Как давать обратную связь и как с ней работать?
«Когда вы в последний раз получали подробную обратную связь от руководителя?» — вопрос, который может поставить в тупик. При этом качественный фидбэк — необходимый инструмент развития в профессиональной деятельности.
Меня зовут Катя Лихотина, я HR в WIM.Agency. В этой статье расскажу, как давать обратную связь так, чтобы замотивировать и вдохновить человека, и как сотруднику работать с полученными комментариями.
Как не надо давать обратную связь? Основные ошибки
Конструктивная обратная связь направлена на повышение мотивации, некачественная — на демотивацию. Разберём основные ошибки, которые совершают руководители:
- Отсутствие обратной связи как таковой. Это самый распространённый пункт. Не давать оценку работе сотрудников — значит не развивать их.
- Недостаточная подготовка. Важно заранее понимать цель обратной связи. Зачем вы хотите дать её именно сейчас? Что она изменит?
- Излишняя эмоциональность. Обратная связь должна быть объективной. Ваш тон и язык тела играют важную роль в восприятии оценки. Лучше быть дружелюбными и открытыми, избегать агрессивных или обвинительных формулировок.
- Несвоевременность. Есть запланированный фидбэк, а есть тот, который необходимо дать, чтобы ситуация в работе изменилась. В любом случае комментарии должны быть своевременными, иначе они просто потеряют актуальность.
- Оценка личности, а не фактов. И в позитивной, и в негативной обратной связи важно ссылаться на объективные результаты сотрудника, а не на наше отношение к нему и его работе.
- Нехватка конкретики. Стоит избегать абстрактных выражений и общих фраз. Важно приводить примеры поведения или результатов, которые вы хотите обсудить. Это поможет работнику лучше понять, что именно нужно изменить.
- Нерегулярность. Фидбэк рекомендуется давать хотя бы раз в неделю, чтобы специалист мог порефлексировать над своим прогрессом.
- Присутствие других специалистов. Обратная связь — это всегда диалог один на один, в ней мы затрагиваем определённые точки роста сотрудника. Не стоит проводить такой разговор при других коллегах.
Как правильно давать обратную связь?
Избежать ошибок, описанных в предыдущем пункте, помогут 4 простых шага:
Отметьте заслуги сотрудника, чтобы закрепить верное поведение или корректное выполнение задач — создать успешные примеры, на которые специалист в будущем сможет ориентироваться.
- Подсветите точки роста — то, над чем сотруднику стоит поработать.
- Объясните, как то, на что направлена обратная связь, влияет на работу сотрудника и бизнес в целом. Это необходимый пункт, так как взрослым людям важно указывать причины и последствия.
Заручитесь поддержкой. Помните, что обратная связь — это диалог. Если сотрудник с ней не согласится и вы не сможете договориться об изменениях, фидбэк будет бесполезным.
Также вы можете ориентироваться на 4 главных правила:
Не использовать противопоставления «но», «единственное», «а». Они обесценивают похвалу и приближают её к критике. Подобные слова стоит заменить на конструкции присоединения: «при этом», «также», «ещё».
- Избегать слов-обобщений: «все», «всегда», «никто», «никогда», «постоянно», «немного», «не очень» и так далее. В них нет конкретики.
Не сравнивать сотрудника с другими.
Упоминать факты, а не личностные характеристики.
Как работать с обратной связью?
Даже если руководитель даёт качественный фидбэк, далеко не каждый сотрудник умеет с ним работать.
Что делать после того, как вам дали обратную связь?
Не спорить. Наша обычная реакция на критику — защищать себя. Такое поведение уместно лишь в случае с явно некачественным фидбэком. В остальном это грубая ошибка.
Поблагодарить. Обратная связь — самый ценный инструмент, и нам дают её, чтобы мы росли.
Уметь услышать и принять оценку.
Озвучить, что именно берёшь в работу после получения обратной связи. Отчитаться, как изменилась ситуация.
Задавать вопросы и советоваться.
Если вам дали некачественную обратную связь, рекомендуем дать на неё комментарий и разложить оценку на факты. Напоминаем: любой фидбэк — это диалог.
Вывод
Эффективная обратная связь, особенно поддерживающая — это ключевой инструмент для развития сотрудников и улучшения командной работы. Хорошая новость в том, что навыки формирования и получения фидбэка можно совершенствовать. Предлагаем вам попрактиковать их после прочтения этой статьи.