Почему не все грузы можно перевозить пассажирскими рейсами? Особенности грузовых и пассажирских авиаперевозок
Меня зовут Роман, я пятнадцать лет проработал в аэропорту, пройдя почти все места обслуживания самолёта – от стойки регистрации до руководства инспекцией контроля качества. В этой статье мой краткий ликбез о грузовых авиаперевозках.
Самолёты, как и любой другой транспорт могут иметь различное назначение. Авиация бывает государственная, экспериментальная и коммерческая. Государственные самолёты участвуют в боевых действиях, тушат пожары, перевозят государственных служащих, лежачих больных. А коммерческие самолёты возят пассажиров с багажом и грузы с почтой.
Коммерческие рейсы везут всё вместе, ведь у магистрального пассажирского самолёта всегда есть, как минимум, две палубы. На верхних летят пассажиры в своём салоне и размещается экипаж, а на нижней палубе располагаются багажно-грузовые отсеки, где летит багаж пассажиров, а кроме него коммерческие грузы и почта.
Пассажирские самолёты и грузовые перевозки
Багажно-грузовые отсеки пассажирского самолёта рассчитаны в первую очередь на перевозку багажа пассажиров. У груза самый низкий приоритет. Да и внутри самих грузов тоже имеется определенная приоритетность. Поэтому даже наличие оформленной грузовой авианакладной на конкретный рейс вовсе не означает, что груз улетит именно этим рейсом. Решение будет приниматься непосредственно под бортом самолёта.
Причин, по которым груз может не улететь на рейсе пассажирского самолёта, много. Если из-за погодных условий командир самолёта захочет взять большую заправку, то для сохранения массы самолёта в рамках ограничений он может отказаться от всего груза, либо его части. Так же груз, занимающий больше объёма, чем багаж пассажиров, может не поместиться в багажник самолёта.
Кроме того, некоторые категории грузов, обозначаемые САО (Cargo Aircraft Only), нельзя перевозить на борту пассажирских самолётов. Обычно, к категории САО относятся некоторые особо опасные грузы, либо опасные грузы в больших объёмах, но зачастую для перевозки особо габаритных грузов тоже сгодится только грузовой самолёт.
Грузовые самолёты: типы и задачи
Грузовые самолёты отличаются от пассажирских тем, что предназначены только для грузовых перевозок.
Некоторые грузовые самолёты переделываются из пассажирских, в них врезаются грузовые двери, а бывшая пассажирская палуба оборудуется для перевозки грузов в пакетированном варианте, при котором грузы перевозятся в специальных загрузочных устройствах – ULD (Unit Load Device). Таким термином обозначают контейнеры и паллеты. Некоторые грузовые самолёты производятся в таком варианте сразу на заводе.
А ещё существуют специальные грузовые самолёты для перевозки особо габаритных грузов с собственной грузовой рампой, такие как отечественные Ил-76 или Ан-124 «Руслан», а среди зарубежных наиболее широко используется Боинг-747 в грузовом варианте. У грузовых самолётов тоже есть свои рейсы, но оформление груза на конкретный самолёт означает с максимальной вероятностью, что груз улетит на своём самолёте.
Когда грузу нужен только грузовой самолёт
Какие же грузы могут перевозиться только на грузовых самолётах? В первую очередь это опасные грузы категории САО. Эта категория была введена ICAO только в 2013 года.
Сейчас это наиболее актуально для современной электроники, содержащей литий-ионные аккумуляторы. Естественно, на борту пассажирского самолёта можно перевозить ноутбуки и телефоны, но для грузов имеются определенные ограничения, без которых электронику можно грузить только на грузовые самолёты.
На пассажирских самолётах нельзя перевозить некоторые сжатые и сжиженные газы, легковоспламеняющиеся жидкости с низкой температурой воспламенения, некоторые химические реагенты, взрывчатые вещества, а также токсичные материалы.
Также в багажно-грузовые отсеки пассажирского самолёта не поместятся некоторые крупногабаритные грузы, которые не поместятся по габаритам на борт пассажирского самолёта.
Некоторые грузы требуют доставку в те аэропорты, куда пассажирские самолёты летают редко, либо перевозят малое количество пассажиров и не могут взять много груза.
Отличный пример – перевозка планетоходов или спутников для отправки в космос. Спутники и космические лаборатории весьма хрупкие и дорогостоящие. Поэтому отправка их наземными способами способна нанести им вред.
На Дальнем Востоке расположена самая северная атомная электростанция в городе Билибино Чукотского автономного округа. Её снабжение, как и снабжение города Билибино осуществляется грузовыми самолётами Ан-12, которые могут приземляться на грунтовую полосу аэропорта Кепервеем. Иные пути сообщения в городе Билибино практически отсутствуют или не подходят для регулярного снабжения.
Схожая ситуация и в Охотске, морской порт которого по полгода скован льдами, а предприятие по добыче редкоземельных металлов работает круглый год. Впрочем, редкоземы добывают не только в Охотске из труднодоступных мест. В Хабаровском крае местная артель старателей учредила собственную авиакомпанию для перевозки продукции и снабжения своих промышленных пунктов в Мар-Кюэле и Киране.
По опыту работы в Шереметьево я видел, как грузовые Боинги-747 перевозили дорогостоящие люксовые автомобили, гоночные болиды, авиационные двигатели.
В период пандемии коронавирусы многие пассажирские самолёты были переоборудованы для перевозки грузов, так как пассажиры стали летать меньше, а грузов стало много. Требовалось перевозить вакцины и маски. А также иные медицинские товары, такие как установки для искусственной вентиляции лёгких, медицинские препараты, перчатки и шприцы для инъекций.
Животных тоже перевозят на грузовых самолётах. И не только габаритных, как экзотические слоны или жирафы. Китай передаёт панд для зарубежных зоопарков.
Лошади летают в специальных стойлах, ведь хороший племенной скакун стоит очень дорого, а его перевозка автотранспортом создаёт дополнительные риски и стресс для животного. Племенные быки и коровы тоже летают в таких же стойлах. Их передают для разведения и создания элитных стад, которые потом служат для поставок элитных мясопродуктов. Змей и рептилий тоже стараются перевозить только на грузовых самолётах.
Багажно-грузовые отсеки современных самолётов герметичные, там поддерживается температура, как в обычном пассажирском салоне, но зависит это от выбора командира самолёта. Кроме обогрева багажно-грузовой отсек оборудован вентиляцией для комфортного дыхания.
При перевозке животных в том же багажно-грузовом отсеке запрещается перевозить сухой лёд, токсичные и радиоактивные материалы, а также различные вакцины и источники биологической угрозы. Всё это контролируется на этапе создания инструкции по загрузке (LIR) и оформляется информация для командира (NOTOC), чтобы тот устанавливал нужную температуру.
Был случай, когда носорог погиб, так как его перевозили рядом с обезьянами, которые в полёте закидали его дыхательные пути экскрементами. Подобные ошибки подчёркивают важность разделения животных по видам и условиям перевозки.
Но обычно для всех животных авиаперелёт вызывает наименьший стресс из-за скорости перемещения. Нововылупившихся цыплят перевозят только самолётом в течение очень короткого времени после вылупления в инкубаторах. И тоже везут только в грузовом самолёте.
Когда-то у нас была целая авиакомпания «ПсковАвиа», которая специализировалась на доставке таких цыплят из стран Европейского союза в РФ. У меня один раз был заказ на перевозку 40 зубров в посёлок Черский на севере Республики Саха. Специфический заказ, надо сказать, который потребовал задействовать старенький Ан-12, так как аэропорт посёлка тоже не мог принимать что-то более тяжелое и серьёзное. А сам самолёт не мог высоко подниматься, так как его багажно-грузовой отсек не был герметичным. Поэтому в пути пришлось делать три остановки.
На пассажирских самолётах живность тоже летает. Не только кошки, собаки, хорьки и фретки. Но и даже шмели и божьи коровки.
Шмели нужны для опыления, их часто перевозят в Краснодарский край. А божьи коровки необходимы для уничтожения многих вредителей сельскохозяйственных культур, поэтому и летают во многие аграрные регионы.
Перед отправкой их окуривают специальным дымом, чтобы они впали в спячку. Кстати, оплодотворённая икра тоже относится к категории живых животных и тоже путешествует по воздуху.
Авиаперевозка грузов — сложная и многогранная система, включающая в себя логистику, безопасность, ветеринарные и таможенные нормы, а также технические ограничения. И пассажирские, и грузовые рейсы играют в ней важную роль, но именно грузовая авиация остаётся ключевым инструментом при транспортировке специфических, ценных и жизненно необходимых грузов в условиях, где скорость, надёжность и точность особенно критичны.