Нейронные связи. Нейросеть покоя и нейросеть активности. И как на это влияют грибы
Ты в период отдыха, и ты в период продуктивности – это два разных человека. Всё дело в том, что в эти периоды разные системы мозга определяют поведение, действия, ход мыслей и реакцию на окружающий мир. И если системы работают «как надо», то переключаются мягко и незаметно. Но, если есть сбой, то человек его ощущает как «тот самый СДВГ». Попробуем разобраться, что здесь можно пофиксить.
Работа растительных адаптогенов и грибов – это верхушка айсберга. Если проводить аналогию с авто, их можно сравнить с удобным сиденьем, качественным бензином или спойлером… Но именно ваш «образ жизни» это то, как ведет себя пилот за рулем гоночного болида. Как улучшить сборку, узнаете в материалах Нейромицелий. А вот сами инструменты и детали найдете у ребят из TRUE. Подписывайтесь на оба канала, чтобы системно прокачивать свои возможности!
Базовая сеть покоя и сеть активности. Что это, и как работают?
Наше поведение определяется работой мозга. Есть «протокол работы» для состояния сна, есть «протокол работы» для игр и сериалов, и точно такие же «протоколы» для разных типов активности. И каждый из них важен по-своему. Если уметь его использовать.
Мозг не компьютер
Мозг не компьютер, а скорее музыкальный оркестр. И виды активности определяются его «тональностью» и «громкостью». То, насколько человек способен радоваться победе, бросаться в битву, убегать от опасности – определяется его способностью «включить эту музыку». И музыка играет постоянно, только исполняется разными группами.
Есть разные сети активности, которые включаются в ответ на определенный стимул или мотив. В моем мозге сейчас работают группы нейронов, отвечающих за написание текста и сведение мыслей в единое русло. Ваш мозг наоборот, работает над расшифровкой образов и смыслов. Разные задачи, но схожий «вайб».
Суть в том, что каждая из сетей, определенных под задачи – занимает лишь часть мозга. То есть, при беге на дистанцию, игре в шахматы, просмотре фильма или написании отчета, будет активирована одна, и довольно малая часть мозга. Что и подтверждают снимки МРТ. Отсюда и растут корни у мифа: «мы используем мозг на 10%».
Что делает сеть покоя?
На фоне этого существует базовая сеть покоя. Это то, как мозг поддерживает свою работу, когда ничего не происходит. В это время, его еще можно определить как время скуки, мозг существует в созерцании мира и переборе стимулов. Это не сон, а именно что «ничегонеделание».
Именно работа сети покоя помогает включиться и «переосознать» деятельность. Что я делаю. Что еще не сделал. Что лучше начать делать. То есть, это время конкретная часть мозга перебирает «возможности», куда будет уместнее направить силы организма.
Самое главное это то, что сеть состояния покоя для нас критически важна. По сути, моменты скуки – это симптомы её работы. Без неё человек не может перепроверить себя «а чем вообще я занимаюсь?». Он подхватывает готовые концепции и следует им безоговорочно. Или, что еще хуже, его начинает разрывать желание постоянного переключения.
СДВГ и тревожность. Как дефицит дофамина не дает жить?
Итак, есть системы для «активной работы» и система «пассивной работы». Как мозг понимает, какую систему нужно задействовать? Одна из теорий, и об этом подробно рассказывает Эндрю Губерман, описывает роль дофамина, как регулятора «включения» той или иной сети.
Переключение между сетями
Дофамин в теле – это нейромедиатор, для сокращения мышц и двигательной активности. Но дофамин в мозге – это нейрогормон, который помогает «включиться в работу». Если у нормального человека дофамин вызывает «внутренний раж» и стремление фигачить дела, то у человека с СДВГ, дофамин вызывает скорее «состояние спокойствия и умиротворения», с полным пониманием, что именно ему нужно сейчас делать.
Когда дофамина много, то организм легко переключается из одного состояния в другое и удерживает его. Если вы отлично потренировались в зале и идете домой, то можете словить это «состояние мыслительного потока», когда мир вокруг прост и понятен, а вы – расслаблены и спокойны. Большое количество дофамина помогает вам держать это состояние, пребывая в покое.
Когда дофамина мало, то мозгу сложно «зацепиться» за конкретное состояние. Сам факт постоянного переключения способствует тому, чтобы снова и снова гнаться за ускользающими возможностями. Проверять почту, новости, соцсети. Постоянно искать что-то «более значимое», разочаровываться и начинать поиски заново.
Как грибы помогают балансировать?
Грибы как раз помогают в двух направлениях. Речь, конечно же, про ежовик гребенчатый и красный мухомор. А также кофеин. У этих трех инструментов разные векторы действия, но они помогают навести общий фокус. Главное – использовать с умом.
Мусцимол мухоморов налаживает ГАМК/глутаматный баланс. За счет чего мозгу проще «не отвлекаться на стимулы». Работоспособность или состояние покоя становятся более инертными. Сохранять фокус на работе проще.
Ежовик запитывает нейрогенез. За счет чего нейронные сети мозга проще устанавливают контакт друг с другом и эффективнее «готовы к коммуникации». Удобно для жизни в неопределенной ситуации и избыточном внешнем давлении.
Кофеин, сам по себе, отлично повышает чувствительность рецепторов дофамина и норадреналина. И тем самым задает стабильное погружение и ровную работоспособность для людей с СДВГ, а также прилив мотивации и сосредоточенности для тех, кому нужно разгребать задачи.
Нейронные связи и нейронные сети. Твой темп работы
Первое, и самое важное, скучать – полезно. Скука, это возможность мозга пересобрать свои цели и ориентиры в единую систему, с которой можно будет работать. Достаточно эффективно и в долгосрок.
Важно не нагружать мозг 24/7 стимулами и развлечениями, а стабилизировать работу, лавируя между периодами напряженной работы и мыслями «ни о чем». Это поможет найти свой темп или свою нишу, максимально адекватную по соотношению деньги/счастье.
Как улучшить работу мозга в целом, узнаете в материалах Нейромицелий. А вот сами инструменты и топливо для нейронов найдете у ребят из TRUE. Подписывайтесь на оба канала, чтобы системно прокачивать свои возможности!