Как поиграть шрифтами и не проиграть: успешная коммуникация с дизайнером мерч-агентства
Сегодня хотим рассказать о том, как настроить взаимодействие с дизайнером, чтобы результатом вашей совместной работы стал крутой мерч: модный, удобный, с нужными смыслами. Такой мерч, который хочется всем показывать, о котором говорят. И неважно, это ваша первая коллекция, или вы уже испробовали много разных форм и фактур, и хотите свежих идей.
В создании статьи участвовал отдел дизайна Arnika gifts design, поэтому в тексте вы найдете комментарии от наших мерч-художников.
Предисловие
Обычно клиентов не подпускают к дизайнерам: все коммуникации в рекламных агентствах проходят через отдел продаж, а дизайнеры могут присутствовать на встречах только для того, чтобы лучше понять обратную связь.
Немного иначе устроено у нас в Arnika gifts design. Отдел дизайна — это драйвер создания всех креативных концепций (не зря в этом подразделении даже больше сотрудников, чем в отделе продаж). Так что дизайнер может как сам презентовать свою концепцию заказчику, так и общаться в рабочих чатах с представителями «той стороны». Да и предложение мы почти всегда строим не на товарной подборке, а собственно на концепции, которая решает коммуникационную задачу клиента.
У меня запрос
Начнем с начала, а именно, с обращения в Arnika gifts design. Самый популярный запрос звучит так: хочу мерч с крутым дизайном! Наш ответ: отлично, вы по адресу! Первый этап работы — сбор информации. Вместе с менеджером клиент заполняет бриф-опрос, где отражаются все важные параметры: для чего нужен мерч, планируется ли какое-то мероприятие, какой бюджет, сроки, пожелания и множество других нюансов.
Не все любят заполнять брифы, но в конечном счете это гарантирует успех. Например, если мы будем знать, что мерч вы будете рассылать, то мы вряд ли предложим вам включить в набор хрупкую посуду, ну или сразу предусмотрим расходы на разработку индивидуальных ложементов и обрешетку груза.
Лайфхак для тех, кому сложно даются брифы: попросите нас вам помочь. Мы организуем встречу с участием дизайнера и аккаунт-менеджера, на которой зададим все нужные вопросы. Мы часто включаем отдел дизайна в работу с запросом с самого начала для того, чтобы ускорить подготовку предложений и сделать их более точными. Ведь наши заказчики — это пиарщики, маркетологи, hr-специалисты, менеджеры по развитию, то есть, сотрудники, которые могут заказывать мерч впервые. Иногда их запрос приходится «расшифровывать», а на языке образов, референсов из портфолио, мудбордов это бывает проще сделать.
Кстати, при поступлении вашей заявки мы сразу закрепляем за вами персонального менеджера — так вам не придется по нескольку раз объяснять одно и то же разным сотрудникам.
Идея и брендбук
Бриф заполнен, теперь приходит время творить искусство, то есть, разрабатывать дизайн-концепции. В Arnika gifts design эта задача возложена на отдел дизайна, где смыслы обретают свою визуальную форму.
По умолчанию концепция строится на двух китах: идея и брендбук. Но у клиента может не быть ни того, ни другого, или наоборот — есть уже готовая концепция целиком. Давайте рассмотрим разные варианты.
Есть брендбук, но нет идеи
В этом случае с идеей помогут наши дизайнеры, концепт мы предложим, руководствуясь ценностями вашей компании и позиционированием, а также информацией из брифа — ситуацией использования, описанием целевой аудитории.
Всегда очень помогает совместный подбор референсов, создание мудбордов. Также если возникла своя классная концептуальная идея, можно ее визуализировать и предложить клиенту.
У нас большой опыт в создании мерча, в нашем портфолио достаточно кейсов, созданных по разным поводам, у каждого дизайнера есть личные наработки. В каких-то случаях не стоит изобретать велосипед, можно смело использовать привычный для задачи формат в свежем прочтении. Но мы особенно рады клиентам, которые настроены на индивидуальные проекты: мы часто шьем текстиль с нуля, изобретаем сложносоставную упаковку, подбираем нестандартную продукцию и т. д.
Нет ни брендбука, ни идеи
Отсутствие брендбука — это не конец света. В целом, для старта хватит и логотипа в векторе. Мы можем предложить свои варианты нанесений, основываясь на стиле сайта, целевой аудитории и отрасли бизнеса. Кстати, наши дизайнеры не всегда полагаются строго на брендбук (даже если он есть), привнося что-то новое, чтобы выделить конкретную коллекцию мерча или вложить особенные посылы.
Когда нет брендбука, задача, конечно, усложняется. Однако мы стараемся максимально погрузиться в сферу и потребности клиента и создать фирменный стиль. Если этого не сделать, у нас получится просто продукция с логотипом. Можно создать с нуля фирменный паттерн, подобрать фразы для нанесения с отсылками к отрасли или выделить элементы из логотипа и сделать их самостоятельными элементами дизайна.
Нередко подобные задачи перерастают в большой брендинговый проект. Чтобы помочь клиенту сформулировать ценности компании, обрести лицо бренда, мы включаем в рабочую группу маркетолога и контент-менеджера. Получается, что отправляя запрос на мерч, клиент хотел на самом деле узнать свою корпоративную идентичность, так что первым делом мы оказываем услуги по разработке фирменного стиля, а уже потом беремся за мерч и подарки. Такие проекты занимают много времени и усилий, поэтому задача превращается в отдельный блок работ со своим бюджетом.
Есть готовая дизайн-концепция
Конечно, мы можем создать мерч и по готовой дизайн-концепции от клиента, с этим нет никаких проблем. Порой роль играет время — необходимо получить заказ в сжатые сроки. В таком случае в поддержку готовой концепции мы выбираем бланковые позиции из каталога — они уже лежат на складе, осталось лишь сделать нанесение принтов. Приятный бонус: это будет дешевле индивидуальной разработки.
Кстати, даже при таких условиях можно создать уникальный продукт. Например, для кейса компании РОСМЭН мы применили оригинальную печать на подкладке рюкзака, «спрятав» в кармане изображение фирменного слона. В данном случае модель была отшита индивидуально, но такую печать можно сделать и на готовом изделии из каталога — многие модели от поставщиков специально адаптированы под разные опции печати. Также приведем в пример эффектную круговую УФ-печать на бутылке для кейса компании Ficus, превратившую обычный продукт в индивидуальный аксессуар.
Есть готовый макет
Оригинал-макет — это техническое задание на печать. В файле макета схематически изображен товар, на нем размещен принт, отмечены его размеры, метод нанесения, отступы и другие важные детали.
Если у клиента полностью готов макет для печати, он в обязательном порядке пройдет проверку и в нашем отделе дизайна. Практика показывает, что хотя бы минимальные корректировки все равно потребуются. Оригинал-макет должен быть откалиброван под технические требования методов нанесения (допустимая толщина линий, разрешение полноцветных изображений, вылеты за линию реза или край изделия и другие нюансы). Наши дизайнеры знают все тонкости производства и сделают ваш макет на 100% реализуемым в жизни. Тут без ложной скромности скажем: наши клиенты часто хвалят нас за то, что реальная продукция в руках полностью совпадает с изначальной визуализацией!
Если нужно успеть сдать проект как можно скорее, то наличие четкого ТЗ и готового дизайна нанесения облегчит работу для всех. Наша задача в данном случае — только подогнать макет под технические требования и запустить в производство. Но мне интереснее, конечно, работать с более сложными задачами и вкладывать частичку своей фантазии в проект. Так я чувствую свою причастность.
Клиент + дизайнер = команда?
Однозначно — команда, и никак иначе. О ключевых посылах, которые необходимо внести в дизайн, может рассказать только клиент. Если у клиента к тому же есть свои идеи — это замечательно! Но дизайн-концепцию, которую можно воплотить в жизнь в реальном паке мерча, может создать только дизайнер, специализирующийся в сфере бизнес-подарков и знакомый с технологиями нанесения принта, пошива, полиграфической печати. Только работая в одной команде, можно получить лучший результат!
Я всегда за активное участие клиента в процессе, за идеи, переживания, и вообще все возможные эмоции! Если требуется мозговой штурм, я и мои коллеги с удовольствием принимаем личное участие в коллективных обсуждениях идеи с менеджером проекта и клиентом.
Мерч с крутым дизайном — это…
…всегда результат совместной работы и взаимопонимания между клиентом и дизайнером! Важно, чтобы обе стороны были открыты к диалогу и готовы делиться своими идеями и видением. Позиция Arnika gifts design такова: клиенты должны чувствовать себя свободно в выражении своих творческих мыслей и задумок, а дизайнеры — внимательно их выслушивать и улавливать смыслы, которые помогут создать уникальный и запоминающийся продукт. Вложение идеи и смыслов в каждый проект делает его по-настоящему особенным и ценным. Командная работа неравнодушных людей действительно может привести к выдающимся результатам.
Нам с коллегами всегда очень радостно видеть готовый мерч особенно, на фото и видео с мероприятий. Тогда мы остро ощущаем, что все, что делается, — делается не просто так!
Топ пожеланий заказчикам от дизайнеров
- Делайте мудборды, ищите референсы. Это действительно помогает говорить на одном языке.
- Искать референсы проще всего в портфолио агентства, в которое вы обращаетесь. «Хочу так, но вот тут иначе…» — объяснение, которое будет понятно и дизайнеру, и менеджеру, и закупщику.
- Всегда храните под рукой логотип в векторном формате. Создание мерча — не единственная задача, для которой он понадобится.
- Помните, что индивидуальная разработка мерча требует времени, но и готовые бланковые вещи можно преобразить до неузнаваемости. Не ставьте крест на «каталожке».
- Выбирайте агентства, которые специализируются на мерче, а не рекламные агентства широкого профиля. Нельзя одинаково хорошо знать правила установки наружной рекламы и технические требования для вышивки.
- Будьте честными. Если агентство подготовило для вас бесплатную визуализацию, не стоит передавать ее в другие компании для расчета заказа. Репутация есть не только у подрядчиков, но и у заказчиков.
- Не затягивайте с обратной связью. Если вам трудно выразить свое отношение к дизайн-подаче, сформулировать, что не нравится, или у вас есть сомнения, понравится ли она вашему руководителю, — расскажите нам об этом прямо. Мы часто проводим защиту проекта у заказчика и от первого лица помогаем закрыть все вопросы.
- Разработка хорошего дизайна и тем более, концепции коммуникации, занимает достаточно времени. Будьте готовы к тому, что это стоит денег.
- Используйте потенциал мерча в полную силу. Он действительно решает задачи бизнеса: помогает найти контакт, монетизировать бренд, поддержать лояльность ценных специалистов. Надо только правильно его настроить.