призывники начнут получать электронные повестки. На третьем этапе, который начнется с 2025 года, реестр будет передан Минобороны для использования и формирования записей.
Какие сведения попадут в реестр воинского учета? Откуда они будут браться?
Реестр будет содержать 61 пункт информации о гражданах, подлежащих воинскому учету, Среди них — паспортные данные, ИНН, телефон, электронная почта, сведения об учебе и работе, судимости и состоянии здоровья.
Информация будет собираться не только из военкоматов, но и из других государственных баз, таких как МВД, ФНС, ЗАГСы и пенсионные фонды. Формирование Реестра воинского учета будет происходить автоматически.
Эта интеграция позволяет создать полное досье на каждого призывника: «потеряться в системе» станет уже сложнее.
Что такое реестр повесток?
Помимо воинского учета, в систему добавляется реестр повесток. Это отдельная база данных, в которой будут храниться все отправленные и врученные повестки.
С его помощью государство сможет отслеживать, кто получил повестку и кто её проигнорировал. В случае неявки информация будет моментально передаваться в соответствующие инстанции для принятия мер.
Когда повестка будет считаться врученной?
Повестку, размещенную в Реестре, нельзя будет не получить — она будет считаться врученной с момента её размещения в электронном реестре повесток, независимо от того, ознакомился гражданин с ней или нет. Если мужчина зарегистрирован в системе (ЕСИА), документ будет сразу считаться врученным, а если не зарегистрирован — вручится через 7 дней автоматически.
Это значит, что от ответственности за неявку больше не удастся скрыться, как это было возможно в прошлом, уклоняясь от получения повестки лично.
Какие последствия за неявку и что делать призывникам?
Неявка по повестке грозит серьезными последствиями, включая административные штрафы, ограничительные меры, а в некоторых случаях — уголовное преследование.
Если не прийти по повестке, можно нарваться на внушительный штраф — от 10 000 до 30 000 рублей и попасть под ограничения. Такие призывники, например, не смогут взять кредит или заём, проводить сделки с недвижимостью, зарегистрировать автомобиль, а также оформить ИП и самозанятость.
В случае спорных ситуаций призывникам крайне важно обратиться за юридической консультацией, чтобы защитить свои права и избежать неправомерных действий со стороны военкоматов.
Зачем это всё происходит? Причин несколько
1. Борьба с уклонистами
Раньше молодой человек мог годами «бегать» от военкомата и игнорировать повестки Теперь уклоняться стало в разы сложнее.
2. Противодействие коррупции на местах.
Никто не захочет брать на себя ответственность за выдачу фиктивного военного билета, когда каждый этап записывается и контролируется. Слишком большие риски для каждого участника этого процесса из-за какого-то уклониста.
3. Упрощение и цифровизация воинского учета
Цифровизация упрощает работу военкомата, облегчает сбор информации, делает учет более точным и снижает бумажную волокиту.
Например, передача медицинскими организациями информации о состоянии здоровья в Реестр воинского учета позволит заранее понимать, есть ли у молодого человека какие-то заболевания. А не ждать, пока вы придете и расскажет жалобы.
Заключение
В 2024 году вступили в силу масштабные изменения в области воинского учета и призыва. Введение единого реестра и системы электронных повесток сделает призывную систему прозрачной.
Если вы собираетесь служить — новые процессы позволят вам быстрее пройти все этапы. Если же у вас есть законные основания для освобождения от службы — важно своевременно обратиться за юридической помощью и воспользоваться своими правами.
Мы предлагаем бесплатные консультации, чтобы помочь вам разобраться в новых правилах и защитить ваши интересы
Все еще гуглите, как не пойти в армию?
Получите персональный разбор своей призывной ситуации и узнайте, есть ли у вас законные основания для освобождения от службы в армии. Мы проконсультировали уже более 1 000 000 человек и знаем о призыве всё. Консультация бесплатна.
Не понимаете, как это работает?
Мы подготовили для вас мини-курс «Как получить военный билет законно и без службы в армии». В нем мы детально объясняем весь процесс получения военного билета, от А до Я. Вы узнаете:
— почему государство само дает возможность избежать службы в армии
— какие законные основания для освобождения существуют
— пошаговый гайд по освобождению от службы в армии
Еще больше полезных материалов для призывника в нашем канале ПризываНет в Telegram.