Мои предпринимательские истории. Глава 7. Особенности строительства международной Компании в первом полугодии 2022 года.

Часть 1. Ситуация в конце 2021 года.

Уважаемые читатели, леди и джентльмены, мы остановились на сентябре 2021 года, когда произошел арест 11 тысяч участков в Сочи, куда попали и наши 110 соток. Хотя они были куплены легально и за полную цену, имели статус ИЖС и ЛПХ, были с абсолютно легальными документами еще из СССР и начала девяностых. На эти земли без единой взятки были получены разрешения на строительства и большая часть домов нашего производства были там установлены.

Сам факт возможности таких арестов изменил мое отношение к собственности в России. Хотя остальные земли не были арестованы, включая базовый поселок Green Eagle, - я больше не мог верить в наличие законных прав на наши земли, так как любую землю можно просто отобрать без всяких компенсаций просто росчерком пера. И ты ничего не сможешь сделать, хоть ты сто раз прав; и никакой суд не сможет, потому что сверху дана такая команда.

Тем не менее, в конце 2021 года у нас уже была промышленная земля под Краснодаром, и мы все еще могли строить завод. Логика конца 2021 года у меня была следующая. Она опиралась на баланс риска и возможностей.

Допустим, действительно, - любой бизнес и любые активы в России могут забрать просто так. Это мы прошли и этот факт принят к сведению. Но даже если мы построим первый завод в России на своей земле, - каков шанс, что его быстро отнимут? Очень маленький. В то же время сам завод должен был работать на экспорт, так как Новороссийский морской торговый порт в конце 2021 года еще работал на экспорт. И если завод сразу вывозит модульные дома за границу, а поселки строятся там, - то риска ареста новых земель под поселками нет.

При этом заграничные юридические лица спокойно могли оплачивать заводу экспортную продукцию, ведь санкций не было и банковские трансграничные переводы отлично работали. Второй же завод можно было построить и за границей, но на все это требовалось время. А в России тогда все уже было налажено.

Поэтому тогда мы не отступились от плана строительства завода под Краснодаром и Анатолий приступил к работе над подключением коммуникаций к промышленной земле.

Арендный бизнес все эти бури не затрагивали, - количество объектов в аренде и арендная выручка продолжали расти. В целом для бизнеса, если исключить удар по части собственности, - 2021 год был хорошим. Количество объектов под нашим управлением превысило 50 единиц, а арендная выручка выросла с 1.3 - 1.5 миллионов в месяц на начало года до 2.5 - 2.9 миллиона к концу года.

В моем понимании мы действовали правильно, - искали земли за границей, не отказываясь от производства и арендного бизнеса в России.

Тем временем сочинское производство не останавливалось ни на день - спрос на дома был и нашим внутренним (для заполнения поселков, в которых мы управляли арендой), и иногда были продажи на сторону.

Перевозка готового модуля из цеха в Сочи
Перевозка готового модуля из цеха в Сочи

В то время в поселках были еще и мелкие инциденты, борьба с которыми улучшала качество нашего арендного управления. Дело в том, что несмотря на то, что в целом в поселках жили очень хорошие и добрые люди, - все равно какие-то небольшие трения неизбежны. Управление взаимоотношениями гостей, клиентов, коллектива (а коллектив тогда представлял собой офис, службу благоустройства, сервиса, а также отдельное производство), - сложная и комплексная задача. Я часто выступал в роли некоей балансирующей силы, - чтобы мы все шли в определенном направлении, не отклоняясь от него слишком сильно.

И хотя я с известной долей скепсиса относился к корпоративным ценностям, когда работал в крупных корпорациях по найму, - здесь, в нашем небольшом, но растущем бизнесе, я убедился, что какие-то базовые ценности мы на этом этапе уже должны были и принять, и подписать. Чтобы наше понимание общих ценностей было четко артикулировано.

И в октябре 2021 года мы, руководство Компании (я, Анатолий, Сергей (управляющий производством) и Виталий), - подписали такой документ. Я привожу его уважаемым читателям для того, чтобы объяснить, - эти ценности не были мифическими. Они на самом деле отражали мой внутренний мир, потому что ни деньги сами по себе, ни предметы роскоши никогда не были мне интересны. Деньги, - это необходимый инструмент, роскошь, - просто бессмыслица. А вот то, что написано в этом документе, - действительно важно для меня. И я, как основатель Компании, хотел, чтобы мои ближайшие друзья и соратники разделили со мной эти ценности и поняли их.

«Ценности и приоритеты Компании Green Zyland.

Название Компании расшифровывается следующим образом: зеленая земля новых поколений (поколений Y и Z). Компания ориентирована на улучшение и развитие будущего. Настоящее является инструментом.

Уважение к людям внутри коллектива и клиентам. Отсутствие агрессии, поиск компромиссов. В локациях Компании не допускается агрессия и нетерпимость по отношению друг к другу. Это относится и к сотрудникам, и к клиентам. Агрессивные и нетерпимые люди покидают периметр локаций.

Уважение к индивидуальным особенностям людей. Уважение должно проявляться к людям различных религий, идей (здоровый образ жизни, вегетарианство, умеренное употребление алкоголя и так далее), прочих индивидуальных особенностей, - до тех пор, пока это не мешает окружающим.

Сохранение растений и рельефа. Любое вмешательство в растительный мир должно быть бережным. Мы должны выращивать и сажать деревья, беречь их. Спил деревьев и нарушение рельефа допускается лишь в случае крайней технической необходимости, - такие случаи должны быть единичными и каждый из них должен быть согласован с высшим руководством.

Уважение к животным. Животные наряду с растительным миром являются элементом символа Компании. Семьи с домашними животными при соблюдении несложных правил приветствуются в локациях Компаний. Негативное и жестокое отношение к животным не допускается.

Развитие альтернативных современных технологий и элементов современной минималистической архитектуры. Энергосберегающие, альтернативные энергетические, электрические технологии; а также современная архитектура, минимально влияющая и максимально интегрирующаяся в окружающую природу, - приоритет Компании.

Стратегия Компании предполагает непрерывный рост как количества, так и качества локаций.

Отношение к алкоголю. Употребление алкоголя в рабочее время (а также нахождение на рабочем месте с остаточным алкоголем в крови), - строго не допускается. Клиенты имеют право употреблять алкоголь на территории локаций, если они соблюдают нормы поведения, шума и не мешают окружающим.

Порядочность. Любое воровство и мошенничество строжайше не допускается. Также не допускается оскорбительное поведение начальников по отношению к подчиненным, сотрудников к клиентам и клиентов между собой. Нарушители должны покинуть локации либо периметр Компании.

Политика. Компания находится вне политики. Компания не приветствует принуждение человека к любой религии, идеологии или догме.

Мы считаем важнейшей ценностью человеческую жизнь. Технологии, направленные на комфортную, здоровую и максимально длинную жизнь человека, - являются высшим приоритетом и целью работы Компании».

Сейчас, в 2025 году, я бы сформулировал некоторые пункты более точно и кое-что бы добавил. Но в целом я и сейчас подписался бы под этим документом, потому что базовые ценности здесь указаны верно и они неизменны. Они универсальны и действуют в любой стране нашего присутствия. А в страны вроде КНДР мы идти не планируем, как уже догадались самые проницательные читатели.

Мои предпринимательские истории. Глава 7. Особенности строительства международной Компании в первом полугодии 2022 года.

Ценности Компании. Четвертая подпись поставлена позже.

С точки зрения технологии производства к концу 2021 года мы подошли к модульным домам, полностью собранным из стандартных деталей. Все ближе мы были к конвейерному производству. Стандартные детали были всего двух - трех типов. Во внешней отделке мы применяли теперь не только металлический блок-хаус, стилизованный под бревно, но и ЦСП (цементно - стружечная плита, по сути в основном цемент), на который снаружи прикреплялась мягкая поверхность с битумной основой от производителя «Технониколь», стилизованная под кирпич или под черепицу. Сейчас у «Технониколи» это изделие называется «Мягкая фасадная плитка HAUBERK» с битумной основой и минеральной посыпкой.

Насчет дизайна и внешнего вида я хочу заметить, что наши клиенты делились в целом пятьдесят на пятьдесят, - кто-то предпочитал покрытие мягкой плиткой, а кому-то нравился больше металлический блок-хаус под дерево.

Я считаю, что и тот и другой варианты имеют как преимущества, так и недостатки. Но эти преимущества и недостатки не критичны - оба материала надежны и очень долговечны. Так что в конечном счете лишь дело вкуса клиента - какой именно из этих материалов выбрать. Мы и сейчас, в том числе за границей, применяем оба материала, а кое-где используем и совершенно новые решения, - например, алюминий во внешней отделке. Но не будем забегать вперед. В 2021 году мы производили модули из стандартных деталей с металлическими каркасами, обработанными составом «Корунд».

Модули на производстве, Сочи
Модули на производстве, Сочи

Между делом, в ноябре 2021 года, ко мне прилетели из Санкт-Петербурга родители и мы поехали в станицу Гривенская, чтобы найти могилу моего деда и восстановить крест на ней, а потом поставить памятный камень.

В эту станицу мы бежали из Грозного в начале девяностых. Там находилась и школа-девятилетка в доме старого купца, где в классах топили дровяные печи. Мне было интересно заглянуть в свое прошлое. Посмотреть на школу, на дом. Ведь в воспоминаниях детство было радостным, ярким, позитивным. Я очень любил рыбалку и хотел порыбачить хоть немного в реке Протоке.

Когда мы приехали в Гривенскую (станица расположена в глуши, более чем в ста километрах от Краснодара, на реке Протока по соседству с плавнями), - то нашли там развалины моей школы и нашего дома. Зрелище было крайне удручающим.

Ладно бы дом просто развалился. Соседи спилили на дрова и весь сад, и даже красивые пирамидальные тополя, стоявшие по фасаду двора. У дома провалилась крыша, а все вокруг было спилено и заросло бурьяном.

Могилу деда мы нашли, крест восстановили. Но я зарекся возвращаться в прошлое. Прошлое должно оставаться только в памяти. Все внимание, все амбиции, силы, - должны быть устремлены в будущее, а не в прошлое. Кстати, так было прописано и в наших ценностях, поэтому это небольшое отступление тоже связано с развитием Компании.

Кстати, рыба в Протоке так и не клюнула. Ни разу.

Наша бывшая школа, станица Гривенская
Наша бывшая школа, станица Гривенская
Наш бывший дом, станица Гривенская
Наш бывший дом, станица Гривенская

Часть 2. Первые искры будущего, - немного о «Lands Of Clans» и мобильном производстве.

Первые свидетельства зарождения новых принципов работы датируются двадцать шестым ноября 2021 года. Арест земель привел к логичным мыслям о том, что не только дома, но и сами производства могут быть мобильными, чтобы они не были привязаны к земле.

Раньше я думал о большом корабле, который одновременно бы являлся плавучим заводом по производству мобильных домов. Идея состояла в следующем: такой корабль заходит в порт той страны, где материалы для производства дешевле всего (речь идет об основной массе материалов). Корабль берет на борт эти материалы и идет в страну, где расположены локации Компании. По дороге на корабле-заводе идет производство мобильных домов. Корабль приходит в страну, где дома и материалы дорогие. Разгружает готовые дома, их ставят на свои места, - и новая локация готова. И так раз за разом.

Я даже присматривался к кораблям, которые подходили для организации подобного производства. В принципе, многие сухогрузы и контейнеровозы можно было бы переоборудовать под такие плавучие заводы.

Кстати, наземный завод под Краснодаром и должен был отточить технологию под плавучий завод в числе прочего.

Казалось бы, - зачем такие сложности? Все эти решения так или иначе были связаны с необходимостью страновой диверсификации и масштабирования активов. Недвижимые заводы и дорогие объекты, привязанные к стране землей, - подвержены страновому риску и могут стать источником давления, так как их легко арестовать и легко их лишиться.

Да, корабли или наземный транспорт тоже регистрируются в страновых юрисдикциях, но их можно и перерегистрировать в другой стране при необходимости, и переместить физически. Кроме того, масштабируемость бизнеса напрямую связана с так называемой юнит-экономикой. То есть не только сам мобильный дом мог быть таким юнитом, но и мобильное производство домов, - тоже юнит. Считать масштаб необходимо в проверенных и относительно одинаковых единицах. Кроме кораблей, я рассматривал и более приземленные варианты, - создание мобильных минипроизводств на базе грузовиков - кранов-манипуляторов.

Если же брать объекты, полностью привязанные к земле, то они могут полностью утратить свое значение; как, к примеру утратил его наш магазинчик в Черешне, когда пришли сети. Движимые объекты, диверсифицированные по миру, - образуют компанию устойчивую и легко масштабируемую, прозрачную и понятную. И ее легче делить, переоформлять, - то есть она и юридически более мобильна.

Осенью 2021 года все эти мысли были в стадии неоформленных идей. Мне примерно было понятно, что нужно делать, но я не понимал, как именно это можно было сделать, - потому что не обладал опытом ведения бизнеса и сделок в других странах. Я знал это лишь частично и теоретически, - из источников в интернете. Но, как показали дальнейшие годы, теория очень сильно отличается от практики, а каждая страна отличается индивидуальной спецификой.

Арест участков в Сочи показал, что те активы, которые привязаны к землям и состоят в государственных реестрах, - юридически легко уязвимы. Сама по себе привязка к государственным юридическим лицам, реестрам и так далее, - это было устаревшей, громоздкой системой, сложной для масштабирования. Например, наш товарный знак был привязан к одному из юридических лиц, - то есть привязан к государственному реестру. Кроме того, сама его регистрация, - долгий процесс, несущий небольшие, но издержки.

А движимая собственность (исключая транспорт) не требует внесения в государственные реестры, если только не является собственностью юридических лиц. Но, если вдаваться глубже, - зачем вообще нужны юридические лица? Ответов несколько и первый из них такой: с помощью юридических лиц люди могут консолидировать собственность и усилия для достижения деловых целей. Второй, - с помощью юридических лиц можно оказывать массовые услуги и платить налоги. И если во втором случае это государственные требования, то в первом вопросе, - это просто договоренности между определенными собственниками.

А раз это так, то собственники вправе сами решать, как именно и в какой системе осуществляется их договоренность.

Я все глубже начинал вникать в технологию блокчейна и криптовалют в попытках понять, как они могут помочь в построении международной компании и ее структуры собственности. Система должны была быть независимой и не находиться в юрисдикции какого-либо из государств, - чтобы страновой риск был снят. Оказывать услуги по аренде при этом могли бы именно локальные юридические лица, - потому что иначе не получилось бы платить налоги и оказывать массовые услуги.

Я не мог в 2021 году понять до конца то, что понимаю сейчас, - потому что у меня не было опыта ведения бизнеса в разных странах. Но частично с помощью логики и теоретических знаний, а частично интуитивно я понимал, что решение моих вопросов лежит в области применения блокчейна и смарт-контрактов, хотя и не мог тогда сформулировать эти решения точно.

В таких случаях я часто начинаю использовать практический метод. То есть пробивать дорогу с помощью практики, даже если не имею точных параметров плана, а есть только его контуры. Следуя этой методике, в 2021 году мы создали и зарегистрировали в блокчейне с помощью технологии NFT (non-fungible token, невзаимозаменяемый токен) 108 гербов, аналогичных по дизайну гербу Great Cat, который располагался на стене нашего общественного пространства. Для чего?

Точного ответа я тогда не знал, но в приблизительном контуре это было то, что позже мы назвали экосистемой «Lands of Clans», то есть «Земли Кланов». Тогда это было смутным и туманным контуром идеи, воплотиться которой суждено было только через несколько лет, - на тот момент не было доступной и дешевой технологии, чтобы ее осуществить. И не было никакого опыта. Поэтому мы зарегистрировали эти 108 токенов, на этом и остановились.

Практического применения они тогда не имели, появившийся практический смысл я раскрою тогда, когда он появится. Токены объединялись в четыре группы по 27 гербов, символизирующих обитателей четырех стихий, - воды, земли, воздуха и огня. В частности, наш Great Cat относился к обитателям земли и герб имел красный цвет.

Герб Great Cat
Герб Great Cat

Тем временем приближался 2022 год. Мы начали свою юридическую борьбу за наши земли - арестованные 110 соток. Для начала мы оцифровали на карте все арестованные участки в Сочи, чтобы каждый мог видеть свои согласно спискам. И выложили это в соответствующих группах. Не все из этих участков попали под суды, но под арестом списки остаются и до сих пор, так как в отношении пресловутых «Неустановленных лиц» из девяностых следствие идет до сих пор, и этому не видно ни конца, ни края. Выглядело это как раковая опухоль на теле города, причем в огромном масштабе.

Карта списков участков в Сочи
Карта списков участков в Сочи

А в конце декабря 2021 года нам на почту пришло вот такое письмо:

«Макаров Юрий, Макарова Анна, Макарова Виктория.

Я пишу, чтобы сообщить, что заявление на получение гражданства за инвестиции господина Макарова Юрия и семьи было одобрено министром, ответственным за гражданство за инвестиции, как указано в Положении 5 (14) (а) Закона о гражданстве за инвестиции, 2013 и поправки к нему.

Для завершения процесса получения гражданства и в соответствии с Правилом 5 (15), подпунктом (а) и Правилом 7 остаток платы за обработку и необходимый взнос в Национальный фонд развития должны быть внесены в течении тридцати (30)дней с момента этого уведомления. ...

Взнос в Фонд национального развития составляет 100 000 долларов США. Эта сумма должна быть выплачена непосредственно в Фонд условного депонирования, указанный в «Форме подтверждения инвестиций» АВ4.

Мы сообщаем, что в настоящее время доступны два варианта банковских операций для облегчения выплаты вышеуказанной суммы. Банковские инструкции следующие:"

... Далее шли реквизиты американских банков-посредников и коммерческого банка Антигуа как конечного получателя платежа.

Без оплаты все это аннулировалось, но теоретически в январе 2022 года SWIFT еще работал (будущего ведь никто не знал, мы находимся в конце декабря года 2021) и вроде бы такую оплату можно было легко провести со счета любого крупного российского банка. Анатолий когда-то рекомендовал мне описание нашей истории назвать так: «Последний вагон».

Ежемесячная выручка от аренды на конец 2021 года колебалась в пределах 2,5 - 2,9 миллиона рублей, под нашим управлением находилось порядка 55-60 объектов размещения (почти все - дома нашего производства).

Так наступал 2022 год. В третий раз мы отметили его в кругу друзей, гостей наших поселков и сотрудников-коллег, в нашем общественном пространстве.

Пространство Great Cat, встреча 2022 года
Пространство Great Cat, встреча 2022 года

Часть 3. Продолжение дальнего поиска земли. В третий раз на Карибы. Теперь уже наверняка.

Как помнят уважаемые читатели, вследствие ряда факторов мы решили снизить ценовой сегмент поиска частного острова на Карибах до одного миллиона долларов. И, кроме того, рассматривать для теста не только острова целиком, но и землю на островах. Из-за такого решения спектр предложений существенно расширился.

В ноябре 2021 года я анализировал различные предложения земли на Багамах и частные острова площадью от 30 соток (необходимый минимум для поселков нашего формата) до нескольких гектар. Таких предложений там была масса, включая даже частные острова или их значительные части. К примеру, часть острова Chub Cay на архипелаге Берри Багамских островов стоила 495 тысяч долларов, а площадь была 3 гектара. По меркам Сочи это было очень и очень дешево, хотя аренда на Багамах существенно дороже. Но и строить там намного сложнее, это же острова.

Получение от министра принципиального одобрения гражданства Антигуа и Барбуды снимало страновые риски иностранца - к примеру, риск того, что счет или фирму не откроют или того, что обязательным был иностранный директор. Теперь функцию директора могли бы взять на себя и мы, так как являлись бы гражданами одного из государств Карибского бассейна. И хотя у нас было лишь одобрение от министра, но оплата еще не прошла и процесс следовало закончить, - это давало большое потенциальное преимущество.

Мы решили сделать так: как только закончатся январские новогодние праздники 2022 года и откроются банки, - провести оплату взноса за гражданство, а потом ждать проведения транзакции (в иных случаях это могло занять месяц или даже два). Тем временем я бы слетал в третью экспедицию на Багамы.

Ну а пока что мы спокойно получили Шенгенские визы в Грецию и планировали после Нового Года слетать на неделю в Афины. Во-первых нужен был Шенген (у меня до этого не было поездок в Шенгенскую зону), а во-вторых, - просто отдохнуть. Благо, из Краснодара летал дешевый рейс прямо в Афины.

Итак, 3 января мы с Аней и Викой, которой не исполнилось еще и двух лет на тот момент, - полетели в Афины. Кстати, Вика прекрасно перенесла перелет. Ни в этот первый раз, и ни разу после этого, - в самолетах она не плакала.

Еще сохранялись, но уже ослабевали ковидные ограничения, хотя перед перелетом все равно надо было показывать ПЦР тест и одевать маски. В январе с этими ПЦР тестами мне еще предстояло хлебнуть проблем на Кубе.

Табло рейса Краснодар - Афины
Табло рейса Краснодар - Афины

В Греции, в Афинах мы разместились в районе Palaio Faliro по совету одного знакомого грека, у которого мы покупали участок в Сочи. Несмотря на январь, стояла прекрасная, в основном солнечная погода, а температура колебалась в пределах 15-19 градусов. Район был хорошим, туристическим, около моря. Мы гуляли по набережной, ездили на местных современных трамваях (что в Афинах, что в Стамбуле трамвай, - классный и удобный транспорт). Мы посетили Акрополис, парк Ставрос около Олимпийского центра, многие другие парки и места Афин, включая и запоминающийся рынок.

Афины в целом произвели на нас положительное впечатление и я даже поездил по окрестностям с риэлтором, чтобы оценить, какие земли для поселков нашего типа можно было бы купить в окрестностях Афин. И участки были, в том числе прямо на берегу моря, причем существенно дешевле Сочи и с хорошей транспортной доступностью вблизи от Афин.

С высоких скалистых берегов южной оконечности полуострова, всего в тридцати километрах от Афин, с этих участков открывался превосходный вид на Эгейское море даже в пасмурную погоду.

30 км к югу от Афин, участок в продаже на берегу Эгейского моря
30 км к югу от Афин, участок в продаже на берегу Эгейского моря

Эти осмотры с первого взгляда не имели большого практического смысла, однако я уже знал, что информация такого рода, полученная с помощью личных ощущений сама по себе несет большую ценность и такими возможностями нельзя пренебрегать. Это как раз тот случай, когда работа прочно вплетена и в отдых, и в саму жизнь. Тем более Греция, как туристическая страна юга Европы, граничащая с морем, - входила в периметр наших потенциальных интересов масштабирования. Кстати, в Греции классные рыбные рынки. Продают кучу разной рыбы, всяких осьминогов и прочих гадов.

Рыбный рынок Афин
Рыбный рынок Афин

Но неделя подходила к концу и пора было возвращаться. 10 января без всяких проблем и приключений мы вернулись в Краснодар, а потом в Сочи. Кстати, Вика превосходно перенесла все путешествие и ей такое понравилось. Я думал, что все будет гораздо сложнее, но на самом деле все прошло отлично.

Однако, нужно было готовиться к третьей поездке на Багамах. Мы отправили платеж за инвестиции через Альфа - банк в американский банк - корреспондент и стали ждать завершения транзакций, а я тем временем 21 января 2022 года снова полетел на Багамы. Как и в прошлый раз, предстояло много сложных и относительно дорогих перелетов, поэтому летел я один, без семьи.

На этот раз мой маршрут был из Москвы в Гавану на Кубе, а оттуда, - в Нассау. И Куба, и Багамы, - безвизовые страны для россиян. Действовали ковидные ограничения, необходимо было предъявлять ПЦР тест, который действовал двое суток. В январе 2022 года пространство над Европой и США еще было открыто для российских рейсов и поэтому существовал прямой рейс Аэрофлота Москва - Гавана, на который я и взял билет. Там мне предстояла пересадка в этом же аэропорте на рейс в Нассау, столицу Багамских островов. До этого на Кубе я никогда не был.

На Кубе у меня было достаточно времени для пересадки, но самолет опоздал на пару часов. Выстроилась огромная очередь в аэропорте Гаваны на паспортный контроль, потому что у них смотрели ковидные документы и вносили руками записи в бумажные журналы. Я путешествую только с ручной кладью, когда один. Чувствуя неладное, я сумел без очереди пройти контроль и выйти в зал аэропорта Гаваны, и я еще успевал на регистрацию на рейс до Нассау. Но ни на одном экране не было информации о моем рейсе. А время шло. Кое-как я выяснил, что мой рейс вылетает из другого терминала этого же аэропорта, регистрация закончится минут через пять.

Но тут выяснилось, что между терминалами одного аэропорта Гаваны надо передвигаться на такси, а ни одного такси не было, да и не успеешь там доехать. В Гаване трудно вызвать такси, так как не работают мессенджеры, а свободные такси не всегда стоят даже около аэропорта. В итоге я застрял на Кубе, а следующий рейс на Багамы был только через два дня.

Роуминг не работал, была только вайфай связь у аэропорта, да и та низкого качества. Симки тоже не продавались. Я связался с Аней, чтобы она забронировала мне жильё. Букинг там тоже не работал. Кое-как работал серый Айрбнб, и за несколько часов Аня смогла меня выручить - забронировала номер около аэропорта через Айрбнб. К слову, в аэропорте Гаваны снаружи (не в зоне дьюти фри) тогда не было даже еды, кроме чипсов в единственном магазине и пиццы в другом. При этом все было дорого, а пицца была худшей из всех, какие я только ел в своей жизни.

Но хозяева в доме были гостеприимны. На первую ночь меня поселили в какую-то семью с детьми, прямо в их дом. То есть это был не гостевой дом, а прямо спальня в доме хозяев. На следующий день отселили уже в гостевой дом, он освободился. В окрестностях аэропорта жилые улицы, но я не нашел ни одного продуктового магазина и видел очередь за зелеными бананами, которыми торговали с капота машины. И это на Кубе.

К тому же заканчивался ПЦР тест и надо было делать новый. Единственная американская клиника во всей Гаване, где иностранцы могли сделать такой тест, находилась в центре. Очередь там надо занимать в пять утра. В 3.50 утра 23 января я встал, чтобы занять очередь на сдачу ПЦР теста, без которого не мог вылететь с Кубы. Кое-как нашел такси, на это ушел час.

Часов в 10 я смог пройти тест, но выдача результатов была только на следующий день после 11, а в 15.10 был рейс на Багамы. И еще ехать там на такси минут 40, а результат теста тоже только через такую же очередь. Кое-как, объяснив ситуацию, пробившись через очередь, заставив ждать таксиста пару часов (потому что не был уверен, что быстро найду другого), 24 января в 13 часов я получил результат теста и в 15.10 смог, наконец, вылететь в Нассау.

Во всех этих приключениях Аня помогала мне постоянно с оплатами и бронированиями - ведь нужно было еще получить и оплатить уже просроченную Health Travel Visa На Багамах. С Кубы я улетел с облегчением - более сложной страны для самостоятельного путешественника я не припомню, даже в отдаленных районах Китая мне было проще, хотя там мало кто знал английский. Но люди на Кубе в целом добрые и готовы помочь. Это радует. Кстати, таксист вез меня в аэропорт на Ладе, а вообще такси там часто древние американцы годов шестидесятых или семидесятых. Улицы на Кубе бедные, но колоритные.

Улица Гаваны, Куба, район аэропорта
Улица Гаваны, Куба, район аэропорта

Итак, 24 января 2022 года я в третий раз прибыл на Багамы, в город Нассау. После скудного рациона Кубы набрал себе сразу еды в супермаркете на всю командировку. К слову, на Карибах (кроме Кубы, там своя история) выбор еды в супермаркетах хороший и есть огромные продуктовые супермаркеты. Но ассортимент очень отличается от того, к которому мы привыкли. Очень много консервированной еды разного рода, - ее проще хранить и перевозить в постоянно жарком климате. Свинина и говядина есть, но распространена слабо, - основным мясом является курица. Часто в магазинах попадается козлятина. Цены на продукты в среднем существенно выше, чем в России, но некоторые продукты стоят практически столько же. Это по состоянию на начало 2022 года.

Продукты из супермаркета, Нассау, Багамы
Продукты из супермаркета, Нассау, Багамы

25 января я снова вылетел на архипелаг Эльютера, ближайший к столице, и проехал его весь с севера на юг, осмотрев множество участков земли и несколько небольших островков. Я не стану утомлять читателей описанием каждого объекта, потому что объектов было много и их описание было бы однообразным. Скажу лишь, что каждый из них имел береговую линию, - иногда с пляжем, иногда с коралловой скалой. Осмотрев все, я вернулся в Нассау.

26 января я вылетел в аэропорт DEADMANS CAY на южном архипелаге Лонг-Айленд, который населяют примерно три тысячи человек.

Рейс Нассау - Лонг-Айленд, Багамы.
Рейс Нассау - Лонг-Айленд, Багамы.

Самолеты были все меньше и меньше, и все же самолет был рейсовым. Так как для меня все это было новым - я все фотографировал. Там сидишь буквально за спиной пилота, а пассажиров всего четверо.

Салон рейсового самолета Нассау - Лонг-Айленд
Салон рейсового самолета Нассау - Лонг-Айленд

На Лонг-Айлэнде есть очень красивые земли, мы с Филлипом объездили весь архипелаг и посмотрели множество объектов. Есть земли в десятки гектар, протянувшиеся через весь остров, - от пологого песчаного пляжа западного берега до обрывистого восточного, который смотрит в сторону Атлантического океана. Есть там и так называемые Hole, - глубоководные круглые впадины, которые любят дайверы.

Голубая "Дыра" Blue Hole, Лонг - Айленд, Багамы
Голубая "Дыра" Blue Hole, Лонг - Айленд, Багамы

Есть многокилометровые пляжи с чистейшим песком. Очень мало людей, они почти не встречаются, - ведь главный остров протянулся с севера на юг на целых сто километров по прямой - это сотни километров сложной береговой линии как с востока, так и с запада. В некоторых местах остров узкий настолько, что пройти его поперек можно и за десять минут, а в других его песчаные косы и маленькие островки архипелага растянулись в ширину на двадцать километров. Это очень колоритный и яркий архипелаг, больше всего похожий на Cat Island из предыдущей поездки, но побольше.

Так как я смотрел все больше и больше объектов, то я мог все более объективно сравнивать характеристики объектов по целому ряду параметров. У меня была даже табличка с такими параметрами. Там я отмечал, есть ли у объекта пляж, каковы его видовые характеристики, площадь, полная и удельная цена, какие коммуникации есть в наличии, каково состояние подъезда, расстояние до аэропорта, присутствие рядом интересных объектов и ресторанов, магазинов и так далее.

Атлантическая сторона Лонг - Айленда
Атлантическая сторона Лонг - Айленда

Но самым интересным путешествием третьей Багамской экспедиции оказалось путешествие на остров Chub Cay (Чаб Кей) архипелага островов Берри. Острова Берри, так называемая «Рыбная чаша» Багамских островов, - населяют всего 807 человек, а на Чаб Кее живут и вовсе 46 человек. Поэтому туда не летают рейсовые самолеты, а прилететь можно только на частном джете или приплыть на яхте. И северо-восточная часть этого Чаб Кея, площадью три гектара, - продавалась за 495 тысяч долларов. Так как другого варианта не было, мы тоже вылетели туда частным самолетом. Я впервые летал на таком. Я не помню, сколько это стоило точно, - но около 400-500 долларов за перелет.

Конечно же я фотографировал этот самолет как снаружи

Частный рейс на Чаб Кей островов Берри
Частный рейс на Чаб Кей островов Берри
Перелет на Чаб Кей, острова Берри, Багамы
Перелет на Чаб Кей, острова Берри, Багамы

На Чаб Кее, куда мы отправились с Филлипом, нас ждала машина, которая отвезла нас к северо-восточной части острова, где дорога заканчивалась. Дальше были потенциальные владения нового хозяина, и предстояло идти пешком. По сути в продаже была часть окончания острова с длинным мысом.

Интересен факт, что остальной частью острова владеет Джордж Бишоп, основатель нефтегазовой компании GeoSouthern Energy (он основал компанию в 1981 году, когда я еще не родился), миллиардер. Благодаря его усилиям в Чаб Кее есть аэропорт, принимающий международные рейсы (на соответствующих полосе самолетах), таможня и современная марина.

Почему ему не нужна была дальняя часть острова всего за полмиллиона долларов, - это загадка. В целом это интересное место для туристов, которые ищут максимально уединенный отдых, - но логистика сложновата.

Плюс полетов на частном самолете, - можно попросить пилота пролететь там, где именно тебе необходимо и осмотреть объект еще и с воздуха, что мы и сделали на обратном пути. Кстати, при живом общении мой английский заметно улучшался. Практика очень важна.

Чаб Кей, облет острова.
Чаб Кей, облет острова.

В итоге остров Чаб Кей был последним, который я посетил в третьей поездке. На этот раз я посмотрел массу вариантов в диапазоне от двухсот тысяч долларов до миллиона, и многие мне понравились. Оставалось лишь выбрать нужный и совершить удаленную сделку, оплатив землю из российского банка международным переводом, предварительно поторговавшись. Все это на Карибах делается с помощью адвокатов и риэлторов, по доверенностям, - потому что покупатель и продавец находятся в разных странах и обычно даже не встречаются лично.

Северо-восточная оконечность Чаб-Кея
Северо-восточная оконечность Чаб-Кея

Таким образом, моя миссия поиска на Карибах, состоящая из трех экспедиций, была практически окончена. Мы прилетели обратно в столицу, в Нассау. Вечером Филлип Кемп пригласил меня в бар, куда ходят только местные. Это было интересно, потому что белые туристы там обычно не появляются.

Там все хотели поговорить со мной, и это было забавно, потому что в их барах обычно играет громкая музыка, и приходится говорить на повышенных тонах. При этом мой английский оставлял, мягко говоря, желать лучшего, а у них был специфическй карибский акцент.

Тем не менее, мы с удовольствием общались. Из напитков они пьют на Багамах как традиционные на Карибах ром-колу и пиво, так и знаменитый на Багамах коктейль Bahama Mama, - основой которого является ром и часто кофейные ликеры, а мешается он с апельсиновым, грейпфрутовым или ананасовым соком. Женщины часто предпочитают вино, в основном белое. Выбор вин довольно хорош как на Багамах, так и на других туристических Карибских островах. В общении местные довольно простые, любят ярко выражать свои эмоции, громкую музыку и обсуждение обычных жизненных тем.

Местный бар, Нассау, Багамы
Местный бар, Нассау, Багамы

1 февраля, рейсом авиакомпании «British Airways» Нассау - Лондон Хитроу, без всяких приключений я прилетел в Англию, где пересел без визы (так как был внутри одного аэропорта, сейчас для россиян это невозможно) на самолет авиакомпании «Аэрофлот», следующий из Лондона в Москву.

У меня сохранилась уникальная фотография, - февральский рейсовый самолет по прямому рейсу Лондон - Москва, 2 февраля 2022 года.

Прямой рейс Аэрофлота Лондон - Москва, 2 февраля 2022 года
Прямой рейс Аэрофлота Лондон - Москва, 2 февраля 2022 года

4 февраля я прибыл в Сочи, где меня встречала семья.

Часть 4. События февраля и марта 2022 года.

К началу февраля 2022 года ситуация выглядела так:

1. Аренда приносила порядка 2,5 - 2.9 миллионов рублей в месяц.

2. На производстве одновременно производилось несколько модулей из новых стандартных деталей.

3. Мы планировали строить завод и поселок в южных пригородах Краснодара, земли были уже куплены.

4. Мы совершили платеж за гражданство Антигуа и Барбуды, но транзакция еще не прошла.

5. Я совершил третью поездку на Багамы, до 15 февраля мы должны были окончательно определиться с островами и их землями, подать оффер и оплатить сделку с помощью международной транзакции; после чего мы планировали экспортировать модульные дома с Краснодарского завода на Карибы.

6. Мы планировали открыть еще несколько поселков в разных странах, прежде всего в Европе, так как земли в Сочи стали выше европейских и багамских, а аренда была дешевле. А у нас конечный клиент в бизнес-цепочке, - арендатор.

К середине февраля мы с инвесторами определились, что будем покупать на Багамах. По целому ряду сравнительных характеристик, исходя из опыта, логики и здравого смысла нами был выбран участок на Лонг-Айленде. Это был участок земли, который протянулся с востока на запад через весь остров, от атлантического до карибского побережья и имел два песчаных пляжа протяженностью порядка трехсот метров. Через него проходила дорога и все коммуникации, доступ к аэропорту с рейсовыми самолетами был простым.

Участок был поистине огромен - более 30 гектар земли, то есть три тысячи соток. В то же время его стоимость составляла 495 тысяч долларов. То есть даже без торга сотка земли при курсе января 2022 года стоила 13 тысяч рублей, что было в 100 - 150 раз дешевле цен Сочи. Так как в среднем наш дом в поселках удельно занимает порядка трех соток земли с учетом всей общей инфраструктуры, - на таком участке мы свободно могли разместить до тысячи домов собственного производства. Игра стоила свеч, даже со всеми неизвестными. К тому же мы рассчитывали в скором времени получить гражданство Антигуа и Барбуды, что практически гарантировало нам открытие банковских счетов на Карибах для ведения бизнеса.

В районе 15 февраля 2022 года мы подали официальный оффер на покупку этого участка, предложив за него 435 тысяч долларов, или 34 миллиона рублей по тому курсу.

Торг шел до 24 февраля и остановился в районе 465 тысяч долларов.

В районе 15 февраля нам сообщили, что транзакция на Антигуа успешно прошла и власти приступили к изготовлению наших паспортов и сертификатов о натурализации.

18 февраля паспорта для Ани и Вики были готовы, и нам прислали их фотографии; мой же паспорт по каким-то причинам готов еще не был.

21 февраля было объявлено о том, что ЛНР и ДНР признаются независимыми. То, что это означало войну, я понял мгновенно, ждать 24 февраля мне было не обязательно. То, что это приведет к блокировке международных платежей и системы SWIFT, - я понял тоже практически сразу же. Догадался я и о том, что все наши планы с Новороссийским торговым портом и экспортом под угрозой.

23 мне выдали паспорт Антигуа и Барбуды и прислали его фотографию.

24 февраля было начато полномасштабное вторжение. Хоть я этого уже ожидал, - все равно выглядело это дико нелепо. Все эти колонны танков, бомбежки. Я родился в Грозном и помню взрывы на Карпинском кургане и автоматные очереди (мы уехали до войны, но уже взрывали, брали военные склады и стреляли на улицах). Но все это осталось в далеком детстве и я никак не ожидал, что такое повторится, а уж тем более с Украиной.

Сразу после начала боевых действий программа гражданства за инвестиции для россиян, украинцев и белорусов оказалась замороженной, но мы успели его получить буквально в последний момент.

Однако в России перестали работать банковские переводы за границу по системе SWIFT, а также DHL и FedEx. Перестало работать очень многое (в том числе и Booking, и AirBNB, и международные перелеты по всем направлениям, - и все это касалось нашего бизнеса непосредственно). Но в первую очередь мне нужно было получить наши паспорта. Я вообще не был уверен, что по российским паспортам теперь можно будет летать в Европу или на Багамы. А паспорта Сент-Джонс отправлял только международными компаниями FedEx или DHL, которые сразу же прекратили работу в России. Что делать?

Кроме того, нам необходимо было срочно открыть иностранные банковские счета, - ведь от этого зависил весь международный проект. И открыть юридические лица за границей, причем как можно скорее. Ведь мы не знали, что произойдет буквально через неделю.

Так как ближайшими к Сочи доступными офисами FedEx и DHL теперь были офисы стран Закавказья, а я уже бывал в Грузии в 2019 году; так как в Грузии можно было находиться год без визы россиянам просто по загранпаспорту, так как Грузия имела международный курорт и порт в Батуми и Поти, так как в Грузии легко открывали юридические лица и счета россиянам и можно было вести легальный бизнес; и, наконец, по причине простой логистики перелетов, - мы выбрали ближайшей первой иностранной базой Грузию, а именно Батуми.

Там я должен был получить антигуанские паспорта на семью, там мы планировали открыть фирму, счет фирмы, купить какую-то базовую недвижимость, а в идеале и участок земли под поселок.

Кстати, один нюанс, о котором мы не забыли, и о котором не следует забывать. Если Вы получили второе иностранное гражданство, - надо уведомить об этом Российские органы МВД, что мы и сделали. Иначе можно попасть под уголовное дело. Хотя некоторые не делают это сознательно.

Логика моих стратегических действий была прозрачная. Перспективы российского бизнеса стремительно сокращались, перспективы международного быстро росли по отношению к российскому. Нам нужно было срочно создать точку опоры в реальном мире за границей, тем более наши новые паспорта гарантировали нашей компании отсутствие многих запретов, - Карибский проект теперь не был под прямой угрозой. Тем не менее переговоры по покупке участка на Лонг-Айленде мы вынуждены были заморозить, так как SWIFT прекратил работу и мы пока не могли оплатить участок международным переводом. Следовало настроить новую инфраструктуру в изменившихся условиях.

Кстати, чуть не забыл о важном, - 21 февраля в поселке Green Eagle мы поставили отдельный большой домик для котов, - с отоплением, спальными местами, поилками, кормушками, окнами и дверьми.

23 февраля мы открыли микропоселок SKY GREEN WOOD на большой высоте на Каштанах (Сочи), дома в котором шли на продажу. Это был сложный инфраструктурный проект на самой вершине большого холма.

Микропоселок SKY GREEN WOOD, Сочи
Микропоселок SKY GREEN WOOD, Сочи

Оттуда открывались превосходные виды прямо на снежные горы.

Вид на снежные горы из поселка SKY GREEN WOOD, Сочи
Вид на снежные горы из поселка SKY GREEN WOOD, Сочи

Тогда же, 23 февраля, мы начали заливку дорог в новом поселке «Горный лес» площадью 75 соток, который также планировался на продажу.

То есть работа не прекращалась ни на день, несмотря ни на что.

3 марта правительство Антигуа и Барбуды отправило наши паспорта в офис FedEx в Тбилиси. 6 марта мы с Анатолием вылетели в Армению, так как прямых рейсов с Грузией тогда еще не было, потом они появились. Переночевав в Армении, мы с армянином (сыном нашего друга и соседа Степана) выдвинулись на автомобиле в Грузию, пересекли границу в Садахло и 8 марта были в Тбилиси. Там на авторынке Руставели мы купили Hunday Elantra за 5,5 тысяч долларов и на нем отправились в Батуми.

11 марта моей дочке Вике исполнилось два года.

А 13 марта 2022 года мы с Анатолием впервые прибыли в город Батуми.

Батуми, район башни Алфавит
Батуми, район башни Алфавит

Город порадовал меня своей архитектурой (сочетание небоскребов и красоты старого города), кухней, общей доброжелательностью местных жителей. Был март 2022 года, самое начало войны. Мы ожидали возможного негатива в отношении нас, как россиян. Но ни тогда, ни позже, - я ни разу не сталкивался не только с открытой недоброжелательностью, но даже и с какими-то незначительными замечаниями в сторону нас, как русских. Конечно же, и мы вели всегда вежливо и уважительно. Наоборот, всегда в Грузии я сталкивался только с позитивным отношением. Кстати, русский язык в той или иной степени там знают почти все, исключая разве что небольшую часть молодежи.

А 15 марта мы одним днем съездили в офис FedEx в Тбилиси, где я наконец получил наши долгожданные паспорта, которые открывали всем нам и нашей Компании большое окно возможностей.

Получение паспортов Антигуа и Барбуды
Получение паспортов Антигуа и Барбуды

16 марта мы приступили к поиску участков под поселок в окрестностях Батуми. Следует сказать, что иностранцы могут покупать в Грузии пустые земельные участки, но только если они имеют несельскохозяйственное назначение. Земли с сельскохозяйственным назначением могут покупать только грузины или юридические лица, в которых совокупная доля иностранцев не превышает 49 процентов. Поэтому мы искали участки именно несельскохозяйственного назначения.

Еще в качестве базы мы купили небольшую однокомнатную квартиру на улице Лермонтова. Туда мы зарегистрировали фирму, которую без проблем открыли в Батуми. На эту фирму мы открыли и банковский счет. К слову, в марте 2022 еще не было наплыва релокантов в Грузию и квартиры в Батуми стоили в три раза дешевле сочинских, то есть сумма сделки была меньше, чем наша месячная выручка от аренды поселков.

Участков мы посмотрели несколько, но с конкретным не определились. Программа минимум была выполнена и 24 марта мы вернулись в Россию. Аня встретила нас в аэропорте Сочи с огромным гербом Антигуа. Полицейские косились на это, но ничего не говорили.

К слову, я думал тогда, что война скоро закончится, - я не верил, что настолько ненормальная ситуация может продолжаться долго. Я все ещё думал, что есть какой-то план у руководства страны, - сложно было поверить, что все это происходит именно вот так, что идет просто настоящая война. Как показало будущее, - никакого плана там не было, или же он сорвался в самом начале. Тем не менее, речи о мобилизации тогда не было, наши сотрудники продолжали трудиться на производстве, хотя среди них были молодые парни после армии.

На этом закончился март 2022 года. Коты прекрасно чувствовали себя в своем новом доме. Дело в том, что к тому моменту в поселке уже жило от десяти до пятнадцати приблудных котов, которых кормил поселок, но лишь пятеро из них жили именно в нашем с Аней доме, остальным тоже нужна была крыша над головой, которой теперь служил кошачий домик.

Домик для котов, поселок Green Eagle, Сочи
Домик для котов, поселок Green Eagle, Сочи

Часть 5. Прибытие на Карибы и наши планы на Антигуа.

К апрелю 2022 года ситуация сложилась таким образом, что для создания Карибской части бизнеса нам требовалась и фирма, и счет на самих Карибах. Без этого покупка земли в том регионе не имела смысла, а значит, - мы не могли продвинуться другим путем.

Мы решили создать связную географическую структуру контура будущей международной Компании.. Для этого первым шагом нужно было сформировать три кластера, - в Батуми, как самой ближней и простой локации, в которой уже есть якорь. На Карибах, так как там было и гражданство, и самый высокий потенциал развития Компании. И в в прибрежных странах Европы, но в третью очередь; со страной там мы на тот момент не определились.

Батумскую фирму и счет мы уже зафиксировали. Следующим необходимым кластером были Карибы. Так как теперь мы были гражданами Антигуа и Барбуды и нам все равно предстояло всем туда лететь, чтобы принять присягу (это обязательное требование при получении гражданства), - мы решили лететь туда всей семьей. По нашему плану, эта командировка должна была занять от трех до пяти месяцев.

Так как российский бизнес функционировал уже понятно и устойчиво, то он не требовал моего личного присутствия. Главным в России был теперь Анатолий, как мой первый заместитель. Производством по-прежнему руководил Сергей, а IT - сектором и его развитием (а также рядом других дел), - Виталий. Офис был под надежным контролем наших офисных сотрудников, Ольга отправляла мне стандартные отчеты. Новых поселков из-за высоких цен на землю мы больше открывать не планировали. По сути, я уже не был нужен этому взрослому российскому бизнесу.

К слову, Новороссийский порт закрылся на торговлю экспортными и импортными товарами (за исключением разве что нефти), и не принимал больше грузы. Мы ждали скорого конца войны в апреле и пока что оставляли свои планы по краснодарскому заводу в силе, хотя я уже начинал чувствовать, что планы эти нужно будет кардинально менять.

Учитывая все эти факторы, я сделал ряд необходимых доверенностей, вышел из абсолютного большинства российских юридических лиц. Теперь моим делом была заграница.

29 апреля я, Аня и двухгодовалая Вика отправились в дальнюю дорогу. На остров Антигуа, где мы не были еще никогда. Путь наш лежал из Сочи в Стамбул, из Стамбула в Лондон (гражданам Антигуа и Барбуды виза в Великобританию не требуется), из Лондона прямым рейсом на Антигуа, в VC Bird International Airport. В Стамбуле мы пробыли с 29 апреля по 2 мая, осмотрев многие достопримечательности, в том числе прогулялись на кораблике по Босфору.

Мы с дочкой на фоне Собора Святой Софии (Айа София), Стамбул
Мы с дочкой на фоне Собора Святой Софии (Айа София), Стамбул

2 мая из Стамбула без всяких приключений мы прилетели в аэропорт Лондона Хитроу, где на такси сменили аэропорт на Гатвик, откуда вылетал наш рейс на Антигуа. Мы переночевали в гостинице около аэропорта и следующим утром рейсом авиакомпании British Airways вылетели на Антигуа.

Мы прибыли в полную неизвестность. С собой не было банковских карточек, российские уже не работали. Только кэш. У нас не было ни одного знакомого на Антигуа. Погранконтроль мы прошли без проблем, так как по документам в качестве граждан вернулись в свою страну. В реальности же мы вышли на площадь перед аэропортом и должны были добраться до какого-то места, которое называлось Джоли Харбор и там были отели. С помощью таксиста мы нашли отель и заселились туда за 200 долларов в сутки, втроем, в самый обычный номер. Да, цены там кусались, Карибы в отношении краткосрочной аренды очень дороги.

3 мая 2022 года, на балконе этого отеля, мы фотографировали Карибский закат. Звучит это проще, чем есть на самом деле. Все же это было дальнее путешествие, с двухлетним ребенком, с коляской, - в неизвестность. Но, надо отдать Вике должное, - она превосходно перенесла поездку, не доставив нам с Аней неприятностей.

План был следующий:

1) Подключить местные сим-карты,

2) Найти жилье с арендой помесячно как можно быстрее,

3) Найти способы обмена криптовалют,

4) Открыть фирму и счет в банке,

5) Получить все необходимые документы (автомобильные права, социальный ID и т д),

6) Купить бывший в употреблении автомобиль,

7) Найти и купить землю под будущий поселок нашего формата, изучить рынок аренды и технологии строительства,

8) Найти связи на острове, выход на правительство,

9) Получить разрешение на строительство и провести коммуникации к участку.

Вот таким был наш план минимум, ну а после планировалось построить курорт и управлять его арендой, а потом масштабировать.

Впереди нас ждала полная неизвестность. Хоть у нас и был план, но он был теоретическим. Мы еще почти ничего не знали о внешнем мире, о Карибах, о загранице. Все, что было впереди, - было загадками, элементами ещё неизведанного пути. «Опасное это дело, Фродо, - выходить за порог: стоит ступить на дорогу, и, если дашь волю ногам, неизвестно, куда тебя занесет» (с).

И все же у нас был план, и план этот был взят не с потолка. Потому что кое-какой опыт у нас все же уже был. Этот опыт был из другой страны, из совершенно другой среды, - и все же он был. Мы уже умели бороться с проблемами, преодолевать препятствия. Поэтому мы были готовы к будущему, каким бы оно ни было. Не только мы, но и вся наша Компания, все наши друзья, - принимали этот вызов на своем пути.

Правда, мы не подозревали о нескольких вещах, о которых мы не могли знать тогда в принципе, потому что даже и не задумывались о их существовании.

А пока мы просто наслаждались теплым карибским воздухом и спокойствием после дальней дороги, сидя под ночным карибским звездным небом на балконе отеля на далеком острове Антигуа - в первую нашу ночь на Восточно-Карибских Наветренных островах.

Леди и джентльмены, уважаемые читатели, я благодарю вас за внимание и заканчиваю на этом седьмую главу моих предпринимательских историй. Мы прошли период с сентября 2021 года по май 2022, прошли путь от Сочи до Антигуа. Впереди много интересных событий на пути построения международной Компании - с каждой главой мы приближаемся к году 2025, к настоящему времени.

Я желаю вам здоровья, удачи, успехов в хороших делах; до новых встреч!

Пляж в районе Jolly Harbour, остров Антигуа, Антигуа и Барбуда
Пляж в районе Jolly Harbour, остров Антигуа, Антигуа и Барбуда
1
Начать дискуссию