Человекоцентричность для русской модели управления

Российским компаниям не хватает около 4,8 млн. сотрудников (согласно исследованию НИУ «ВШЭ»), острый дефицит рабочей силы наблюдается во всех отраслях, рынок труда характеризуется жесткостью и поворотом в сторону соискателя, теперь выбор делает соискатель. Конкуренция за работников заставляет крупнейшие компании прибегать к исключительным для России мерам – значительным инвестициям в удержание сотрудников.

В ответ на текущие вызовы крупнейшие работодатели формируют Альянс человекоцентричных компаний с принципиальном новым подходом к управлению персоналом. Само появление термина «человекоцентричность» в стратегии крупнейших компаний России задает тренд на принципиально иную модель работы с сотрудниками — гуманизацию менеджмент-системы. Серьезной эволюции подвержены культура и коммуникации с сотрудниками, развитие работы с обратной связью от сотрудников, автоматизация процессов и диджитализация бизнеса и др.

В этом исследовании проанализированы основные тренды на рынке труда. Представленные результаты могут стать опорой при формировании операционной стратегии и навигатором для руководителей на всех уровнях, позволяющим определить, где мы находимся и куда двигаться дальше.

Тренды в экономике

Демография не на стороне работодателя: демографическая яма и значительное снижение доли молодежи в структуре населения (Росстат) привели к высокой конкуренции за молодых специалистов и повышению среднего возраста сотрудников. 
Демография не на стороне работодателя: демографическая яма и значительное снижение доли молодежи в структуре населения (Росстат) привели к высокой конкуренции за молодых специалистов и повышению среднего возраста сотрудников. 
Реальная инфляция на находится на нижней границе высокого уровня. Рост инфляции подстегивает рост МРОТ и спрос соискателей и сотрудников на повышение уровня заработной платы. С 2018 года рост предлагаемой зарплаты в вакансиях удвоился.
Реальная инфляция на находится на нижней границе высокого уровня. Рост инфляции подстегивает рост МРОТ и спрос соискателей и сотрудников на повышение уровня заработной платы. С 2018 года рост предлагаемой зарплаты в вакансиях удвоился.
Минимальный уровень безработицы в России (2,9%) привел к кадровому голоду во всех регионах РФ. Количество вакансий увеличилось в 1,8 раза, средний срок найма увеличился в 1,5-3 раза вне зависимости от размера компании (HH.ru).
Минимальный уровень безработицы в России (2,9%) привел к кадровому голоду во всех регионах РФ. Количество вакансий увеличилось в 1,8 раза, средний срок найма увеличился в 1,5-3 раза вне зависимости от размера компании (HH.ru).
Такой процент работающих респондентов рассматривает возможность смены места работы. Каждый пятый респондент называет неудовлетворенность менеджментом в качестве главной причины желания сменить работу (Page Executive ’Talent Trends 2023’).
Такой процент работающих респондентов рассматривает возможность смены места работы. Каждый пятый респондент называет неудовлетворенность менеджментом в качестве главной причины желания сменить работу (Page Executive ’Talent Trends 2023’).
Доля вакансий с удаленной работой и запросы соискателей на удаленку растут с начала 2020 г. На текущий день, спрос на вакансии с удаленной работой в два раза превышает спрос на вакансии со стандартным рабочим графиком (HH.ru).
Доля вакансий с удаленной работой и запросы соискателей на удаленку растут с начала 2020 г. На текущий день, спрос на вакансии с удаленной работой в два раза превышает спрос на вакансии со стандартным рабочим графиком (HH.ru).
В условиях удорожания найма компании стали ориентироваться на выстраивание долгосрочных отношений с сотрудниками. Крупнейшие работодатели России создали Альянс человекоцентричных компаний, закрепив этот тренд на уровне стратегии компании.
В условиях удорожания найма компании стали ориентироваться на выстраивание долгосрочных отношений с сотрудниками. Крупнейшие работодатели России создали Альянс человекоцентричных компаний, закрепив этот тренд на уровне стратегии компании.

Поиск сотрудников стал долгим, особенно для компаний со слабым брендом работодателя

Фокус на человекоцентричность

15 марта 2023 в рамках XXIII Ежегодной международной конференции и выставки HR EXPO’23 PRO ЛЮДЕЙ Госкорпорация «Росатом» представила результаты масштабного исследования индекса человекоцентричности компаний и выступила инициатором создания Альянса человекоцентричных организаций. ПАО «Газпром нефть» и РАНХиГС вошли в Альянс как первые соучредители. Цель создания Альянса человекоцентричных организаций — запуск международной площадки для кооперации со всеми заинтересованными организациями в качественном изменении рынка труда, выработка системных мер в области заботы о сотрудниках, изменение культуры отношений между работодателями и сотрудниками через информирование, экспертные дискуссии и обмен лучшими практиками. Ключевыми направлениями работы Альянса станут также проведение исследований в области человекоцентричности и формирование экспертного сообщества для обсуждения дальнейших путей развития человекоцентричного управления в мире.

Человекоцентричный подход – условие конкурентоспособности компании на новом рынке труда

Человекоцентричность проявляется в точках взаимодействия сотрудника с компанией, каждое из этих взаимодействий в человекоцентричной организации несет для сотрудника определенный опыт (employee experience).

Человекоцентричность — это свойство компаний и организаций, при которой их деятельность ориентирована на соблюдение интересов человека — как личности, как части рабочей команды и как члена общества.
Человекоцентричность — это свойство компаний и организаций, при которой их деятельность ориентирована на соблюдение интересов человека — как личности, как части рабочей команды и как члена общества.

Основные точки взаимодействия сотрудников с компанией:

Человекоцентричность для русской модели управления

Человекоцентричный подход является, по сути, ответом на вызовы современного рынка. Тренд на то, что именно соискатель выбирает работодателя, стал заметен в 2020-2021 годах, и в ближайшие годы он не только сохранится, но и усилится. Важным в процессе формирования положительного опыта сотрудников является «голос сотрудника» — проведение опросов по вовлеченности и сбор обратной связи от сотрудников на всех этапах его «жизненного цикла» в компании, обязательный учет мнения сотрудников при формировании HR-политик.

Основные выводы

1. Фокус на человекоцентричность является таким же важным компонентом, как и финансовые показатели

Значение опыта сотрудников в ежедневных операциях придется переосмыслить, так как удержание становится во главу угла. Что думает соискатель, о процессе собеседований, о формате коммуникаций с ним, насколько удобно новому сотруднику на рабочем месте, помогают ли ему войти в рабочий ритм, насколько ему комфортно со своим новым руководителем. Подбор и удержание больше задача не только HR подразделения, это задача всей компании и руководителей на всех уровнях. Эволюция неизбежна. И лучше это понять уже сейчас. Компании столкнутся с неизбежностью пересмотра многих направлений:

  • Будет происходить гуманизация менеджмент-системы и «поворот» руководителя к сотруднику
  • Начнется внедрение удобных рабочих инструментов и обеспечение удобного рабочего пространства (в том числе, гибридного и удаленного), будут пересмотрены бизнес-процессы
  • Бенефиты постепенно разрастутся в политики благополучия сотрудников, и - да, будет гонка зарплат.

Начало положено членами Альянса человекоцентричных компаний, утвердившими эти направления в своих стратегиях развития.

2. Корпоративная культура подвергнется значительным изменениям, и начнутся они с укрепления управленческих компетенций

«Сотрудники приходят работать в компанию, а уходят - от руководителя» (Роберт Саттон). В эпоху сотрудника прежние стили менеджмента с сотрудниками «как раньше» уже не получится, Это потребует инвестиций в развитие руководителей, как ключевых носителей культуры компании. Каждый привлеченный с таким трудом сотрудник должен остаться в компании, ему нужно обеспечить положительный опыт взаимодействия с компанией, доверительный диалог с руководителем, прозрачность и регулярность оценки работы и понимание своей нужности и причастности к общему делу.

Soft skills – это hard skills руководителя. Эмоциональный интеллект, управление временем (которого нет), коучинговая обратная связь, мотивация сотрудников, кросс-функциональное взаимодействие, работа с результатами опросов по вовлеченности – всему этому нужно будет обучать каждого руководителя, особенно – линейный менеджмент. Именно к ним приходит бОльшая часть сотрудников, и именно они являются теми, кого обсуждают в курилке.

3. Будет внедряться удобный рабочий инструментарий, произойдет пересмотр бизнес-процессов

Причем, именно в таком порядке. Внедрение корпоративного мессенджера и формирование проектных команд под новые задачи бизнеса потянет за собой пересмотр оргструктур, что и приведет к пересмотру бизнес-процессов. Внедрение гибридного графика и удаленной работы повлечет внедрение отказоустойчивой (действительно отказоустойчивой, а не вот это вот все) инфраструктуры, инструментов шифрования, будет пересмотрена матрица доступов к ИТ-ресурсам компании. Будет много автоматизации и реинжиниринга бизнес-процессов, так как придется обеспечивать адекватность процедур меняющимся реалиям.

4. Вырастет доля HR-затрат, получат большое распространение программы well-being

На «амбициозные задачи», «стремительно развивающийся бизнес» и прочие бла-бла кандидат уже не клюнет. Не удивишь соискателя и предоставлением ДМС с первого рабочего дня. Кандидат вообще водится там, где лучше. Если это не вы, то, Хьюстон, прием.

Придется раскошеливаться не только на социальную политику, льготы и бенефиты, но и на внедрение well-being программ. Получат распространение меры, направленные на улучшение материального, физического и внутреннего состояния сотрудников (программы психологического здоровья, карьерного развития, профессиональных консультаций, семейного досуга и т.д.).

5. Рекрутменту поднимут зарплаты (и, наконец, он получит должное признание)

Если, конечно, Вам хочется, чтобы рекрутмент находил людей, а не искал. Если совсем просто: будете платить рекрутеру хорошо, будет вам укомплектованность 95%+.

Ну, и, как в любом процессе эволюции, победит - сильнейший.

2
Начать дискуссию