Не Ариалом единым: зачем покупать шрифты в 2023 году
Шрифт, как и написанный им текст, работает на задачи компании — передаёт её ценности, помогает делать понятными сайты, брошюры, логотипы. Есть много хороших бесплатных шрифтов, но есть и платные: о том, зачем их покупать, расскажет Мишель Черевкова — арт-директор в дизайн-студии SUETA. TEAM.
Почему шрифт — лицо брендов и зачем заморачиваться в его выборе
Шрифт — это голос, которым бренд говорит с клиентами. Он может использоваться и в логотипе, и на сайте, и для бумажной продукции. Логично, что один и тот же бренд может пользоваться разными шрифтами. При этом чаще всего прибегают к стандартным: Arial, Times New Roman, Calibri и прочим подобным. Они смотрятся нормально, если напечатать ими любой текст — от инструкции к газонокосилке до философского трактата. Они бесплатные и безопасные, потому что их легко прочитать. Но они же делают текст обезличенным, похожим на все другие. Шрифт может быть обычным и одинаковым на всех платформах, но тогда и бренд, скорее всего, будет восприниматься как простой и массовый. Платный шрифт для одной или нескольких точек касания с клиентом может помочь отстроиться от такого восприятия. В чём он может помочь — разбираем на примерах.
Правильно отразить основной посыл и характер
Для того, чтобы понять, как важно выбирать соответствующие форматы шрифта, сравните две картинки ниже. Оцените, как шрифт может повлиять на посыл и общее впечатление.
Например, этот плакат строгий и призывающий.
А это похоже на непонятную вывеску, которую не спасает даже изображение брутального рабочего.
«Почувствовать» текст и его характеристику — то же самое, что познакомиться с продуктом и понять, какой он.
Так, тонкий шрифт с засечками на логотипе Vogue ассоциируется с изящностью и дороговизной, а крупный и бескомпромиссный шрифт на советских плакатах будто на уровне подсознания призывает нас встать по струнке.
Зачем это бренду: шрифт поможет сделать его узнаваемым и «присвоить» соответствующее настроение, которое будет распространяться на все материалы.
Сделать текст легко читаемым
Хорошо оформленный текст люди читают быстрее и с большим удовольствием. И если с длинными текстами неплохо справляются стандартные бесплатные шрифты, то для заголовков, подзаголовков и логотипов лучше поискать что-то более индивидуальное.
Зачем это бренду: чтобы все тексты хорошо воспринимались читателем.
Понятный шрифт — маст-хэв не только для сайта или бумажной продукции, но и для, например, приложения, карточек в соцсетях или наружной рекламы.
Отразить tone of voice бренда
Шрифт — это стилеобразующий элемент компании наряду с логотипом и цветовой палитрой. Например, дружелюбные буквы из логотипа «Союзмультфильма» узнаются едва ли не лучше, чем название студии.
А у компании Яндекс и вовсе есть свой собственный узнаваемый шрифт Yandex Sans: он хорошо подходит для кириллицы, читается на всех устройствах и одновременно узнаваемый. Своим начертанием он рассказывает про бренд: и шрифт, и компания — открытые, умные, современные, нейтральные, технологичные
Зачем это бренду: выделиться на фоне других, отстраниться от конкурентов и стать узнаваемым.
Как подобрать шрифт
Для оформления всего контента компании обычно нужно один-три шрифта в разных начертаниях (жирный, полужирный, курсив) — этого достаточно.
Для выбора шрифтов компания может пойти тремя путями:
- Найти и использовать бесплатные шрифты. Ещё они называются «шрифты с открытой лицензией (Open Font License)». Это значит, что шрифты можно использовать в коммерческих целях и не платить. Среди самых популярных — Arial, Times New Roman, Roboto (текст, который вы сейчас читаете, набран именно им) , Open Sans, Montserrat и другие. При выборе такого шрифта нужна осторожность: бывают интересные бесплатные шрифты, но их часто разрабатывают и выкладывают студенты в рамках учебных проектов, поэтому качество у них соответствующее.
- Присмотреться к платным шрифтам. А их великое множество. Цена может варьироваться от 1 000₽ до бесконечности. Всё зависит от того, сколько языков, альтернативных знаков и лигатур поддерживает шрифт, как применяется и, конечно, какая на него действует лицензия. Шрифты можно подобрать в библиотеках или на сайтах дизайн-студий, например:
> Paratype — российская компания, создающая шрифты, одна из самых известных в стране, они принимали участие в создании знака рубля (₽);
> Google Fonts — одна из самых больших библиотек шрифтов в мире;
> type. today и их проект tomorrow— магазин шрифтов и дизайн-студия, где можно найти платные и бесплатные шрифты;
> дизайн-студия SUETA. TEAM — создаёт шрифты в рамках разработки целостной концепции брендинга для компаний. Разработать для своей компании полностью дизайнерский шрифт. Правами на его использование будет обладать только ваша компания, а сам текст будет адаптирован под задачу. Он будет хорошо смотреться на всех нужных платформах: так, собственный шрифт Сбера имеет разные начертания для документов, банкоматов, заголовков и других целей. Внутри собственного шрифта компании будут все символы, которые нужны бренду. И никаких проблем с авторскими правами.
Об это подробнее.
Один из наших кейсов — создание шрифта для PR-агентства
Агентство RODNYA пришли к нам с запросом сделать ребрендинг в минималистично стиле без использования дополнительной графики. Стандартный шрифт без узнаваемых элементов превратил бы бренд в безликую и похожую на другие картинку.
Мы нашли решение — создать авторский шрифт, который будет подчёркивать характер бренда и не утяжелять визуальный образ.
В наших представлениях графичный и грубый шрифт гармонично бы вписался в общий стиль, чтобы уровнять мягкость фирменного элемента, который решили оставить, — вязаную варежку.
Создание шрифта шло в тесной коммуникации с клиентом. После каждой итерации мы сверялись и дорабатывали концепции. Изначальные варианты были с использованием пиксельной техники.
И с визуально вязаным шрифтом.
Финальный вариант — пунктирный шрифт, у которого получилось объединить, и вязаную варежку за счёт схожести со стежком, и минималистичность за счёт пунктирной линии, которая является единственным графическим элементом в брендинге.
Созданным шрифтом PR-агентство RODNYA будет оформлять только крупные заголовки, логотип и акценты, а для основного текста будет использоваться понятный и привычный шрифт Manrope.
Посмотрите, как шрифт RODNYA смотрится на мерче и плакатах.
Этот кейс — пример того, как проработанный шрифт со всеми пожеланиями клиента может закрыть сразу несколько задач:
- запомниться аудитории и выделиться;
- выразить свой характер и настроение;
- сделать гармоничную дизайн систему, где каждый элемент будет дополнять другой: от логотипа до букв в основном тексте;
- легко адаптировать материалы на разных площадках и материалах;
- продумать уникальный стиль, который станет отражением внутренних ценностей создателя и компании.
Шрифт — это центральный элемент айдентики, поэтому так важно не только уметь работать с готовым, но и знать о возможности создания своего.
Приходите к нам делать брендинги и креативить над шрифтами, которые помогут вашему бизнесу стать узнаваемым и востребованным.
А ещё присоединяйтесь к нашему тг-каналу, где мы ежедневно выкладываем посты для насмотренности, делимся интересными идеями и рассказываем, как сами применяем их в проектах.