Как не разрушить бизнес и отношения: ключевые риски партнёрства

Статья подготовлена по мотивам выпуска подкаста «Право на бизнес» — «Бизнес в партнёрстве: вместе к росту или в суд». В подкасте мы обсудили эту тему более подробно. Ссылка на подкаст и контакты — в конце статьи.

Почему партнёрство является зоной риска

Большинство предпринимателей начинают бизнес не в одиночку, а в партнёрстве с друзьями, бывшими коллегами, членами семьи. Некоторые привлекают партнёров позже, на этапе масштабирования проекта или кризиса.

Очевидны плюсы партнерства:

  • Объединение ресурсов — финансовых, интеллектуальных, административных. Партнёры делят затраты, знания, связи и возможности.
  • Разделение ролей — кто-то отвечает за продукт, кто-то за продажи, кто-то – за операционные вопросы.
  • Психологическая поддержка — предпринимательская деятельность связана с постоянным риском, а следовательно – высоким уровнем стресса. Пережить его совместно с кем-то существенно легче.
  • Мотивация и дисциплина — когда ты не один, проще держать темп, не сдаваться и соблюдать договорённости.

Увы, помимо очевидных плюсов, партнерство сопряжено и с высокими рисками, особенно, когда в бизнес проникают личные отношения (и наоборот). Любой конфликт в одной из сфер может перерасти в проблемы в другой.

По статистике, 32% партнёров сталкиваются с серьёзными противоречиями уже в первые 1–2 года работы (Источник: исследование VC.ru).

Часто такие конфликты перетекают в судебные споры, которые затягиваются на несколько лет и вредят не только учредителям, но и бизнесу. Причины конфликтов могут быть разными, но часто они связаны с тем, что на старте многие важные моменты не обсуждаются (зачем делить шкуру неубитого медведя?)

В этой статье — конкретные рекомендации от юристов и предпринимателей, как построить партнёрство на юридически прочном фундаменте.

Шаг 1. Выберете правильную форму для ведения совместного бизнеса

Совместный бизнес часто ведется через самозанятость / ИП одного из партнеров, что позволяет оптимизировать налоги: нет необходимости уплачивать налоги на доходы юридического лица, а затем – на дивиденды учредителей.

Риск такой модели в том, что один из партнеров является фактическим участником, но не «юридическим» участником бизнеса, его права и обязанности не регламентированы.

Для таких случаев закон предусматривает особую форму – договор простого товарищества, однако он редко подписывается, а практика его исполнения и защиты – весьма спорная. Кроме того, такая форма предпринимательства не позволяет пользоваться некоторыми налоговыми льготами.

Таким образом, если вы собираетесь вести бизнес совместно с кем-то, мы рекомендуем рассматривать форму юридического лица, как правило, это ООО.

Шаг 2. Распределите доли в бизнесе

Если вас двое – не рекомендуем распределять их 50/50 несмотря на то, что это кажется справедливым решением. К сожалению, в случае последующих разногласий вы столкнетесь с большими трудностями.

Решением может стать:

  • Распределение долей 49/51
  • Приглашение третьего партнера

Шаг 3. Обсудите всё, что вам важно

По нашему опыту рекомендуем вынести на обсуждение следующие вопросы:

  • Как будут распределяться ваши роли и зоны ответственности?
  • Как вы будете принимать ключевые решения (и какие решения являются ключевыми)?
  • Как будут решаться финансовые вопросы, включая вопросы учета и контроля?
  • Как будет осуществляться вход в бизнес и выход из него? Возможен ли он для наследников и (или) супругов?
  • Как вы планируете решать возможные конфликты и разногласия?

Подробнее – смотрите наш гайд.

Эти вопросы можно обсудить самостоятельно или пригласить фасилитатора – например, юриста.

Шаг 4. Зафиксируйте договоренности в юридических документах

Устав ООО — обязательный документ, но часто используется типовой. Он не учитывает ваши договорённости и не защищает от нестандартных ситуаций.

Корпоративный договор — необязательный, но крайне важный документ, который регулирует:

  • Порядок принятия решений
  • Условия распределения прибыли
  • Процедуру выхода и вступления участников

Шаг 5. Решите, кто будет генеральным директором

Когда директором становится один из партнёров (особенно при доле 50% и более), у него оказывается почти неограниченная власть. Важно заранее:

  • Определить перечень сделок, требующих согласования
  • Установить ограничения на действия генерального директора
  • Прописать последствия злоупотребления полномочиями

Также возможны альтернативы — например, генеральным директором может быть назначено третье лицо (не участник бизнеса) или может быть привлечена управляющая компания.

Выводы

Эффективное партнёрство в бизнесе основывается не столько на личных отношениях, сколько на чётко выстроенной системе договорённостей и обязанностей. Чем она прозрачнее, тем выше шансы сохранить как бизнес, так и отношения. Юридическое оформление всех договоренностей — это не проявление недоверия, а признак осознанного подхода к совместному проекту.

Ссылки и контакты

Вам также может быть интересен полный выпуск подкаста «Право на бизнес» посвященный теме партнерства. Он доступен по ссылкам:

Авторы статьи и участники выпуска:

  • Ведущая выпуска: Мария Кашникова, налоговый юрист для стартапов: https://kashnikova.ru/
  • Виктор Миронов — руководитель Санкт-Петербургского фонда развития бизнеса, управляющий директор и партнёр КГ «ТИМ», https://teamgroup.ru/
  • Илья Трофимов — партнёр и руководитель юридического направления КГ «ТИМ» Сайт КГ «ТИМ», https://teamgroup.ru/

Подписывайтесь на наши телеграм-каналы, чтобы не пропустить полезные материалы по этой и другим темам:

Начать дискуссию