Киберстрахование: чего ждет бизнес, что предлагают страховщики

Киберстрахование: чего ждет бизнес, что предлагают страховщики

Относительно молодой рынок киберстрахования появился в 2017 году. Чем больше было киберугроз бизнесу, особенно в 2022, тем больше компаний задумывалось о страховании от кибератак.

Во втором квартале 2025 года количество целевых кибератак на российские предприятия увеличилось на 26 % по сравнению с тем же периодом прошлого года. По данным исследования «Нейроинформа», наибольшее количество атак пришлось на промышленный сектор (34 % случаев), финансовые организации (28 %) и ИT-компании (16 %). За 2024 год объем российского рынка киберстрахования вырос до 3 млрд ₽, эксперты уверены, что вырастет в этом году до 3,5 млрд ₽.

  • Киберактивность усилилась. Общее количество кибератак на российские компании с января по июнь 2025 года превысило 63 тысячи, что на 27% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Для сравнения количество кибератак на компании в России в 2024 году выросло в 2,5 раза по сравнению с 2023 годом и составило порядка 130 тысяч, из них 26 тысяч критических инцидентов, связанных с финансовыми потерями или остановкой работы компании.
  • Объекты критической инфраструктуры и ритейл на мушке хакеров. За первое полугодие 2025 года российские госструктуры и компании подвергались атакам со стороны 95 различных хакерских группировок, что почти в 2,5 раза больше, чем годом ранее. Две трети всех атак были направлены на объекты критической инфраструктуры. С кибератаками столкнулись Аэрофлот, сеть «Винлаб», 12storeez и другие.
  • Бизнес защищается. Чаще всего страховались от киберрисков в 2025 году представители оптовой и розничной торговли, а также компании в сфере сельского хозяйства.
Киберстрахование 
Киберстрахование 

Выросло число случаев кибершпионажа, вымогательств и атак с политическим контекстом. Преступники охотятся за персональными и медицинскими данными, переписками и коммерческими тайнами. В основном они используют многовекторные ковровые DDoS-атаки, которые сложно выявить. К тому же на такую угрозу трудно быстро среагировать. Также применяются объемные атаки уровня L7, генерирующие массу запросов и выводящие серверы из строя. Главная цель — создать перерыв работы в горячий сезон распродаж или праздников. Так убытки сети «Винлаб» в связи с приостановлением работы магазинов от кибератаки составили более 1 млрд ₽. 12storeez оценили свои убытки от простоя офиса в 23 млн ₽, несостоявшиеся продажи — в 20 млн ₽, а работу приглашенных экспертов по кибербезопасности — в 5 млн ₽. Из-за цифрового терроризма в отношении объекта критической инфраструктуры у компании «Аэрофлот» отменили 42% рейсов, пострадали 20 000 пассажиров, а предварительно суммарный ущерб оценивается до 4 млрд ₽.

Сейчас необходимость киберстрахования понимают как никогда. Да, такой полис не предотвратит инциденты, но компенсирует финансовые убытки при наступлении страхового случая.

Самые уязвимые отрасли для кибератак 
Самые уязвимые отрасли для кибератак 

Киберстрахование включает в себя:

1. Имущественное страхование — защищает внутренние финансовые интересы компании.

2. Страхование ответственности — покрывает убытки, причиненные третьим лицам.

Наполнение страховых программ зависит от специфики бизнеса. Компании, работающие с персональными данными (банки, маркетплейсы), чаще фокусируются на страховании ответственности. Производственные и e-commerce-компании больше заинтересованы в страховании перерывов в деятельности.

Что покрывает имущественное страхование:

  • Потерю прибыли из-за простоя ИТ-систем — аналог перерыва в деятельности в имущественном страховании;
  • Расходы на восстановление систем: ремонт, замена оборудования, ПО;

Что покрывает страхование ответственности:

  • Претензии третьих лиц (клиентов, партнеров, регуляторов) из-за утечки персональных данных и разглашения коммерческой тайны;
  • Юридические издержки;
  • Затраты на восстановление репутации компании;
  • Услуги консультантов по кибербезопасности.

Для того чтобы страховой случай был признан, инцидент должен квалифицироваться как кибератака или киберинцидент:

· Кибератака: целенаправленные действия хакеров, DDoS-атаки, фишинг, внедрение вредоносного ПО;

· Киберинцидент: технические сбои, приведшие к утечке данных или нарушению работы систем.

Полис не покрывает убытки, возникшие в результате:

  • Военных действий;
  • Использования нелицензионного ПО;
  • Повторяющихся инцидентов, если они не были заявлены при заключении договора.

Эти ограничения схожи с исключениями в других видах страхования и направлены на минимизацию злоупотреблений и нестрахуемых рисков.

Киберстрахование: кибератаки на бизнес 
Киберстрахование: кибератаки на бизнес 

Сколько стоит киберстрахование

Тарифы на киберстрахование в России находятся в диапазоне от 0,5% до 2% от страховой суммы (лимита покрытия) по опросам страховщиков.

Цена строится из множества факторов: сфера деятельности клиента, объем покрытия, качество киберзащиты и история инцидентов.

Несмотря на ограниченность ИТ-бюджета и гибкость организационной структуры, малый и средний бизнес тоже начинает страховаться. Спрос на полисы со стороны МСБ особенно активно рос в 2024 году: совокупная страховая сумма составила более 8,5 млрд ₽ против 2,4 млрд ₽ в 2023 году. Коробочные решения для малого бизнеса стоят 80–250 тыс. ₽ в год со страховой суммой 10–50 млн ₽.

Сложности киберстрахования

Страховые компании отмечают несколько сложностей киберстрахования.

Во-первых, отсутствие накопленной практики заключения договоров, разнородность рисков в зависимости от масштаба и специфики развития ИТ-инфраструктуры клиента

Во-вторых, отсутствие нормативно закрепленной методики оценки цифровых рисков и нехватка киберсюрвейеров: специалистов по расследованию инцидентов и анализу последствий.

В-третьих, частое замалчивание данных заказчиками создает увеличение времени для корректного андеррайтинга, расчета страхового тарифа и резервирования.

В-четвертых, штрафы обострили ответственность за потерю персональных данных клиентов. В 2025 году закон «Об оборотных штрафах» ввел требования к обеспечению кибербезопасности, штрафы за утечку персональных данных и нарушения в защите информации составили для юридических лиц от 50 000 до 500 000 ₽. Для сравнения объем мирового рынка страхования от краж личных данных в 2024 году составил 6,81 млрд $.

Киберстрахование: что покрывается полисом 
Киберстрахование: что покрывается полисом 

Мы пообщались с Максимом Сапожниковым, замгендиректора страхового брокера АСТ, чтобы разобраться в самых обсуждаемых вопросах киберстрахования.

— Что дает бизнесу киберстрахование?

Сапожников: Киберстрахование включает в себя несколько степеней защиты финансовой устойчивости компании. Первая степень защищает от непредвиденных расходов на ИТ-консультантов, помогающих спасти бизнес в момент и после атаки. Вторая степень покрывает затраты на юристов, помогающих в работе с претензиями третьих лиц. Третья степень возмещает физический ущерб оборудованию. Четвертая степень покрывает ущерб от перерыва или снижения коммерческой деятельности. Пятая — расходы на восстановление деловой репутации.

— Максим, вы сталкивались с непониманием необходимости киберстрахования? Например, киберстрахование не работает.

Сапожников: Сталкиваемся регулярно. Обычно такая реакция у людей, кто не хочет погружаться в технически сложную и закрытую область деятельности компании. Проще сказать, что киберстрахование не работает.

Только вот хакеры никого не спрашивают, они просто устраивают страховые случаи. Или нестраховые для тех, кто не застрахован.

— А есть те, кто страхуется?

Сапожников: Ответственно заявляем: кто разбирается в киберстраховании, уже купил покрытие. Можно назвать это «постелить соломку», а можно сказать, что защитили баланс компании от непредвиденных расходов и потери дохода.

— Какие подходы к киберстрахованию в разных отраслях бизнеса?

Сапожников: Кибер — он разный. Для одних это защита рисков ответственности, для вторых — имущества и денежного потока. Для третьих — всего вместе.

Кибер бывает промышленный, а бывает „офисный“, однако ущерб измеряется одинаково — в рублях и днях простоя. Параметры договора страхования могут меняться, но суть остается: кибератака внезапно воздействует на баланс компании, отклоняя его в красную зону. Одни компании более устойчивы и найдут резервные средства, а другие словят риск и потеряют долю рынка. Но больно в этом случае будет всем.

Максим Сапожников, АСТ

— Чем урегулирование страхового случая от кибератак отличается от классических видов, например, страхования имущества?

Сапожников: Принципиально ничем! На первом шаге зафиксировать факт страхового случая, на втором — посчитать ущерб.

Понятно, что первопричину кибера будут исследовать не классические лосс-аджастеры, а ИТ-эксперты. Они же вместе с заказчиком сформируют список последствий, которые финансовые эксперты-форензики облачат в суммы ущерба.

Вспомните ранее широко распространенное банковское страхование BBB. Там тоже по расследованию страховых событий работали специально обученные аваркомы-Пинкертоны.

— Скептики говорят: ну кто же пустит страховщиков в ИТ-системы клиента?

Сапожников: Мы отвечаем: хакеры там уже были без спроса!

— Некоторые утверждают, что отсутствует методика расчета ущерба от киберперерыва в деятельности.

Сапожников: Страховой рынок с начала 2000-х страхует риски перерыва в деятельности предприятий (BI — Business Interruption). Вы думаете, расчет BI вертикально интегрированного холдинга по нескольким предприятиям легче, чем расчет ущерба от cyber? Мы уже более 20 лет решаем в качестве страхового брокера или консультанта разные бизнес-кейсы в этой сфере, помогая клиентом урегулировать выплаты со страховщиками.

— Как защитить свой бизнес от кибератак?

Сапожников: Если вы хотите программу страхования киберрисков, индивидуально разработанную под ваш бизнес, то, во-первых, стоит обратиться к страховому брокеру АСТ, обсудить сценарии, от которых компания хочет застраховаться. Во-вторых, заполните анкету, подключив ИТ-отдел в части описания уровня защиты. В-третьих, получите от нас котировки рынка, пояснения по страховому покрытию, нюансы по выплатам. Это занимает время, но заранее проработанные условия по страхованию от кибератак в руках у риск-менеджера являются весомым аргументом во внутренних обсуждениях с руководством и собственниками бизнеса.

— Недавно законодательно ввели поправки об оборотных штрафах из-за утечки данных. Юристы обсуждают, страхуются ли штрафы.

Сапожников: Страхование не покрывает беспечность, независимо от того, это ИТ-система или неработающий пожарный гидрант. Штрафуют компании за повторный взлом, а это уже событие, которое нельзя назвать внезапным и непредвиденным. Страховой рынок вряд ли захочет нести на себе риски высоковероятных событий.

Рекомендуем смотреть в область непредвиденных расходов и упущенного дохода при страховом случае. Не все компании имеют возможность сформировать резервный финансовый фонд на черный день, поэтому киберстрахование — это хороший инструмент защиты.

Начать дискуссию