УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ В РЕМОНТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Что такое "база знаний ТОиР"

В предыдущей публикации мы рассмотрели два понятия: «Управление активами предприятия» и «Система управления активами». Обсудили мировой и Российский опыт в этой области, а также рассмотрели базовые процессы ремонтной деятельности. В этой публикации мы поговорим о том, что такое «База знаний ТОиР[1] и о том, какой набор элементов является для нее системообразующими

[1] ТОиР – Техническое обслуживание и ремонты

1. Что такое «База знаний ТОиР»?

Начнем с того, что для реализации собственной производственной программы предприятие приобретает различные физические активы, например, производственные площади; оборудование; технику и многое другое. В процессе эксплуатации физические активы изнашиваются и для восстановления изношенных объектов ремонта на предприятии создается специальное ремонтное подразделение, основной целью которого является поддержание физических активов в состоянии, которое позволяет выполнять производственную программу.

Для обеспечения эффективной эксплуатации и ремонта физических активов производственный и ремонтный персонал должен обладать багажом знаний, который позволит правильно эксплуатировать технику, а также своевременно и с минимальным уровнем затрат ее обслуживать и ремонтировать. Основу этих знаний составляет эксплуатационная и ремонтная документация всех объектов ремонта, которые стоят на балансе предприятия.

Эксплуатационная документация (ЭД) содержит информацию о цене и условиях приобретения, свидетельство об упаковывании, данные о комплектности поставки, сведения о приемке техники, правилах хранения, транспортировки, консервации, значения основных параметров и характеристик, правилах эксплуатации, о эксплуатационных ресурсах, сведения о гарантиях завода изготовителя, сведения о программе ТОиР, движение техники в период эксплуатации, особые сведения (например, о проведенных модернизациях), требований к утилизации.

Ремонтная документация (РД) предназначена для подготовки, проведения ТОиР, а также для контроля результатов ТОиР техники или отдельных ее частей. В зависимости от характера и специфики выполняемых ТОиР разрабатывают РД для единицы техники или ее составных частей: одного конкретного наименования (марка, тип), группы наименований (если требования к ремонту одинаковые), для ТОиР на специализированных предприятиях, для ТОиР на месте эксплуатации.

Но разумеется база знаний состоит не только из данных содержащихся в ЭД и РД. Эксплуатационные и ремонтные документы – это составные элементы базы знаний ТОиР. База знаний ТОиР по сути должна отвечать на любой вопрос, касающийся эксплуатации или ремонта всех объектов предприятия. То есть для принятия оптимальных решений инженеры предприятия должны хорошо понимать насколько эффективно используются ремонтируемые объекты, в какой момент времени в результате старения ремонт объекта становится не выгодным и его выгодней утилизировать и приобрести новый? На графике представлены стадии жизненного цикла системы, анализируя которые инженеры получают возможность принимать правильные решения.

Стадии жизненного цикла системы
Стадии жизненного цикла системы

Для того, чтобы наблюдать изменения в состоянии объектов ремонта, в процессе эксплуатации необходимо вести учет различных параметров, которые позволяют оценивать техническое состояние эксплуатируемого объекта, скорость и характер деградации узлов и агрегатов. Кроме того, для организации ТОиР требуются определенные ресурсы, поэтому база знаний должна содержать информацию о номенклатуре запчастей и материалов, нормах расхода материально-технических ресурсов и трудозатрат, о доступном ремонтном персонале, а также о работах, которые будут проводить сторонние организации. База знаний должна содержать информацию о всех методах и практиках, которые ремонтный персонал должен использовать при выполнении работ по восстановлению функций оборудования. Также база знаний содержит материалы необходимые для обучения персонала предприятия, задействованного в эксплуатации и ремонте техники.

Итак, мы выяснили с вами - что такое база знаний ТОиР? Давайте теперь посмотрим, какие сегодня существуют достижения в этой области и как развивается это направление деятельности в России?

2. Что говорит мировой и Российский опыт?

В девятнадцатом веке инженеры и ученые окончательно пришли к выводу, что теория жизненного цикла систем применима не только к биологическим организмам, но и к машинам. Суть теории заключается в том, что на протяжении жизненного цикла любая система проходит одни и те же стадии существования: зарождение; развитие; период стабильного существования; старение; распад. Накладывая эту теорию на сегодняшнюю реальность, мы понимаем, что современные процессы и уклад деятельности человека невозможны без машин, а жесткая экономическая конкуренция требует снижения затрат на разработку, внедрение, эксплуатацию и утилизацию машин.

Таким образом главным критерием оценки эффективности отраслей производства сегодня становится стоимость жизненного цикла машин. Стоимость жизненного цикла складывается из затрат на разработку, производство, эксплуатацию, поддержание машины в работоспособном состоянии, а также утилизацию по истечении срока службы. Нужно сказать, что уровень сложности и комплексности задач, которые сегодня приходится решать техническим специалистам в разных отраслях производства выходит за рамки возможностей человека и теперь эффективность деятельности предприятий напрямую зависит от уровня автоматизации процессов и использования информационных аналитических систем.

В 1985 году Министерство обороны США объявило о планах создания компьютерной системы, которая должна содержать описание всех этапов проектирования, производства и эксплуатации продуктов военного назначения. В основном перспективная система была ориентирована на решение задач снабжения, но в процессе развития информационной системы стало понятно, что требуется разработка среды, которая сможет объединить работу специалистов, задействованных на всех этапах жизненного цикла изделий. Сегодня в военно-промышленном комплексе и военно-технической инфраструктуре США эти компьютерные системы известны как CALS[1]- технологии и широко используются. Результатом использования CALS-технологий стало снижение затрат в части НИОКР до 40 %, снижение стоимости военной техники на 30%, сократились сроки закупки МТР на 20 %, а также в 9 раз сократилось время на корректировку проектов.

На диаграмме показаны этапы жизненного цикла машины и аналитические информационные системы, которые используются на каждом из этих этапов.

Этапы жизненного цикла, информационные системы соответствующего этапа и их взаимосвязи
Этапы жизненного цикла, информационные системы соответствующего этапа и их взаимосвязи

По сути CALS – Технологии обеспечивают интеграцию всех информационных систем, обеспечивающих жизнь изделия на каждом этапе цикла в единую базу знаний. Это означает, что каждый специалист, будь то конструктор, специалист производства, оператор или ремонтник машины, на любом этапе жизненного цикла получит всю необходимую информацию о машине в кратчайшие сроки. Например, конструктор получит детальное техническое задание на разработку новой машины, или получит реальные данные о результатах эксплуатации и поведении машины в реальных жизненных условиях. Оператор машины получит всю необходимую эксплуатационную документацию на машину, а самое главное, что конструктор сможет поддерживать эту документацию на протяжении всего жизненного цикла в актуальном состоянии. Специалист ремонтник получит весь необходимый пакет ремонтной документации, актуальность которой будет поддерживаться по той же схеме.

В 2002 году по заказу департамента оборонно-промышленной политики Минпромнауки РФ, Российским Научно-исследовательским центром «Прикладная логистика» была разработана отечественная программа развития CALS-Технологий. С этого момента в России был дан старт развития методологии информационной поддержки жизненного цикла изделий (ИПИ-технология). Сегодня в России целый ряд предприятий оборонно-промышленного комплекса уже использует ИПИ-технологию (Объединенная авиастроительная корпорация им. Сухого, Уралвагонзавод, Автодизель ЯМЗ, Роскосмос и т. д.). В 2015 году завершена разработка серии национальных стандартов «Интегрированная логистическая поддержка ПВН[2]», в которых описываются методики ИПИ-технологии, а также требования к организации ее работы. Остается заметить, что Российский ВПК на сегодня демонстрирует достаточно высокий уровень развития в использовании ИПИ-Технологий, чего к сожалению, нельзя сказать о гражданских отраслях производства и это направление сегодня является весьма перспективным.

3. Структура базы знаний ТОиР

Подводя итог всему выше сказанному сформулируем основные требования к структуре современной базы знаний ТОиР. Ниже на упрощенной схеме представлена структура базы знаний ТОиР.

Структура базы знаний ТОиР
Структура базы знаний ТОиР

База данных объектов ТОиР состоит из ремонтной и эксплуатационной документации, содержание которой было описано выше. База данных нормативов представляет собой систематизированные данные о нормах использования запчастей, материалов, трудозатрат собственного ремонтного персонала, а также затрат на использование услуг сторонних организаций для каждого конкретного узла/агрегата, единицы техники. База данных шаблонов содержит все возможные типовые конфигурации, применяемые к описанию единиц техники, агрегатов, узлов, типам ремонтных работ, воздействий и т. д.. База данных справочников содержит большое количество структурированных данных. Например, справочник МТР, справочник отказов, справочник квалификаций ремонтных специалистов, справочник видов оборудования. В среднем такая база данных может содержать около сорока различных справочников. База данных моделей отказов содержит типовые математические модели развития отказов и вероятных последствий.

Материал подготовлен при поддержке Ковалевского Дмитрия.

[1] Continuous Acquisition and Life Cycle Support

[2] Продукция военного назначения

Начать дискуссию