Проектный офис: реальная польза или бюрократия?

Пост на тему управления проектами вызвал интересную дискуссию в моем блоге в Тенчат, а что вы думаете про Проектный офис?

Насколько это реально работающий орган, приносит ли он пользу бизнесу и руководителям проектов в частности? Был ли в вашей практике эффект от его работы или это была всего лишь очередная бюрократическая прослойка?

Проектный офис – это подразделение компании, которое обеспечивает и поддерживает все процессы управления проектами

Из моего опыта у проектного офиса было несколько основных функций, можете посмотреть примеры в карточках ↑

Кому же нужен проектный офис?

  • Проектным бизнесам с большим количеством проектов (более 5-7). Из моего опыта проектный офис точно полезен строительным компаниям, консалтинговым ИТ компаниям
  • Непроектным организациям с большим количеством разноплановых проектов (более 10-15) и не профессиональными руководителями этих проектов. Из моего опыта это и холдинговые структуры, где разные руководители реализовывали внутренние проекты от изменений в компании до модернизации производства. Также я создавала проектный офис в университете, количество различных проектов в котором было более 30, а управляли ими как обычные преподаватели, так и руководители кафедр и факультетов.
  • Компаниям, где есть существенный дефицит общих ресурсов (прежде всего человеческих), и проекты «конкурируют за этот ресурс». Важно видеть актуальную картину по всем проектам, ресурсам, централизованно перераспределять их между проектами.

Основные сложности в работе проектного офиса:

  • Специалист(ы) должны обладать не только знаниями в области управления проектами, но и понимать все бизнес-процессы компании. В противном случае их работа будет формальной, вызывающей раздражение и сопротивление у членов проектной команды
  • Четкое разграничение полномочий. Вы должны решить и закрепить какие права есть у проектного офиса. Он выполняет только обеспечивающую функцию или принимает какие то решения, вмешивается в ход проекта. Ролевая структура проекта вам в помощь!

Положительные эффекты от работы проектного офиса:

  • По всем проектам в онлайн режиме доступна вся информация
  • Эффективное использование ресурсов компании
  • Высокой уровень навыков и компетенции у сотрудников и руководителей проектов
  • Снижение рисков проектов
  • Оптимальные значения KPIпроектов (срок выполнения, качество, фин показатели)
  • Отсутствие коммуникационных провалов и транзакционных издержек по проектам

Но как встроить проектный офис в существующую оргструктуру компании?

Из своего опыта сделала вывод, что это непростая задача, особенно в непроектных компаниях, где отсутствует проектная культура. Например, что я делала в университете при внедрении в его структуру проектного офиса:

  • Выверенное описание функций, зон ответственности и полномочий проектного офиса
  • Описание ключевых бизнес-процессов и как в них будет выстроено взаимодействие с проектным офисом
  • Встречи с руководителями проектов с разъяснениями зачем создается это подразделение, как оно будет работать и ГЛАВНОЕ - какая польза и выгода от его работы будет для руководителя проекта, фокус на то, как проектный офис будет ему помогать
  • Подбор руководителя проектного офиса с правильными ценностями- прежде всего оказания сервиса внутри компании, а затем уже контроль в интересах высшего руководства

Поделитесь своим реальным опытом в комментариях!

Начать дискуссию