Публичный рейтинг от ФНС с 2026 года: как новый инструмент изменит правила игры для бизнеса
С 1 января 2026 года вступает в силу Федеральный закон № 254-ФЗ от 23.07.2025 года, который вводит новый и весьма значимый для бизнеса механизм — «публичную» оценку финансово-хозяйственной деятельности со стороны ФНС. Это не просто расширение полномочий налоговой службы, а фундаментальное изменение в системе оценки контрагентов и распределения господдержки. Рассмотрим, что это означает на практике и какие шаги стоит предпринять уже сейчас.
Суть нововведения: от внутреннего контроля к публичной оценке
ФНС получает право предоставлять результат оценки компании, основанный на анализе ее бухгалтерской, налоговой отчетности не только оцениваемому налогоплательщику, но и третьим лицам, в случааях, предусмотренных законодательством. Технически эти методики уже разработаны и применяются в личных кабинетах налогоплательщиков с 2023 года. С 2026 года закон же выводит эту оценку в «публичное» поле.
Кто получит доступ к "рейтингу":
- Госорганы напрямую от ФНС: для принятия решений о выделении субсидий, льгот и допуска к закупкам.
- Контрагенты от налогоплательщика: в рамках преддоговорных проверок. ФАС и ФНС уже сейчас рекомендуют заказчикам использовать сервисы оценки ФНС при выборе поставщиков (Письмо от 15.05.2025 № ЕД-17-31/1324/МШ/45087/25).
Таким образом, "хороший" рейтинг ФНС становится весомым конкурентным преимуществом, а "плохой" — серьезным барьером для развития.
Ключевые маркеры, формирующие оценку ФНС
Анализ действующих и проектируемых методик ФНС позволяет выделить 13 ключевых критериев, соответствие которым формирует "удовлетворительную" оценку. Среди них:
- Налоговые показатели: Налоговая нагрузка (не менее 75% от средней по ОКВЭД и региону), доля вычетов по НДС (ниже средней), уровень зарплат (выше МРОТ и средней по региону). Эти критерии давно известны по Концепции планирования выездных проверок, но теперь их значимость возрастает.
- Финансовые коэффициенты: Коэффициент текущей ликвидности (≥1), платежеспособности (≥1,1), автономии (≥0,25), покрытия процентов (≥2,5), рентабельность активов (≥10%).
- Динамика активов: Отсутствие снижения стоимости основных средств и внеоборотных активов.
Несоответствие этим параметрам, ранее бывшее внутренним делом компании, теперь станет публичным сигналом о ее потенциальной ненадежности.
Проактивная стратегия: аудит как инструмент управления риском
В новых условиях для бизнеса крайне остро встает вопрос качества формируемой отчетности. Отклонения, которые ранее могли оставаться незамеченными, с 2026 года становятся публичным фактором риска.
Что делать?
- Провести самодиагностику. Оценить свои показатели по вышеуказанным критериям ФНС.
- Задействовать внешний контроль. Оптимальным решением является проведение комплексного аудита. Его цель — не только выявить и исправить ошибки, но и получить стратегический инструмент для защиты.
Закон предусматривает возможность для налогоплательщика оспорить присвоенную оценку, представив обосновывающие документы. И в этом контексте аудиторское заключение превращается из формального документа в весомый аргумент для диалога с налоговым органом, а при необходимости — и с судом.
Таким образом, инициативный или обязательный аудит в преддверии 2026 года перестает быть статьей затрат и становится инвестицией в репутационную и финансовую безопасность бизнеса. Это проактивный шаг, позволяющий не только избежать "низкого рейтинга", но и использовать новые правила игры в качестве своего конкурентного преимущества.