Интуиция не для критического мышления
Некоторые люди думают, что могут полагаться на свою интуицию, когда говорят что-то или пишут. Малкольм Гладуэлл в своей работе заявляет, что за 10.000 часов практики в любом деле вы станете экспертом. В таком случае, возможно ваш мозг уже знает, что сказать, что написать. Однако, практика практике рознь, даже если у вас 10.000 часов опыта за плечами, каково было качество этого времени, этого опыта? Ведь можно практиковать ошибочный способ выполнения различных дел. Таким образом существует разница между тем, чтобы думать над используемыми словами и подвергать их критическому мышлению, и тем, чтобы просто доверять тому, что вы пишите или говорите без какого-либо обдумывания. Эта разница заключается в том, что последнее тоже включает в себя обдумывание, но очень низкого качества, а возможно даже просто ленивое мышление.
Одно из основополагающих правил в LeaderMakers дня всех коучей - учиться минимум столько, сколько мы работаем с клиентами. План обучения у каждого уникальный. Лично мне важно время от времени смотреть на мир под разными узлами, через разную призму восприятия, через разные культуры и парадигмы.
Недавно я начала изучать алфавит Брайля - альтернативный алфавит для незрячих. Удивительный мир тактильности открывается. Мир начинает открываться совершенно по-новому.
Буква в алфавите Брайля записывается при помощи шести точек, которые распределены в 2 столбца по 3 точки в каждом столбце. Буква кодируется присутствием или отсутствием точек в пределах ячейки шеститочия. По сути каждая ячейка - это уникальный код буквы алфавита русского языка (или другого, смотря на каком языке вы читаете). И вот какая штука… Буква алфавита - это письменный код звука/звуков. А, Б, Щ, К, О… это все коды.
Буквы, соединенные в слова, образуют чуть более сложный код - так происходит кодировка некоего понятия, которое мы хотим передать во внешний мир с надеждой, что нас поймет тот, кто использует ту же систему кодировки, что и мы. Слова складываются в предложения. Так происходит кодировка наших мыслей.
Мысль сама по себе бесформенна, это электрический импульс в головном мозге, передающийся от нейрона к нейрону. Это все скрыто ото всех, кроме того, кто обладает головой, в которой возникают эти импульсы. Важное слово - “обладает”, но к этому еще вернемся.
Чтобы скрытый электрический импульс можно было донести до мира, его нужно закодировать в такую форму, которая будет понятна адресату, а это может быть выражено в разной форме - словами устно, словами письменно, рисунок, музыка, живопись, танец и т.д. Кодировка мыслей - процесс сложный и уникальный.
Конечно, самый распространенный вид кодировки - звуки/слова. Эти коды напрямую отображают ход мыслей. Можно понаблюдать, и выявить зависимость, что чем богаче и красивее речь собеседника, тем глубже и интереснее получается беседа. И наоборот, человек, выражающийся кратко, тезисно, буллет-поинтами - скуп на рассказы и рассуждения. Забавно, что по историческим данным, жителей Спарты считали очень лаконичными, они выражались кратко и односложно, но это происходило не от того, что они умели емко передать суть (как это, например, можно сделать афоризмом), а потому что они были необразованными. Кодировка мыслей - это искусство, но ключ к его освоению - создание качественных мыслей, которые потом будут закодированы в слова, или любую другую форму.
Вспоминается словосочетание “владеть словом”. Однако, слово - это следствие, зашифрованная мысль, кодированный электрический импульс между нейронами головного мозга. Невозможно полностью овладеть следствием, невозможно завернуть в обертку то, чего нет. Владеть можно мыслью, своей головой. Слова - это как обертка для конфеты, где конфета - это мысль. Только сформированная мысль может может быть облечена в код и передана в мир для декодирования.
Сократ сказал: “Ваши мысли становятся вашими словами,...” И никак не наоборот. Чтобы сказать слово, произнести звук, мозг подает сигналы телу, чтобы речевой аппарат двигался в соответствии с той идеей, которую транслирует мозг.
Код - это форма, мысль - это суть.
Таким образом, прежде чем говорить или писать, необходима качественная работа со своими мыслями, развитое критическое мышление и намеренная работа в этом направлении. Процесс этот не быстрый, вспомните про 10.000 часов…
Как вы развиваете критическое мышление? Как работаете над формированием качественных мыслей? И как вы оцениваете их качество?
Надежда Смокотина, co-CEO LeaderMakers, коуч по лидерству