Шесть вопросов, которые спасут проект от критических тайм-аутов в backend-разработке
Критический тайм-аут — это не техническая мелочь, а серьёзный сбой в работе продукта, который сигнализирует о том, что он недостаточно оптимизирован или не готов к реальным условиям. Избежать таких проблем поможет простой и понятный список вопросов и рекомендаций, которым пользуются специалисты SimbirSoft, за плечами которой — свыше 1500 успешных проектов для более чем 800 заказчиков.
Вопросы помогут каждому ИТ-руководителю предотвратить критические простои до и во время реализации проекта по backend-разработке. Изучение материала займёт не более пяти минут.
Как бэкенд-разработчики управляют тайм-аутами
В целом алгоритм действий у специалистов примерно одинаковый: задать в коде или конфигурационных файлах максимально допустимое время ожидания, запустить параллельную обработку, вести мониторинг и логирование. Но что нужно сделать, чтобы не допустить простоев?
Рассмотрим это на кейсе, который наша команда реализовала для компании «Аскона», задав заказчику всего шесть простых вопросов.
Вопрос 1. Каковы цели проекта?
От целей, которые стоят перед разработкой, зависят объем ресурсов (команда и бюджет), концепция проекта и инструменты разработки.
Например, можно уточнить:
- Какие проблемы или задачи решит backend-разработка?
- Почему и точно ли проекту нужна backend-разработка?
- Поможет ли backend-разработка сократить технический долг по проектам?
Если выясняется, что проекту необходимы сложные технологии и нужна глубокая проработка логики (управление базами данных, масштабируемость приложений), то к кейсу подключаются backend-разработчики.
При возникновении технического долга (накопленных проблем и отложенных работ, связанных с качеством тестирования) лучше начать работу с аудита и плана, затем переходить к разработке итерациями. Если проект можно реализовать с помощью стандартных инструментов и CMS, не требующих особой защиты или сложной логики, то использование backend-решения позволит оперативно протестировать бизнес-идею или вывести продукт на рынок.
Признаки, что backend нужен проекту:
- сложная доменная логика и транзакционность;
- много внешних интеграций и обменов данными;
- высокая нагрузка и требования к масштабируемости или очередям;
- чувствительные данные и строгие требования по безопасности и соответствию;
- необходимость устойчивых API и управляемой схемы данных.
Что поможет сократить технический долг:
- стандартизация архитектуры и контрактов, декомпозиция сложных модулей;
- введение CI/CD, автотестов, мониторинга и практик код-ревью;
- плановый рефакторинг проблемных зон и миграция с устаревших зависимостей.
Вопрос 2. Какие задачи будем решать и какой результат хотим достичь?
Каждую цель разбиваем на задачи, которые достигаются за счёт разработки.
Например:
- определить причины зависаний личного кабинета;
- выявить проблемы в работе системы;
- провести мониторинг ресурсов сети и «железа».
Далее определяем, как измерить результат по каждой задаче.
Например: снята нагрузка с основного сервиса, и работа системы стабилизирована — без резких переключений и рисков для пользователей.
Лучше зафиксировать ответы в отдельном документе, чтобы вся информация была у вас перед глазами. После этого можно приступать к следующему шагу.
Вопрос 3. Какой формат работы подходит проекту?
При поиске подходящих решений компании выбирают один из возможных форматов работы.
а) Инхаус-команда — штатные специалисты, которые обеспечивают собственную разработку IT-продуктов, техническую поддержку и развитие информационных систем. Такой формат эффективен в небольших или, наоборот, очень крупных компаниях, где есть отдельные IT-подразделения с большим штатом. Управление инхаус-командой, как правило, эффективно благодаря долгосрочным и устойчивым коммуникациям.
б) Аутсорсинг — передача задач по разработке ПО внешней организации (IT-подрядчику). Аутсорсеры действуют в высококонкурентной среде, поэтому стремятся быть лучшими не только в кодинге, но и в продвижении бренда, управлении персоналом и других бизнес-функциях.
Важный нюанс: IT-компании выстраивают внутренние регламенты так, чтобы весь опыт разработки оставался в компании и не зависел от конкретных специалистов. Они умеют быстро формировать команды под проект и работать в разных отраслях.
в) Аутстаффинг — привлечение специалистов из внешней организации для выполнения конкретных задач. Разработчики могут частично брать на себя запросы или полностью погружаться в проект. При этом юридически они трудоустроены в компании подрядчика: заказчик по договору с аутстаффером временно привлекает нужного специалиста, не оформляя его трудоустройство.
Взвесив все «за» и «против», вы выбираете оптимальный способ решения задач под ваш проект.
Вопрос 4. Как избежать тайм-аутов на проекте?
Независимо от того, кто занимается backend-разработкой — инхаус-команда или внешние эксперты — вы должны постоянно контролировать процесс. Что для этого нужно? Обозначить контрольные точки. Например, регулярные созвоны для сверки дедлайнов и обновления статусов задач. При необходимости — обсуждать и вносить корректировки, решать спорные вопросы. Это позволит сократить время разработки и не сорвать сроки.
«Как руководитель отдела, могу с уверенностью сказать, что для успешной backend-разработки важен комплексный подход. Во-первых, необходимо чётко определить бизнес-задачи и ожидаемые результаты. Во-вторых, важно выбрать подходящий технологический стек и инструменты разработки. В-третьих, нужна сильная команда. И, наконец, без точек контроля ни один проект качественно не реализуется. Такой подход позволил нам успешно реализовать более 1500 проектов по всей России и за её пределами».
Вопрос 5. Как понять причину возникновения проблемы и предотвратить её?
Долгое время проблема может оставаться незаметной. Например, потому что на старте в базе данных было мало информации, и всё работало более-менее стабильно.
И вдруг появляются неожиданные тайм-ауты или падения серверов. Решение простое — регулярно собирать фидбэк от пользователей: они могут жаловаться на зависания личного кабинета, сбои в работе системы, на то, что отчеты формируются слишком долго, а иногда процесс и вовсе обрывается ошибками.
Какие могут быть шаги
1. Протестируйте нагрузку:
- определите с аналитиками примерное количество пользователей;
- рассчитайте RPS (RPS — количество запросов, получаемых сервером за одну секунду) и необходимый объем памяти;
- проведите нагрузочные тесты с разными профилями: обычная нагрузка, пиковые нагрузки и т. д. — всё зависит от ваших бизнес-процессов.
2. Проведите мониторинг и настройте алерты (уведомления сервиса).
Собирая отчеты, можно заметить рост нагрузки со временем, который рано или поздно может превысить «порог комфорта». Понимание того, как пользователи взаимодействуют с ПО, помогает вносить необходимые улучшения и корректировки. Важно держать руку на пульсе — это позволит избежать потери бюджета и данных.
Вопрос 6. Что обязательно следует делать в каждом проекте?
- Обучайте команду. Разработчикам необходимо обладать достаточным набором знаний в той профессиональной области, где реализуется проект. От экспертизы команды зависят планирование сроков, расходов и ресурсов. Например, при проектировании системы критически важна экспертиза архитектора — без этого не стоит и начинать.
- Составляйте MindMap проекта — для визуального и упрощённого представления системы.
- Проводите митапы и тренинги по корректному проведению тестирования и интерпретации результатов.
- Организовывайте вебинары, на которых обучаете сотрудников работе с системами.
- Готовьте специалистов к развертыванию продукта в различных условиях.
И, конечно, важно помнить, что работа по предотвращению критических тайм-аутов — это всегда комплексный подход и непрерывный процесс инвестиции в надежность продукта. Он охватывает систематический мониторинг всех ключевых показателей системы, глубокую оптимизацию производительности на всех уровнях — от серверного оборудования до программного кода, а также подразумевает тщательное тестирование на различных этапах разработки и эксплуатации.