Как открыть фирму (компанию) в Киргизии для россиян в 2025 году?

Активное развитие экономики Кыргызстана (Киргизии) во многом можно объяснить успешным созданием Правительством страны благоприятных условий для ведения бизнеса. Предприняты эффективные шаги, направленные на то, чтобы свести к минимуму бюрократические, юридические сложности, связанные с открытием предприятия.

В 2025 году интерес со стороны россиян в открытии ООО в Кыргызстане по-прежнему растет, потому, что проблемы со свифт переводами из России в Китай и Европу достигают своего пика и появляется потребность в открытии филиалов, представительств и отдельных компаний в третьей стране.

Фирма в виде ОсОО – форма бизнеса, которая получила наибольшее распространение. ОсОО - полный аналог российского ООО в Киргизии. Фактически такая компания может вести любую предпринимательскую деятельность, разрешенную действующим законодательством. К примеру, компания ОсОО не может работать в банковской сфере, для этого потребуется открытие акционерного общества.

Учредителем может быть гражданин Кыргызстана или другого государства в том числе России и Беларуси. Весомый аргумент ведения бизнеса в стране для иностранцев – членство республики в ВТО и Евразийском союзе. Для избежания двойного налогообложения с Россией заключено соответствующее соглашение.

Оформление персонального идентификационного номера

Для ведения предпринимательской деятельности юридическим лицам необходим ПИН. Он присваивается сотрудникам ОсОО по ходатайству руководителя в любом удобном для обращения ЦОН. Для получения номера нужно предоставить следующий пакет документов:

  • ходатайство о получении идентификационного номера;
  • свидетельство о госрегистрации юридического лица (заверенные нотариально копии);
  • копии учредительных документов;
  • паспорт гражданина, представляющего интересы юридического лица;
  • заверенную нотариально копию и оригинал доверенности.

Чтобы упростить процедуру, можно заранее получить через мобильное приложение талон на обслуживание.

Особенности процедуры регистрации компании в Киргизии

Процедура оформления фирмы одинакова для граждан Кыргызстана и иностранцев. Для регистрации потребуется обращение в Министерство юстиции, если предполагается участие инвесторов, которые являются гражданами других стран. В других случаях можно обратиться в территориальное представительство. Все документы должны быть составлены на киргизском языке.

Перед обращением важно учитывать, что допустимое количество участников – до 30. Название регистрируемого предприятия должно быть уникальным, совпадения не допускаются. Для проверки можно воспользоваться базой Министерства. Размер уставного капитала не ограничен.

Перечень документов

В базовый список входит:

  • заявление;
  • решение о создании предприятия, оформленное по образцу, установленному Министерством юстиции;
  • копии паспорта учредителя и руководителя;
  • копия свидетельства, подтверждающего регистрацию юридического лица (для граждан республики);
  • выписку из госреестра, которая подтверждает факт того, что учредитель – юридическое лицо (для иностранцев);
  • уникальное название компании;
  • данные о видах деятельности предприятия;
  • сведения о налоговом режиме, который будет выбран для работы.

Также необходимо оплатить госпошлину в размере 407 сомов и оплатить стоимость бланков. Со дня предоставления документов на проведение процедуры регистрации ОсОО отводится 3 рабочих дня. Иностранцам нужно обращаться в Центр обслуживания предпринимателей, расположенный в Бишкеке.

Основные этапы регистрации фирмы

Для открытия фирмы в формате ОсОО в Кыргызстане потребуется прохождение следующих этапов:

  • работа с учредительной документацией предприятия;
  • открытие банковского счета;
  • государственная регистрация;
  • оформление документов в налоговой службе;
  • заказ и получение печати;
  • регистрация в Социальном фонде.

В итоге компания получает все права на работу в стране. Допускается привлечение в качестве учредителей как физических, так и юридических лиц. Для уставного капитала нижний предел не регламентирован. Он может составлять от 1 сом, но профильные специалисты рекомендуют указывать в документах минимум 1000 сом.

Сколько времени понадобится?

В зависимости от специфики предприятия, его особенностей процедура может занять от 3 до 10 дней, при условии, что дополнительно будут оперативно выполнены действия, направленные на организацию дальнейшей работы ОсОО. Стоит сразу позаботиться об изготовлении печати. При удаленном открытии компании и счета прибавится еще 3-5 рабочих дней (время на пересылку доверенности).

В зависимости от вида деятельности предприятия может потребоваться:

  • получение лицензии на работу (к примеру, если планируется предоставление адвокатских услуг);
  • открытие расчетного счета;
  • постановка на учет в республиканском Социальном фонде.

Необходимо учитывать, что на обращение в налоговую службу для выбора режима налогообложения отводится срок 15 дней. В противном случае автоматически будет определена общая схема, что не всегда выгодно для предпринимателя. В территориальном отделении нужно заполнить форму, которая позволит заполнить регистрационную карточку плательщика налогов. В ней будет указан размер сборов с прибыли, продаж, НДС.

Постановка фирмы на учет в налоговой Кыргызстана

Прохождение процедуры обязательно. Только в этом случае организация будет признана функционирующей законно. При отказе от регистрации фирма не получит ИНН, что не позволит вести бизнес официально. Постановка на учет выполняется по месту регистрации компании.

На это отводится 10 дней с момента получения свидетельства о регистрации в Министерстве юстиции. За несоблюдение указанного срока предусмотрены штрафные санкции. В статье 353 АК республики за подобное правонарушение полагается выплата в бюджет 20-30 минимальных заработных плат.

Нужно ли гражданам России сообщать в налоговую об открытии компании в Кыргызстане?

Статья 23 НК РФ содержит требования о своевременном уведомлении представителей контролирующей организации о таком факте. Оно должно быть отправлено в отделение, расположенное по месту регистрации. На выполнение отводится 3 месяца с даты регистрации компании за границей.

Постановка на учет в Социальном фонде

Социальный фонд в Кыргызстане представляет собой государственный орган, основной задачей которого является учет плательщиков, контроль своевременной оплаты страховых взносов. Их внесение – обязательное условие ведения бизнеса в стране для юридических лиц. Это своеобразный налог, который выплачивается предприятием ежемесячно. Размер таких выплат пересматривается каждый год.

Как открыть ИП в Кыргызстане?

В соответствии действующими положениями законодательства республики индивидуальный предприниматель – это гражданин, который прошел соответствующую процедуру регистрации, получил право ведения бизнеса в стране на законных основаниях.

При выборе оптимальной формы для регистрации предприятия стоит учитывать, что статус ИП никак не снижает налоговую нагрузку. Она будет соответствовать выбранному режиму в соответствии с видом деятельности и требованиям НК Кыргызстана. Однако стоит отметить, что ИП избегает налогов на дивиденды, в сравнении с компанией.

Перечень документов

Гражданам республики для того, чтобы стать предпринимателем достаточно наличия паспорта. Иностранцам потребуется:

  • копии паспорта;
  • идентификационный номер;
  • талон о регистрации.

Перечисленные документы подаются с заверенным нотариусом переводом на киргизский язык. Вместе с заявлением о регистрации ИП их подают в отделение налоговой службы по месту проживания или предполагаемого ведения бизнеса. В установленную законодательно форму STI-163 вносятся личные данные физического лица.

На рассмотрение документов отводится до 3 рабочих дней, после чего будет выдано свидетельство, подтверждающее факт регистрации, и карта налогоплательщика. Также предприниматель получает справку, которая дает право на получение печати и открытия для ИП расчетного счета. У предпринимателя есть возможность выбора оптимальной схемы налогообложения.

Регистрация ИП онлайн

Для подачи заявления в электронном виде без посещения налоговой службы достаточно зарегистрироваться в системе и выполнить предлагаемые действия в кабинете налогоплательщика. Процедура предельно проста. Есть 3 способа входа:

  • ЭЦП. После установки рутокен-плагина пользователю предлагают выбрать устройство, необходимый сертификат и ввести ПИН в поле для ввода пароля.
  • ЕСИ. Переход выполняется из системы «Тундук». Потребуется ввод данных в соответствии с подсказками, после чего будет открыт доступ к форме заявления.
  • Smart-Id KG. Достаточно отсканировать QR-код, чтобы воспользоваться приложением. Вход в систему будет выполнен автоматически.

Сроки рассмотрения заявления не отличаются от документа, поданного в налоговой при посещении ее отделения. Потребуется предоставление аналогичного пакета документов.

Как выбрать схему налогообложения для компании?

В республике законодательством предусматривается возможность ведения бизнеса, в отношении которого применена общая или специальная форма налогообложения. От этого зависит периодичность выплат, предоставления отчетности контролирующим органам. В большинстве случаев общая схема уплаты налогов применяется в отношении крупных предприятий, которые ведут бухучет, выплачивают НДС. Для ИП предусмотрены упрощенные формы сборов. К ним относятся следующие виды:

  • на основании патента;
  • на майнинг;
  • на электронную торговлю;
  • на работу в Парке высоких технологий;
  • на ведение бизнеса на территориях, признанных свободными экономическими зонами.

Большинство ИП выбирают для своей работы схему, основанную на едином налоге. Выплата производится по ставке, размер которой зависит от вида деятельности.

Особенности регистрации ИП в Кыргызстане Регистрация ИП на основании патента

В Кыргызстане для ведения предпринимательской деятельности есть возможность приобретения патента, который даст право на ведение бизнеса в стране на законных оснований в выбранном направлении. В ситуации, когда предполагается выполнение краткосрочных проектов, есть возможность изменения направления работы, этот вариант станет оптимальным решением.

При упрощенной схеме налогообложения нет необходимости в ведении бухгалтерского учета. В ситуации, когда предприниматель ведет одновременно работу в нескольких направлениях, по каждому из них нужно приобрести отдельный патент. Документ действителен только на территории изначально выбранного района.

Для регистрации потребуется:

  • ПИН;
  • копии паспорта с переводом;
  • справка о регистрации в Кыргызстане;
  • заполненная заявка по форме №163.

Процедура регистрации предусматривает обращение в местную налоговую службу, в которой можно узнать стоимость патента.

Регистрация ИП на основании свидетельства

Возможно прохождение процедуры регистрации с получением соответствующего свидетельства. При ведении бизнеса по схеме единого налога предприниматель должен выплачивать 6 % от выручки при ведении расчетов наличными или 4 % при безналичном расчете.

Иностранным гражданам необходимо пройти процедуру регистрации в органах статистики МВД. Исключение может составлять только ситуация, когда ИП получает статус «цифрового кочевника» – предпринимателя, работающего в сфере информационных технологий. В этом случае регистрация в органах статистики не нужна.

Для прохождения процедуры достаточно предъявить копии паспорта с нотариально заверенным переводом на государственный язык. Стоимость может составлять от 2 до 4 тысяч сомов в зависимости от региона. Разница объясняется разным уровнем технического оснащения, сопутствующими затратами, которые возникают при проведении регистрации.

Соискатель должен написать заявление в установленной законодательно форме №163. Также потребуется подача следующего пакета документов:

  • ПИН, полученный в налоговой республики;
  • справка о регистрации по месту проживания;
  • копии паспорта с переводом.

Для проведения регистрации достаточно нескольких минут. Выдача свидетельства происходит в день обращения.

Что дает статус «цифрового кочевника» для ИП?

Правительством республики запущен Пилотный проект, направленный на легализацию работы в стране иностранных граждан, работающих в сфере информационных технологий. Оформление статуса позволяет без визы пересекать границу страны, обеспечивает возможность регистрации по месту пребывания, получения документов на ведение официальной трудовой деятельности, ПИН.

Среди преимуществ официальной работы в статусе ИП по данному направлению выделяют:

  • возможность получения разрешения на работу на 1 год с возможностью его продления без его оформления;
  • автоматическое оформление ПИН;
  • возможность ведения предпринимательской деятельности по месту проживания в Кыргызстане;
  • право на ведение бизнеса как ИП;
  • получить статус юридического лица;
  • право на открытие банковского счета в республиканских банках.

Право на въезд в страну, проживание одновременно получают супруги, несовершеннолетние дети предпринимателя при условии получения соответствующих разрешительных документов.

Подать заявку на оформление статуса «цифрового кочевника» имеет право гражданин РФ, Молдовы, Армении, Беларуси, Казахстана, Азербайджана, который специализируется на проектировании, разработке, анализе программного обеспечения, экспорте информационных технологий и ПО, работающий в сфере дизайна, медиа-искусства, виртуальной, дополненной реальности, игр, киберспорта.

Как подать заявку?

Заявку на получение статуса «цифрового кочевника» можно подать в электронном виде удаленно. Для этого достаточно заполнить анкету на сайте электронных услуг, предоставить пакет документов в представительство органов контроля занятости республики. Для рассмотрения таких заявок задействована Единая система учета. Она представляет собой контролирующую организацию в сфере внешней миграции. Она отвечает за выдачу виз, оформление разрешений на пересечение границы.

Потребуются следующие документы:

  • копии паспорта с переводом на государственный язык;
  • цифровая фотография;
  • справка о доходах из банка за предыдущий год;
  • копии договоров, контактов, заключенных за год до подачи заявки.

Особое внимание стоит уделить точности предоставленных данных. При выявлении ошибок, неточностей, документы будут возвращены заявителю для исправления или дополнения. Такой возврат обязательно будет аргументирован. На рассмотрение предоставленных документов отводится 3 рабочих дня. Статус при положительном вердикте предоставляется бесплатно. Его получатель на 1 год освобождается от необходимости получения визы, что позволит ему избежать расходов на ее оформление и сопутствующих формальностей.

Возможные причины для отказа

Практика показывает, что причинами для отказа может быть:

  • совершение уголовного преступления;
  • разжигание вражды в обществе;
  • выступление против независимости республики, ее суверенитета;
  • подача документов с ложной информацией о своей деятельности;
  • доказанное ведение террористической деятельности;
  • защита прав и интересов граждан Кыргызстана.

Информирование соискателя о вынесенном решении и его аргументирование обязательно. Электронная выписка будет направлена на почту, указанную заявителем при подаче документов.

Как оформляется статус «цифрового кочевника»?

При положительном решении контролирующих органов предпринимателю выдается электронный документ с QR-кодом. По нему можно перейти по ссылке, получив подтверждение о регистрации предприятия в государственной базе данных. При необходимости можно распечатать документ, чтобы предъявлять его в бумажном варианте.

Что выбрать ИП или ОсОО?

Ключевое отличие между ИП и ОсОО заключается в их правовом статусе. Выбор зависит в основном от направления деятельности предприятия, предполагаемых масштабов работы на республиканском рынке. К примеру, если изначально предполагается, что компания будет работать с крупными проектами, привлекать к выполнению поставленных задач партнеров, стоит открыть ОсОО. Не редки ситуации, когда в компанию одна из сторон приносит инвестиции, другая – технологии, третья – производственную или техническую базу.

Также есть виды деятельности, к которой ИП не допускаются. В частности, только открытие ОсОО позволит создать региональную сеть, построить бизнес на продаже стартапов, чтобы впоследствии упростить задачу по отделению компании, как независимого проекта. С другой стороны, станет оптимальным решением для тех, кто планируется работать в одиночку. В этом случае предприниматель самостоятельно распоряжается имеющимися средствами по усмотрению без ограничений.

В рамках деятельности ОсОО такой подход не допускается даже если у компании 1 учредитель. Деньги предприятия – его собственность. Обоснования для выплат должны быть оформлены документально. В то же время в случае банкротства арест накладывается только на имущество компании, не затрагивая средства собственников. В случае индивидуального предпринимательства при необходимости для оплаты задолженностей могут использоваться личные вещи.

Как закрыть фирму в Кыргызстане?

В соответствии с действующими нормами законодательства для прекращения предпринимательской деятельности необходимо уведомить о своем намерении республиканское Министерство юстиции.

После этого потребуется подача соответствующего заявления в налоговую, ликвидационных отчетов. Проверка будет длиться около 10 дней. При необходимости в госархив сдаются указанные экспертами Министерства документы. Печать ОсОО уничтожается в РОВД по месту регистрации предприятия.

После выполнения перечисленных действий учредительные документы, справки из налоговой о прохождении проверки вместе с заявлением о ликвидации компании передается в Министерство юстиции. На рассмотрение документов отводится 10 дней. Процедура ликвидации считается завершенной после получения приказа о ликвидации и его передаче в налоговую службу.

1
Начать дискуссию