Гайд по выживанию для импортера 2025: как не попасть под КТС и повышенные пошлины на фоне новой установки ФТС

В 2025 году ФТС получила KPI по пополнению бюджета на 300 млрд рублей за счет усиления контроля. Для бизнеса, занимающегося ВЭД, это означает смену парадигмы: риск-менеджмент и проактивный комплаенс выходят на первый план, так как реактивные судебные споры становятся все менее эффективными и более затратными. Рассмотрим два основных вектора рисков и актуальные стратегии защиты на основе анализа правоприменительной практики.

Риск-вектор №1: Массовые корректировки таможенной стоимости (КТС)

Основной фокус таможенных органов направлен на борьбу с занижением таможенной стоимости. Частота проверок резко возросла. Однако ключевое изменение носит не количественный, а качественный характер.

Новая судебная доктрина: исчерпывающее доказывание "на земле" Стратегия "предоставить минимальный пакет на пост, а основные доказательства приберечь для суда" больше не валидна. Суды, включая Верховный Суд, заняли жесткую позицию: доказательства, не представленные на этапе таможенной проверки, не принимаются к рассмотрению в ходе судебного разбирательства. Это обязывает бизнес формировать полный и неопровержимый пакет документов, подтверждающих цену сделки, на самом первом этапе коммуникации с таможенным инспектором.

Актуальные триггеры для КТС:

  1. Платежи в адрес третьих лиц. Распространенная в условиях санкций практика оплаты поставщику через компанию-посредника в другой юрисдикции трактуется таможней как признак недостоверности сведений о цене. Судебная практика здесь демонстрирует опасный региональный раскол: суды Московского округа признают такую схему законной при ее фиксации в контракте, тогда как суды Дальневосточного округа — нет, ссылаясь на внутренние правила валютного контроля КНР.
  2. Отсутствие экспортной декларации (ЭД). ФТС все чаще рассматривает ЭД как обязательный документ для подтверждения стоимости. Ее отсутствие, даже при наличии других документов (контракт, инвойс, swift), является серьезным основанием для начала проверки и последующей КТС.

Риск-вектор №2: Применение повышенных импортных пошлин (Постановление № 2240)

Повышенные ставки пошлин (до 50%) для товаров из "недружественных" стран создали проблему для импортеров, ввозящих продукцию из "дружественных" юрисдикций по сложным логистическим маршрутам. Невозможность предоставить безупречно оформленный сертификат происхождения (СТ-1, Form A и т.д.) приводит к формальному отказу в предоставлении тарифных преференций и применению запретительных пошлин.

Новый инструмент митигации риска: С 30 августа 2025 года Постановлением Правительства № 1341 Торгово-промышленная палата РФ (ТПП) получила полномочия по подтверждению страны происхождения импортируемых товаров. Приказом ТПП РФ от 26.09.2025 № 67 уже утвержден порядок выдачи таких сертификатов. Это новый и потенциально очень эффективный механизм защиты от необоснованного применения повышенных пошлин.

Вывод: экономика комплаенса против экономики спора

Масштабирование рисков (одна КТС может повлечь пересмотр поставок за 3 года и автоматические КТС по будущим партиям) и введение уголовной ответственности за неуплату таможенных платежей свыше 3 млн рублей делают "обучение на ошибках" непозволительно дорогим.

Инвестиции в предварительный "таможенный аудит" или комплаенс-проверку контракта и товаросопроводительных документов становятся экономически более целесообразными, чем финансирование заведомо сложных и длительных судебных споров с непредсказуемым результатом. Профилактика в текущих реалиях — это прямая статья экономии.

Гайд по выживанию для импортера 2025: как не попасть под КТС и повышенные пошлины на фоне новой установки ФТС
Начать дискуссию